№ 44а-940
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Пермь 14ноября2013 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Сурков П.Н., рассмотрев жалобу законного представителя Закрытого акционерного общества «***» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 112 Пермского района Пермского края от 17 июля 2013 года и решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 13 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6, ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «***»,
УСТАНОВИЛ:
Государственным инспектором Пермского муниципального района Пермского края по пожарному надзору, старшим инспектором ** отделения надзорной деятельности по Пермскому муниципальному району Б. 26 апреля 2013 года составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении закрытого акционерного общества «***» (далее - ЗАО «***») в связи с нарушением требований Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлений Правительства Российской Федерации, приказов МЧС России, а именно:
1. Не пройдено обучение и обязательная подготовка руководящего состава в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (п. п. «г», «д», «е» п. 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»);
2. Не разработаны планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны (п.п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»);
3. Работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчёта 100 % на работников и 5 % на подгонку (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 4, 7, 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого приказом МЧС России от 21.12.2005 г. № 993).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 112 Пермского района Пермского края от 17.07.2013 г. ЗАО «***» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6, ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сто тысяч рублей (л.д. 102-106).
Решением судьи Пермского районного суда Пермского края от 13.09.2013 г. постановление мирового судьи судебного участка № 112 Пермского района Пермского края от 17.07.2013 г. оставлено без изменения, жалоба законного представителя ЗАО «***» ФИО1 - без удовлетворения (л.д. 131-136).
В надзорной жалобе законного представителя ЗАО «***» ФИО1 ставятся вопросы об отмене принятых по делу судебных постановлений.
Дело истребовано 22 октября 2013 года, поступило в Пермский краевой суд 24 октября 2013 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, нахожу указанную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридичкеских лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Обязанности юридических лиц по подготовке к защите и по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и выражаются в планировании и организации проведения мероприятий по гражданской обороне; осуществлении обучения работников в области гражданской обороны; создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; планировании и осуществлении необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировании и проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Факт совершения административного правонарушения, выразившегося в невыполнении указанных выше требований, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами:
- определениями от 19.04.2013 г. о вызове законного представителя юридического лица ЗАО «***» на 26.04.2013 г. для составления протокола по ч. 1 ст.20.6 и ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ (л.д. 2, 26);
- протоколами об административных правонарушениях от 23.04.2013 г. № ** (л.д. 3-4,27-28);
- распоряжениями о проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО «***» от 22.03.2013 г. № ** и № ** с отметками об ознакомлении руководителя организации 26.03.2013 г. (л.д. 16-17, 40-41);
- предписаниями от 19.04.2013 г. № ** и № ** об устранении перечисленных нарушений (л.д. 18,42);
- актами проверки от 19.04.2013 г. № ** и № ** (л.д. 19-20,43);
- протоколом № ** от 08.04.2013 г. об обновлении фонда материальных резервов средств индивидуальной защиты - противогазов в связи с истечением в 2012 году срока хранения резервов, в котором установлен срок закупки противогазов до 16.09.2013 г. (л.д. 56);
- карточкой складского учёта материалов, с отметкой о приёме в 1998 году в запас материально-технических средств - противогазов в количестве 26 шт. (л.д. 59);
- письмом заместителя начальника Главного управления (по защите, мониторингу и предупреждению ЧС) - начальника управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Пермскому краю от 12.09.2013 г. № **, согласно которому ЗАО «***» попадает в зону возможного химического заражения в случае аварии на предприятиях химической промышленности (л.д. 138-139).
Доводы заявителя о несоответствии действительности сведений, указанных в протоколе об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в части того, что координационный орган - комиссия по ЧС и обеспечению пожарной безопасности в организации создан, отмену принятых по делу судебных постановлений не влечёт, поскольку судьёй районного суда из постановления мирового судьи исключено указание о данном нарушении в связи с признанием представителем административного органа ФИО2 необоснованности включения данного пункта в протокол об административном правонарушении (протокол судебного заседания от 17.07.2013 г., л.д. 99, решение судьи районного суда, л.д. 135).
В жалобе заявителем приведены доводы о том, что организация не отнесена к категориям по гражданской обороне, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие нахождение организации в зоне возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, в связи с чем у организации отсутствует обязанность разрабатывать собственные планы гражданской обороны.
Данные доводы являются несостоятельными, поскольку нормативными правовыми актами обязанности в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены для всех организаций, независимо от принадлежности их к той или иной категории по гражданской обороне.
Кроме того, в материалах дела содержатся сведения, подтверждающие нахождение ЗАО «***» в зоне возможного химического заражения в случае аварии на предприятиях химической промышленности (л.д. 138-139).
Доводы заявителя о том, что обучение работников по вопросам в области гражданской обороны и действиям при чрезвычайных ситуациях в организации проводится, не свидетельствуют о прохождении обучения руководящим составом (руководителем организации).
На основании абз. 4 ст. 20 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и непосредственно по месту работы.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом «г» пункта 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», руководители организаций проходят обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 5, подп. «б» п. 6 вышеназванного Положения для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций проходят повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» руководители организаций подлежат обучению в области гражданской обороны.
На момент проведения проверки ЗАО «***» доказательства, свидетельствующие о прохождении руководителем организации обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не представлены.
В надзорной жалобе заявителем приведены доводы о наличии в организации средств индивидуальной защиты с истекшим сроком хранения, что не свидетельствует об отсутствии этих средств, и, соответственно, о событии административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Данные доводы не влекут отмену принятых по делу судебных постановлений.
Раздел VIII Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого приказом МЧС России от 21.12.2005 г. № 993, а также Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утверждённые Приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285 предусматривают проведение периодических осмотров, лабораторных испытаний и поверок средств индивидуальной защиты, а также их освежение по окончании гарантийного срока годности.
Таким образом, ЗАО «***» не осуществив освежение средств индивидуальной защиты, нарушило вышеназванные положения, в связи с чем мировой судья пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Доводы заявителя о необходимости критической оценки мировым судьёй и судьёй районного суда показаний свидетеля Б. государственного инспектора, не предупреждённого об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, отмену принятых по делу судебных постановлений не влекут, поскольку указанный гражданин в качестве свидетеля к участию в деле не привлекался, а давал пояснения в качестве представителя по доверенности (л.д. 50) заинтересованного лица -28 отдела надзорной деятельности по Пермскому муниципальному району, что не свидетельствует о нарушении судебными инстанциями положений ч. 5 ст. 25.6 КоАП РФ.
Выводы о нарушении ЗАО «***» требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера были сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые оценены мировым судьёй и судьёй районного суда в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6, ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ЗАО «***» с учётом требований ст. ст. 4.1 - 4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6, ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных судебных постановлений, при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 112 Пермского района Пермского края от 17 июля 2013 года и решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 13 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «***» оставить без изменения, жалобу законного представителя ЗАО «***» ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда Сурков П.Н.