ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44А-736/2017 от 09.06.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

44а-736/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Пермь 09.06.2017

Заместитель председателя Пермского краевого суда М.Б. Гилева, рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 (далее – директора МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Карагайского судебного района Пермского края от 06.04.2017, решение судьи Карагайского районного суда Пермского края от 05.05.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении директора МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Карагайского судебного района Пермского края от 06.04.2017 директор МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. (л.д. 115-116).

Решением судьи Карагайского районного суда Пермского края от 05.05.2017 указанное постановление мирового судьи судебного участка № 1 Карагайского судебного района Пермского края от 06.04.2017 по делу об административном правонарушении по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 оставлено без изменения, жалоба директора МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 - без удовлетворения (л.д.137-140).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 22.05.2017, заявитель просит отменить судебные постановления, освободить его от административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении истребовано 24.05.2017, поступило в Пермский краевой суд 29.05.2017.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу принятые по делу судебные решения, подлежащими отмене, по следующим основаниям.

Частью 13 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания. Исходя из содержания данной нормы, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности вопрос о наличии события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действие (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

По смыслу приведенных положений привлечение должностного лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного должностного лица в совершении того или иного административного правонарушения.

Из содержания представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении директора МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 послужили обстоятельства невыполнения в установленный срок (01.02.2017) законного предписания инспектора 23 ОНПР по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 02.09.2016 № **, выявленного 02.03.2017 в 15-00 нарушения, а именно: система пожарной сигнализации помещений МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» не обеспечивает дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, чем нарушен часть 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (л.д. 14-18).

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), который определил основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установил общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям,
сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В силу ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ здания классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 оборудуются системами пожарной сигнализации, монтируемой в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Согласно ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ, к таким зданиям относятся здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов, здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

Подключение объектов защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» осуществляется на основании требований ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», приказа МЧС России от 28.12.2009 № 743 «О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях».

На основании указанных распорядительных документов Главным управлением МЧС России по Пермскому краю изданы приказ от 02.04.2015 № 200 «О подключении пожарной сигнализации к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров «Стрелец-Мониторинг» и приказ Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 02.04.2015 № 201 «О вводе в промышленную эксплуатацию программно-аппаратных комплексов «Стрелец-Мониторинг».

Приказом № 201 от 02.04.2015 утвержден Регламент подключения сторонних организаций к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» и отключения от него.

Разделом III Регламента определены этапы и порядок подключения объектовой пожарной сигнализации к пульту, установленному в Отряде. Подключение пожарной сигнализации к Оборудованию включает в себя следующие этапы:

- подача Хозорганом в рабочую группу местного гарнизона пожарной охраны заявки на подключение пожарной сигнализации, смонтированной на объекте защиты к Оборудованию;

до рассмотрения данной заявки на заседании рабочей группы Хозоргану в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента ее получения предоставляется Техническое задание на сопряжение пожарной сигнализации с ПАК «Стрелец-Мониторинг» для самостоятельной проверки и приведения в соответствие установленной у него пожарной сигнализации.

после предоставления Хозорганом в рабочую группу письменного ответа о соответствии установленной пожарной сигнализации требованиям технического задания, рассмотрение заявки Хозоргана производится в течение десяти рабочих дней на заседании рабочей группы и принимается решение о возможности подключения (невозможности подключения) пожарной сигнализации Хозоргана к Оборудованию (при рассмотрении заявки Хозоргана учитывать только требования по совместимости установленных технических средств на объекте и Оборудования (наличие паспорта на изделие, сертификата соответствия). Решение рабочей группы в виде выписки из протокола заседания рабочей группы направляется в адрес Хозоргана не позднее трех рабочих дней с момента подписания протокола заседания рабочей группы.

- по поручению председателя рабочей группы создается комиссия в составе: представителя руководящего состава ОФПС (ОППС); представителя руководящего состава ПЧ; представителя объекта (Хозоргана); представителя организации, осуществляющей обслуживание систем пожарной сигнализации; представителя организации, обслуживающей пультовое оборудование ПАК«Стрелец-Мониторинг». Комиссией в течение 10 (десяти) рабочих дней осуществляется визуальный осмотр пожарной сигнализации и объектовой станции (при ее наличии) на объекте защиты с целью определения порядка (перечня) работ для подключения их к Оборудованию.

по результатам осмотра, комиссия оформляет Акт проверки возможности подключения объектовых технических средств систем противопожарной защиты. Один экземпляр вручается Хозоргану.

после выполнения необходимых действий (дополнительных работ), пожарная сигнализация через объектовую станцию подключается к Оборудованию. В течение 10 (десяти) рабочих дней проводится тестирование Оборудования по приему сигналов от пожарной сигнализации по выбранному каналу связи.

-факт подключения пожарной сигнализации к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» фиксируется посредством оформления трехстороннего акта, который подписывается Хозорганом, организацией, обслуживающей пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг» и руководителем рабочей группы местного гарнизона пожарной охраны. В журнал заносится информация, содержащая сведения о дате и времени подключения пожарной сигнализации к Оборудованию.

Из материалов дела следует, что директором МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» является ФИО1

В период с 10-00 часов 08.08.2016 по 10-00 часов 02.09.2016 инспектором 23 ОНПР по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка в отношении МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа», выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, среди которых система пожарной сигнализации зданий не обеспечивает дублирование подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. По итогам проверки директору МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 инспектором 23 ОНПР по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю выдано предписание от 02.09.2016 № ** об устранении указанного нарушения в срок до 01.02.2017 (л.д. 14-18).

С целью исполнения обязанности, указанной в ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ, МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» в лице директора ФИО1 заключило с ООО «Стар» договор от 11.01.2017 № ** по сопряжению локальной АПС и СОУЭ с объектовой станцией ПАК «Стрелец-Мониторинг» в течение 15 рабочих дней с момента подписания договора (л.д. 29). Стоимость определена в размере 7538 руб.

В здании МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» 11.01.2017 произведены работы по сопряжению локальной АПС и СОУЭ с объектовой станцией ПАК «Стрелец-Мониторинг» (л.д. 30).

В целях подключения объектовой станции к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг», расположенному в ФГКУ «21 отряд ФПС по Пермскому краю», директором МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 18.01.2017 направлялась заявка на сопряжение пожарной сигнализации с программно-аппаратным комплексом системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, установленным в подразделениях ГПС Пермского края (л.д. 33-34).

На основании распоряжения начальника 23 ОНПР по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 10.01.2017 № 5 проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» с целью проверки исполнения предписания от 02.09.2016 № ** (л.д. 10-12).

Согласно акту проверки от 02.03.2017 выявлен факт невыполнения предписания от 02.09.2016 № ** (л.д. 19-20), что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 5-6).

Мировой судья, рассматривая дело о привлечении директора МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ посчитал, что вина должностного лица полностью доказана имеющимися в деле доказательствами.

Судья районного суда, проверяя законность постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности, согласился с выводами мирового судьи о виновности должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

ФИО1 в своей жалобе на постановленные судебные решения указывает об отсутствии в ее действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку считает, что ею были приняты все зависящие от нее меры, направленные на обеспечение дублирования подачи светового и звукового сигналов и выполнения требований предписания инспектора 23 ОНПР по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 02.09.2016 № **, в связи с чем, в действиях ФИО1 отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

В жалобе содержится утверждение о том, что судами не принято во внимание, что обязанность по принятию решения о подключении объектовых станций, установленных в образовательных учреждениях, к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» лежит исключительно на должностных лицах МЧС России, а в данном случае на должностных лицах ФГКУ «21 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю». Факт бездействия руководства ФГКУ «21 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» по подключению систем пожарной сигнализации конкретных объектов, в том числе МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» на пульт подразделения пожарной охраны установлен проверкой прокурора Карагайского района.

Между тем, указанные обстоятельства не учтены ни мировым судьей, ни судьей районного суда.

Из материалов дела следует, что директором МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 18.01.2017 подана в ФГКУ «21 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» заявка на сопряжение пожарной сигнализации (л.д. 33-34). В ответ направлено Техническое задание на сопряжение пожарной сигнализации с пультовым оборудованием ПАК «Стрелец-Мониторинг» (л.д.35-37).

После предоставления директором МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 в рабочую группу письменного ответа о соответствии установленной пожарной сигнализации требованиям технического задания (л.д.38-40) на заседании рабочей группы было принято решение о возможности подключения пожарной сигнализации МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» к оборудованию ФГКУ «21 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю», в соответствии с которым рабочей группой в связи с имеющейся технической возможностью подключения пожарной сигнализации к оборудованию принято решение о проведении подключения пожарной сигнализации, указано по итогам подключения провести тестирование оборудования и проинформировать о выполненной работе, факт подключения зафиксировать оформлением акта о подключении (л.д.54-56).

Из акта проверки о возможности подключения пожарной сигнализации к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров от 01.03.2017 следует, что на объекте МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» установлена объектовая станция производства ЗАО «Аргус-Спектр», установленная ООО «Стар»; сигнал о пожаре по радиоканалу на пункт связи части 80 пожарно-спасательной части ФГКУ «21 отряд ФПС по Пермскому краю» не поступил, указаний на необходимость проведения каких-либо дополнительных работ не имеется (л.д.43-44). Также в акте не указано, по каким причинам не поступил сигнал.

При этом подключение пожарной сигнализации на объекте защиты МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» не осуществлено, причины, препятствующие подключению, не указаны.

Из содержания письма прокурора Карагайского района от 16.05.2017 № ** следует, что на основании заявления директора МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 проведена проверка по факту незаконных действий со стороны ФГКУ «21 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю».

В ходе проведения прокуратурой Карагайского района проверки законности действий должностных лиц ФГКУ «21 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» по обеспечению пожарной безопасности при подключении объектов защиты к ПАК «Стрелец-Мониторинг» установлено бездействие ФГКУ «21 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» при решении вопроса по подключению объектовой станции ПАК «Стрелец-Мониторинг» МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» на пульт подразделения пожарной охраны. 15.05.2017 прокурором района вынесено представление об устранении нарушений. 16.05.2016 прокурором вынесено постановление о направлении в следственные органы СУ СК РФ по Пермскому краю материалов проверки для решения вопроса о возбуждении в отношении должностных лиц ГУ МЧС по Пермскому краю уголовного дела по факту воспрепятствования законной деятельности юридических лиц.

Таким образом, из материалов дела следует, что директор МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 предприняла все зависящие меры по устранению нарушений норм пожарной безопасности, не подключение пожарной сигнализации объекта защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» обусловлено бездействием ФГКУ «21 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю».

При изложенных обстоятельствах, нахожу жалобу директора МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1, в которой содержатся доводы об отсутствии вины в действиях должностного лица по неисполнению в установленный срок предписания ФГКУ «21 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» от 02.09.2016, подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В нарушение требований ст. 2.4 КоАП РФ доводы жалобы о принятии директором МБУДО «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 всех зависящих действий по устранению нарушений норм пожарной безопасности, мировой судья и судья районного суда надлежащим образом не проверили; в материалах дела, доказательств, опровергающих их, не содержится.

Учитывая вышеизложенное, принятые по делу об административном правонарушении судебные решения подлежат отмене, с прекращением производства по делу по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Карагайского судебного района Пермского края от 06.04.2017, решение судьи Карагайского районного суда Пермского края от 05.05.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Карагайская детская музыкальная школа» ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда