ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44А-966/2016 от 25.07.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

44а-966/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пермь 25 июля 2016 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности начальника федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Уралуправтодор») Б., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Перми от 09.11.2015 и решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 25.12.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства»,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Перми от 09.11.2015 федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Уралуправтодор») (далее - ФКУ «Уралуправтодор») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (л.д. 137-142).

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 25.12.2015 указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Поздиной О.Б. – без удовлетворения (л.д.185-187).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 27.06.2016, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, производство по делу прекратить.

Дело истребовано 01.07.2016, поступило в Пермский краевой суд 05.07.2016.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Принципы построения, состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительством Российской Федерации утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Постановление от 30.12.2003 № 794), согласно которому функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 4).

Согласно приложению к указанному Положению уполномоченной организацией по созданию функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций, является Минтранс России.

На территории Пермского края во исполнение Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постановлением Правительства Пермского края от 20.10.2006 № 52-п утверждено Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края.

Согласно вышеуказанному Положению филиал в г. Перми федерального государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» ФГУ «Уралуправтодор», в рамках функциональной подсистемы транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящейся в ведении Минтранс России, осуществляет взаимодействие с органами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 11.09.2015 в 11:00 на основании распоряжения № 9 от 31.07.2015 заместителя начальника 1 Отдела надзорной деятельности по г.Перми управления надзорной деятельности и профилактики работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю У., должностным лицом указанного контролирующего органа проведена плановая выездная проверка в отношении ФКУ «Уралуправтодор» филиал в г. Перми (место нахождения: юридический адрес – г.Екатеринбург, ул. ****; место фактического осуществления деятельности – Пермский край, г. Пермь, ул. ****) по адресу: г. Пермь, ул. ****, в ходе которой выявлены факты нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:

- члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в количестве 9 человек не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в соответствующих учебных заведениях(ст. 14, ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ; п.п. 2, 4, 6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 547; п. 5, 9 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС России от 19.01.2004 № 19);

- специалисты дежурно-диспетчерской службы организации в количестве 6 человек не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в соответствующих учебных заведениях(ст. 14, ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ; п.28 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС России от 19.01.2004 № 19);

- положение о функциональной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не согласовано с Главным управлением МЧС России по Пермскому краю(ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ; п.4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794);

- не планируются и не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях (распорядительным документом не создана и не организована деятельность комиссии по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях)(п. «б» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ);

- не планируется и не осуществляется обучение работников организации способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, не разработаны расписания занятий, журналы проведения учебных занятий, программы обучения(п. «в» ст. 14, ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ; п. 18 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794; п.п. 2, 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 547);

- организацией не проводятся командно-штабные учения (штабные тренировки) с периодичностью 1 раз в год продолжительностью до 1 суток(п.8 Положения оподготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 547, п.7 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 24.04.2013 №284);

- организацией не проводятся тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием формирований постоянной готовности с периодичностью 1 раз в год(п.9 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 547, п. 10 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 24.04.2013 № 284);

- компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций системы (структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны) не определены соответствующими положениями о них или уставами указанного органа управления(п. 10Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794).

В связи с выявленными нарушениями, 23.09.2015 старшим инспектором отделения государственного надзора в области ГО, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций 1 Отдела надзорной деятельности по г. Перми управления надзорной деятельности и профилактики работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю К. был составлен протокол № 7 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: распоряжением № 9 от 31.07.2015 о проведении проверки (л.д. 3-6), актом проверки № 9 от 11.09.2015 (л.д. 71-75), протоколом об административном правонарушении (л.д. 82-84), предписанием № 9/4/14-8 от 11.09.2015 об устранении выявленных нарушений (л.д. 89-93), свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ и постановке на налоговый учет (л.д. 31, 32), уставом ФКУ «Уралуправтодор» (л.д. 10-27), положением о филиале ФКУ «Уралуправтодор» в г. Перми (л.д. 28-30), должностной инструкцией директора филиала ФКУ «Уралуправтодор» в г. Перми (л.д. 35-39), которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» являясь уполномоченной организацией, действующей в рамках функциональной системы транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций, обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанными нормами КоАП РФ, поскольку нарушило требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения и проведения проверки учреждения и составления акта с нарушением установленных правил.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Из материалов дела усматривается, что проверка Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» проведена с соблюдением требований, установленных статьями 9, 12, 13, 14, 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; уведомление о проведении выездной плановой проверки направлено по юридическому адресу учреждения (г.Екатеринбург, ул. ****) и месту нахождения филиала в г. Перми (г. Пермь, ул. ****), что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (л.д. 5, 7); проверка проведена и акт составлен в присутствии уполномоченного лица – П., исполнявшего на момент проверки обязанности директора филиала ФКУ «Уралуправтодор», что подтверждается приказами учреждения (л.д. 40-43).

При этом материалы дела не содержат каких-либо доказательств относительно обращения ФКУ «Уралуправтодор» в орган государственного контроля (надзора) в порядке п. 12 ст. 16 Федерального закона 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с возражениями относительно акта проверки и (или) выданного предписания.

В силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Таким образом, проверка может осуществляться как по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, так и по месту фактического осуществления деятельности, которым является филиал юридического лица, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которой при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Установлено, что нарушения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций были выявлены в деятельности филиала ФКУ «Уралуправтодор» в г. Перми, что отражено в акте проверки от 11.09.2015, при этом и в акте, и протоколе об административном правонарушении указан юридический адрес ФКУ «Уралуправтодор» - г. Екатеринбург, ул. ****.

На основании изложенного, доводы жалобы о том, что филиал ФКУ «Уралуправтодор» в г. Перми не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не может нести ответственность за деятельность всего ФКУ «Уралуправтодор», выполнить все предъявляемые требования, а результаты проверки филиала не могут быть признаны в отношении всей организации, являются безосновательными.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных актах, и не влекут их отмену.

Ссылка заявителя на не извещение ФКУ «Уралуправтодор» о составлении должностным лицом протокола об административном правонарушении опровергается имеющимися в деле доказательствами и установленными судом обстоятельствами. Как усматривается из материалов дела, в соответствии с требованиями ст.ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ определение о вызове лиц на составление административного протокола 23.09.2015 в 11:00 направлено по юридическому адресу ФКУ «Уралуправтодор» электронной почтой 14.09.2015 (вх.№ **) и дополнительно направлено почтовым извещением, а также вручено исполняющему обязанности директора филиала в г. Перми П. (л.д. 78-81).

Позиция заявителя о том, что одновременное привлечение ФКУ «Уралуправтодор» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и выдача должностным лицом предписания об устранении выявленных нарушений усиливает меру ответственности юридического лица, основана на неправильном толковании норм права, поскольку положения ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривают обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводивших проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдать предписание о проведении мероприятий по устранению выявленных нарушений и не исключают возможность составления протокола об административном правонарушении, и очевидно не свидетельствует об усилении мер ответственности за допущенные нарушения.

Иных доводов, указывающих на нарушение судебными инстанциями норм права, влекущих отмену вступивших в законную силу судебных постановлений, жалоба не содержит.

Оснований для прекращения производства по делу, как об этом ставится вопрос в жалобе, не имеется.

Постановление о привлечении ФКУ «Уралуправтодор» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.30.13, п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Перми от 09.11.2015 и решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 25.12.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности начальника федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» Б. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда: