ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-106/2015 от 14.10.2015 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

р/с Болотова Л.А.

АСК: Чернышова Н.И. (докл.)

Шеховцова Э.А.

Брянский В.Ю. дело № 44г-304/15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

г. Ставрополь 14 октября 2015 года

Президиум Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Кузина Е.Б.,

членов президиума: Козлова О.А., Вербенко В.И., Макеевой Г.В., Блинникова В.А., Шаталовой Е.В.,

секретаря судебного заседания Афанасьевой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования города Михайловска о признании права на получение земельного участка, признании незаконным бездействия, устранения допущенного нарушения права путем предоставления земельного участка в собственность бесплатно

по кассационной жалобе администрации муниципального образования города Михайловска на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 марта 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 июня 2015 года,

заслушав доклад судьи Песоцкого В.В., объяснения представителей администрации муниципального образования города Михайловска – ФИО2, ФИО3, полагавших обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене, президиум

установил:

решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 марта 2015 года указанные исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Апелляционным определением от 2 июня 2015 года данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрации муниципального образования города Михайловска (далее – МО города Михайловска) ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи краевого суда от 28 августа 2015 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в президиум.

В соответствии со статьей 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие истца ФИО1, уведомленного о времени и месте судебного заседания.

Согласно статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения.

Судом установлено, что ФИО1 в 2006 году обратился в администрацию города Михайловска с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) как военнослужащему, принимавшему участие в боевых действиях и уволенному с военной службы.

До 2010 года земельный участок администрацией города Михайловска ФИО1 предоставлен не был.

19 ноября 2010 года администрацией муниципального образования города Михайловска (далее – МО города Михайловска) ФИО1 направлено письмо, согласно которому дата первичного обращения и постановки его на учет – 10 февраля 2006 года, номер льготной очереди – 221.

13 марта 2013 года ФИО1 обратился к исполняющему обязанности Главы города Михайловска с заявлением о выдаче копии заявления о выделении земельного участка под ИЖС, зарегистрированного 10 февраля 2006 года (входящий номер 04-24/155).

Письмом исполняющего обязанности Главы города Михайловска от 19 марта 2013 года ФИО1 сообщено, что в соответствии с правилами делопроизводства и утвержденной номенклатурой дел заявления и обращения граждан хранятся не более пяти лет, поэтому выдать копию заявления о выделении земельного участка за 2006 год не представляется возможным.

ФИО1 обратился с соответствующим заявлением в прокуратуру Шпаковского района Ставропольского края.

30 мая 2013 года из администрации города Михайловска получен ответ на заявление, направленное на рассмотрение из прокуратуры в котором указано, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы в администрацию МО города Михайловска лишь в июле 2012 года, порядок предоставления земельных участков льготной категории граждан на территории МО города Михайловска № 129 от 26 июля 2012 года, единый журнал учета льготных категорий граждан заведен после принятия Думой города Михайловска решения № 129 от 26 июля 2012 года. Земельные участки предоставляются ветеранам боевых действий только с 2012 года согласно очередности регистрации заявлений в едином журнале учета. Для получения земельного участка ветеранам боевых действий необходимо быть признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

9 июня 2014 года ФИО1 вновь обратился в администрацию МО города Михайловска с заявлением о предоставлении письменного разъяснения причин, по которым до настоящего времени ему не предоставлен земельный участок.

10 июля 2014 года администрация МО города Михайловска сообщила заявителю, что согласно Закону Ставропольского края от 12 апреля 2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» он, как участник боевых действий, должен быть признана жилищной комиссией нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2014 года по данным жилищной комиссии в соответствующем списке граждан он не числился. Информацией об обращении ФИО1 в 2006 году с заявлением о предоставлении земельного участка администрация не располагает.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Закон Ставропольского края от 12 апреля 2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края», устанавливающий дополнительные условия получения в собственность земельных участков ветеранам боевых действий, по сравнению с Законом Ставропольского края от 1 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» ухудшает положения определенной категории граждан – ветеранов боевых действий, обратившихся за реализацией своих прав до вступления его в силу. Учитывая, что ФИО1 был поставлен на учет 10 февраля 2006 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что он имеет право на получение земельного участка бесплатно в собственность для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства, как военнослужащий, уволенный с военной службы и принимавший участие в боевых действиях в соответствии с действовавшим на тот период Законом Ставропольского края от 1 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае».

С указанным решением согласился суд апелляционной инстанции.

Президиум считает, что при разрешении спора судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального права.

В соответствии с подпунктами «в» и «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства, состоящего из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и изданных в соответствии с ними региональных актов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Федеральное законодательство, а именно Земельный кодекс Российской Федерации, не предусматривает бесплатного предоставления земельных участков ветеранам боевых действий.

Ранее подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривал такую меру социальной защиты ветеранов боевых действий как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства, однако Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий такая мера социальной поддержки исключена.

В силу статьи 18 Закона Ставропольского края от 1 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», действовавшей на период обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении земельного участка, земли на территории Ставропольского края предоставлялись бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных данным Законом случаях, в том числе военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.

Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» в Закон Ставропольского края от 1 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» внесены изменения.

Статьей 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются ветеранам боевых действий, признанным таковыми в соответствии с законом, проживающим в населенных пунктах более 3-х лет, а также при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, статья 18 Закон Ставропольского края от 1 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» утратила силу и вступил в действие новый нормативный акт.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований и условий для бесплатного предоставления земли гражданам исключительно законодателю субъекта Российской Федерации, не установив иного правового регулирования данного вопроса на федеральном уровне.

Учитывая, что Земельный кодекс Российской Федерации не содержит обязательных предписаний о порядке предоставления бесплатно земельных участков ветеранам боевых действий, то установление статьей 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» дополнительных условий получения в собственность земельных участков ветеранам боевых действий является элементом порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие аналогичные земельные правоотношения с иными категориями граждан, позволяют сделать вывод о том, что под порядком предоставления бесплатно земельных участков в собственность ветераном боевых действий следует понимать последовательность действий сторонами земельных правоотношений, совершаемых при наличии установленных законом субъекта Российской Федерации обстоятельств, результатом которых является приобретение земельного участка ветеранами боевых действий в собственность бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для ИЖС.

Действительно, в силу положений Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» ветераны боевых действий, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право на предоставление земельного участка для ИЖС в собственность бесплатно и администрация МО города Михайловска право ФИО1 это не оспаривает.

При этом статья 12 указанного Закона содержит исчерпывающий перечень условий, необходимых для предоставления ветеранам боевых действий земельного участка бесплатно.

Как следует из материалов дела, администрация МО города Михайловска в своих ответах на заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка указывает, что для получения земельного участка ветерану боевых действий необходимо быть признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако соответствующих документов ФИО1 в орган местного самоуправления представлено не было.

При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями приведенные положения действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства учтены не были.

Кроме того, судам следовало дать оценку тому, не будет ли применение к спорным правоотношениям Закона Ставропольского края 1 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», действовавшего в период обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении земельного участка противоречить положению пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Хотя истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в 2006 году, однако он свое право до внесения изменения в Закон Ставропольского края от 1 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» не реализовал, в связи с чем необходимо установить, подлежат ли применению положения указанного Закона и с учетом данных обстоятельств.

Допущенные судом первой инстанции и оставленные без внимания апелляционной инстанцией нарушения норм материального права, являясь существенными, повлияли на исход дела, поэтому судебные постановления не могут быть признаны законными и обоснованными.

Учитывая, что согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данным Кодексом, вследствиечего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (пункт 4 статьи 6 Кодекса) президиум считает необходимым апелляционное определение от 2 июня 2015 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Ставропольского краевого суда

постановил:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 июня 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председательствующий Е.Б. Кузин