ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г- от 05.03.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

  Судья Курбанова Е.Н. Дело № 44г-< данные изъяты >

 ГСК Сидоров В.В. – докл.

 Казаков Д.А.

 Лободенко К.В.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

 г. Краснодар 05 марта 2014 года

 Президиум Краснодарского краевого суда в составе:

 председательствующего Чернова А.Д.,

 членов президиума: Николайчука И.А., Свашенко С.Н., Маняка Н.И., Загудаева Ю.Н., Хахалевой Е.В., Епифанова В.М.,

 с участием прокурора Коржинек Л.Г.,

 при секретаре Сурмениди Л.Л.,

 рассмотрев дело по заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации Голубицкого сельского поселения от 22 октября 2010 года №176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.», направленное в президиум определением судьи Краснодарского краевого суда Никольской О.Л. от 09 января 2014 года по кассационной жалобе главы Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, поступившей 07 ноября 2013 года, на решение Темрюкского районного суда от 29 июля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 октября 2013 года,

 заслушав доклад судьи Никольской О.Л., выслушав объяснения представителя администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, президиум

УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Темрюкского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации Голубицкого сельского поселения от 22 октября 2010 года № 176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.» и просил признать указанное постановление незаконным.

 Требования обоснованы тем, что в ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района выявлено оспариваемое постановление администрации Голубицкого сельского поселения от 22 октября 2010 года. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

 Таким образом, прокурор Темрюкского района указывал, что предоставление каких-либо компенсационных выплат из средств местных бюджетов руководителям органов территориального общественного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено, так как указанными положениями федерального закона установлена возможность выделения бюджетных средств при соблюдении определенных условий для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления, а не конкретного лица.

 Решением Темрюкского районного суда от 29 июля 2013 года прокурору Темрюкского района восстановлен срок на оспаривание постановления администрации Голубицкого сельского поселения от 22 октября 2010 года № 176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.». Признано незаконным указанное постановление от 22 октября 2012 года № 176. На администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района возложена обязанность устранить допущенные нарушения законодательства до 30 сентября 2013 года.

 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 октября 2013 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.

 В кассационной жалобе глава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района просит отменить решение Темрюкского районного суда от 29 июля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 октября 2013 года, отказать прокурору Темрюкского района в удовлетворении заявленных требований.

 Дело истребовано судьей Краснодарского краевого суда 06 декабря 2013 года, дело поступило в президиум краевого суда 20 декабря 2013 года.

 Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, президиум находит, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

 Таких нарушений при рассмотрении дела судом не допущено.

 Как следует из материалов дела, прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района и выявлено постановление администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2010 г. за № 176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.», мероприятиями которого являются компенсационные выплаты руководителям территориального общественного самоуправления Голубицкого сельского поселения Темрюкского района.

 Согласно ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

 В соответствии с ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, отнесено, в том числе: установление структуры органов территориального общественного самоуправления; принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов территориального общественного самоуправления, определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления; утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении.

 На основании п. 3 ч. 8 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

 Согласно ч. 11 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации к основным принципам бюджетной системы Российской Федерации относится принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса, в рамках установленных им бюджетных полномочий, должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

 Согласно п. 1 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе, в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

 Положениями ч. 5 ст. 18 постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.05.2006 г. № 2263-П «Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования» предусмотрено, что расходы на финансирование деятельности территориального общественного самоуправления могут учитываться в местном бюджете в рамках соответствующих целевых программ по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, осуществлению иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. Кроме того, в рамках целевых программ могут учитываться расходы, связанные с получением руководителями органов территориального общественного самоуправления компенсационных выплат на частичное возмещение своих затрат по содержанию жилых помещений, оплате коммунальных услуг, приобретению топлива. Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления осуществляются ежемесячно и могут выплачиваться только в случае, если указанные органы территориального общественного самоуправления избраны в порядке, установленном действующим законодательством, имеют устав, зарегистрированный в установленном порядке (в редакции от 24.05.2006 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления).

 Таким образом, судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что предоставление каких-либо компенсационных выплат из средств местных бюджетов руководителям органов территориального общественного самоуправления не предусмотрено, поскольку вышеуказанными положениями предусмотрена возможность выделения бюджетных средств при соблюдении определенных условий для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления, а не конкретного лица.

 Доводы кассационной жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в порядке ст. 387 ГПК РФ, поскольку направлены на иное толкование норм материального права и сводятся к несогласию по существу с выводами судов, сделанными в обжалуемых судебных постановлениях.

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационную жалобу, представление без удовлетворения.

 При таких обстоятельствах решение Темрюкского районного суда от 29 июля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 октября 2013 года подлежат оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

 Руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

 Кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

 Решение Темрюкского районного суда от 29 июля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 октября 2013 года оставить без изменения.

 Председательствующий А.Д. Чернов