Мировой судья – Носкова Е.А. | № 44а-447-2018 |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 10 апреля 2018 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилева М.Б., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кунгурского судебного района Пермского края от 24.10.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Кунгурского судебного района Пермского края от 24.10.2017 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на один месяц.
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кунгурского судебного района Пермского края от 24.10.2017 в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.8 КоАП РФ не обжаловалось, вступило в законную силу 24.11.2017.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 19.03.2018, заявитель ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи, считая его незаконным и необоснованным.
Дело об административном правонарушении истребовано 21.03.2018 и поступило в Пермский краевой суд 28.03.2018.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, приходу к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 12.2 КоАП РФ управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
В силу пункта 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 2, 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, на механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка. Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ" при квалификации действий лица по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ необходимо учитывать, что объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством: без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них); при наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных для этого местах (в том числе только одного из них); с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков (в том числе только одного из них).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 25.09.2017 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что 25.09.2017 в 10:30 часов на 56 км автодороги Пермь-Екатеринбург водитель ФИО1 управлял транспортным средством LEXUS RX 330, транзитный номер **, на котором отсутствовал задний государственный регистрационный знак "Транзит", чем нарушил требования пункта 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Кунгурского судебного района Пермского края, совершенное ФИО1 деяние квалифицировано по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ.
С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя.
Часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно за управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, а часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
В соответствии с ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 29.06.1993 N 165, знаки "ТРАНЗИТ" выдаются на транспортные средства, временно допущенные к участию в дорожном движении.
В соответствии с пунктом 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Как следует из материалов дела, в частности из протокола об административном правонарушении, рапорта инспектора ДПС, на момент совершения административного правонарушения автомобиль LEXUS RX 330, транзитный номер ** принадлежал Д1., однако на регистрационном учете автомобиль не состоял. Согласно справке инспектора ДПС взвода № ** ОР ДПС ГИБДД М., срок действия транзитного номер ** истек 08.01.2010.
В соответствии с положениями пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Как следует из содержания приведенных норм, знаки "ТРАНЗИТ" - это специальные регистрационные знаки временного действия, при получении которых у законного владельца транспортного средства возникает обязанность по регистрации его в установленном порядке в течение срока действия указанных знаков.
Истечение срока действия установленных на автомобиле регистрационных знаков "ТРАНЗИТ" не означает полного отсутствия регистрационных знаков на транспортном средстве, наказуемого по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ, и влечет за собой иные предусмотренные законом последствия, связанные с нарушением его владельцем обязанности по регистрации транспортного средства в установленном порядке. В силу этого, действия водителя по управлению автомобилем с регистрационными знаками "ТРАНЗИТ", срок действия которых истек, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного не частью 2 статьи 12.2 КоАП, а частью 1 статьи 12.1 КоАП, устанавливающей ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
Таким образом, учитывая, что ФИО1 управлял незарегистрированным в установленном порядке транспортным средством - LEXUS RX 330, с транзитным номером **, срок действия которого истек, его действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 КоАП РФ, а содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 12.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за управление транспортным средством, незарегистрированным в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.2 КоАП РФ и частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция части 1 статьи 12.1 КоАП РФ предусматривает менее строгое наказание в виде административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Следовательно, переквалификация действий ФИО1 с части 2 статьи 12.2 КоАП РФ на часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ согласуется с требованиями пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ и пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что факт управления ФИО1 транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, с просроченными транзитными номерами, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 25.09.2017; рапортом инспектора ДПС А. от 25.09.2017; фотоматериалами, справкой инспектора ДПС взвода № ** ОР ДПС ГИБДД М., из которой следует, что срок действия транзитного номер ** истек 08.01.2010, постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кунгурского судебного района Пермского края от 24.10.2017 подлежит изменению путем переквалификации действий ФИО1 с части 2 статьи 12.2 КоАП РФ на часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ.
Поскольку санкция части 1 статьи 12.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей, переквалификация действий ФИО1 на часть 1 статью 12.1 КоАП РФ не повлечет усиление назначенного ему административного наказания или иное ухудшение его положения.
Принимая во внимание данные о личности ФИО1, отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств, наличие отягчающего обстоятельства - повторное совершение однородного административного правонарушения, полагаю возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 600 рублей, в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кунгурского судебного района Пермского края от 24.10.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 изменить, переквалифицировать действия ФИО1 с части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 рублей.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда