ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-1010 от 17.07.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Слука В.А. Дело № 44г-1010

ГСК Дунюшкина Н.В. – докл.

Агибалова В.О.

Казаков Д.А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

г. Краснодар 17 июля 2013 года

Президиум Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Чернова А.Д.,

членов президиума: Кисляка В.Ф., Николайчука И.А., Ткачева С.Н., Мартыненко В.И., Маняка Н.И., Загудаева Ю.Н., Хахалевой Е.В., Епифанова В.М.,

при секретаре Сурмениди Л.Л.,

рассмотрев дело по заявлению Торосян Г.С. о признании незаконным акта обследования земельного участка от 28 апреля 2012 года, направленное в президиум определением судьи Краснодарского краевого суда Захаровой Е.Ю. от 03 июня 2013 года по кассационной жалобе ведущего специалиста Отдела земельного контроля по Хостинскому району управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, поступившей 22 февраля 2013 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 15 ноября 2012 года,

заслушав доклад судьи Захаровой Е.Ю., учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, президиум

УСТАНОВИЛ:

Торосян Г.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным акта обследования земельного участка от 28 апреля 2012 года, составленного ведущим специалистом Отдела земельного контроля по Центральному району Управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи.

В обоснование заявления указала, что 28 апреля 2012 года ведущим специалистом Отдела земельного контроля по Центральному району управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи Самойловским К.А. был составлен акт обследования земельного участка, расположенного по адресу: г. < адрес обезличен >

При проведении обследования установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0201016:0106 и 23:49:0201016:0105 расположено семиэтажное жилое строение общей площадью 4050 кв.м, принадлежащее Якушевой Т.В.

В настоящее время помещения в указанном доме находятся в общей долевой собственности граждан.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.01.2012 г. помещения № 34 в жилом доме № 224/9 по улице Виноградной находятся в собственности Торосян Г.С.

К помещению № 3 Торосян Г.С. без соответствующего разрешения возведена пристройка площадью 22,26 кв.м в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, что является признаком самовольной постройки, установленным пунктом 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ.

По мнению Торосян Г.С., указанный акт обследования земельного участка от 28.04.2012 г. является незаконным.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 28 августа 2012 г. в удовлетворении заявления Торосян Г.С. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 15 ноября 2012 г. решение суда от 28 августа 2012 г. отменено, принято новое решение об удовлетворении заявления Торосян Г.С.

Признан незаконным акт обследования земельного участка от 28 апреля 2012 года.

Заявитель кассационной жалобы просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 15 ноября 2012 г., оставить в силе решение суда первой инстанции от 28 августа 2012 г.

06 марта 2013 года дело истребовано в суд кассационной инстанции.

04 апреля 2013 года дело поступило в краевой суд.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, президиум находит, что жалоба подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Отменяя решение суда, судебная коллегия по гражданским делам указала на то, что обследование земельного участка проведено в отсутствие Торосян Г.С., в связи с чем ей не предоставлена возможность дать объяснения и предъявить документы относительно возведенной постройки, что влечет признание незаконным акта обследования земельного участка от 28 апреля 2012 года.

Однако выводы суда апелляционной инстанции не основаны на законе.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Согласно п. 4 ст. 40 Устава города Сочи полномочия по осуществлению земельного контроля за использованием земель находятся в ведении администрации города Сочи Решением Городского Собрания Сочи от 10.02.2011 года № 15 в структуре администрации города Сочи создано управление, осуществляющее функции муниципального земельного контроля.

Постановлением администрации города Сочи от 20.10.2011 года № 28-ОК утверждено положение об управлении муниципального земельного контроля, согласно которому основными задачами управления является осуществление муниципального земельного контроля на территории города Сочи.

Согласно п. 3.1 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 29.09.2009 года № 130, муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченным органом за: соблюдением требований по использованию земель; использованием земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, а также договорами аренды безвозмездного срочного пользования; соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов.

Разделом 4 данного положения определены права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль.

Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, имеют право: осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель в соответствии с законодательством и в порядке, установленном настоящим Положением; составлять по результатам обследования акты обследования земельных участков, посещать и обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании или аренде граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с законодательством Российской Федерации; запрашивать у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков документы, устанавливающие и удостоверяющие право на земельные участки и расположенные в их пределах объекты недвижимости, и иные документы, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля; направлять в соответствующие государственные органы материалы по выявленным нарушениям земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно разделу 5 положения граждане имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также физических лиц при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, (п. 5.1 в ред. решения Городского Собрания Сочи от 24.06.2010 № 62).

В соответствии с п. 5.1 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: по требованию должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, предъявлять правоустанавливающие документы на землю и объекты недвижимости, расположенные на обследуемых земельных участках, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля; не препятствовать должностным лицам, осуществляющим муниципальный земельный контроль, при проведении проверок; выполнять предписания должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, по вопросам соблюдения требований по использованию земель и об устранении земельных правонарушений, (в ред. решения Городского Собрания Сочи от 24.06.2010 № 62).

Пунктом 7.1 раздела 6 определено, что в случае, если в процессе осуществления муниципального земельного контроля на проверяемом земельном участке будет обнаружен объект капитального строительства, обладающий признаками самовольной постройки, находящийся в стадии строительства или строительство которого окончено, должностное лицо, осуществляющее муниципальный земельный контроль, в акте обследования земельного участка дополнительно указывает площадь застройки, общую площадь объекта капитального строительства, этажность и иные характеристики объекта. К акту в обязательном порядке приобщается фототаблица.

Оспариваемым актом установлен факт самовольно возведенного капитального строения на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0201016:0106 и 23:49:0201016:0105 при жилом доме < номер обезличен > по < адрес обезличен >.

Таким образом, выводы суда о том, что действиями должностного лица Отдела земельного контроля по Хостинскому району управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, выразившимися в проведении обследования земельного участка в ее отсутствие, непредставлении ей возможности дать объяснения и предъявить имеющиеся у нее документы относительно правомерности возведения пристройки, нарушены ее права, и, как следствие, необходимо признать незаконным акт обследования земельного участка от 28.04.2012 года, преждевремены.

Обследование вышеуказанных земельных участков проведено с соблюдением требований земельного законодательства, в пределах полномочий, предоставленных должностному лицу, акт обследования составлен в соответствии с требованиями нормативно правовых актов.

При рассмотрении дела указанные обстоятельства не были судом второй инстанции учтены, однако они имеют существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.

При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 15 ноября 2012 года подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, выяснить, чем конкретно нарушены права заявителя в связи с составлением акта, содержит ли оспариваемый акт достоверную информацию, с учетом всех обстоятельств по делу вынести законное и обоснованное судебное постановление.

Руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Кассационную жалобу удовлетворить частично.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 15 ноября 2012 года отменить.

Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам краевого суда.

Председательствующий А.Д. Чернов