ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-10/2014 от 28.10.2014 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 Президиума Верховного суда Республики Алтай

         28 октября 2014 года        г. Горно-Алтайск

     Президиум Верховного суда Республики Алтай в составе:

 председательствующего – Алексиной М.В.,

 членов президиума – Бобылева И.Н., Кононенко Т.А.,

 при секретаре – Тогочоевой К.А.,

 с участием – заместителя прокурора Республики Алтай Шухина С.Н., Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Красилова В.В., представителя ответчика индивидуального предпринимателя Ращектаевой М.Ю.- Батыровой Г.Н.,

 рассмотрел в кассационном порядке кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ращектаевой М.Ю. и ее представителя Батыровой Г.Н. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 апреля 2014 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 2 июля 2014 г. по делу по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ращектаевой М.Ю. о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.

 Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Алтай Сумачаковой Н.И., изложившей содержание судебных постановлений, Президиум Верховного суда Республики Алтай

 УСТАНОВИЛ:

 Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 апреля 2014 г. удовлетворены исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц. На индивидуального предпринимателя Ращектаеву М.Ю. возложена обязанность в срок один месяц с даты вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2013 г., предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) за 2013 г., внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «г. Горно-Алтайск» за 1 – 4 кварталы 2013 года. На индивидуального предпринимателя Ращектаеву М.Ю. возложена обязанность в срок четыре месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию отходов, образующихся в результате его деятельности, подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности путем получения свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды и составления и утверждения паспортов отходов I – IV классов опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

 Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 2 июля 2014 г.    решение суда оставлено без изменения.

 В поданной в Верховный суд Республики Алтай кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Ращектаева М.Ю. и ее представитель Батырова Г.Н. просят отменить состоявшиеся по делу постановления судов первой и апелляционной инстанций и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении исковых требований.

 Истребованное 2 сентября 2014 г. дело поступило в Верховный суд Республики Алтай 4 сентября 2014 г.

 Определением судьи Верховного суда Республики Алтай от 3 октября 2014 г. дело передано для рассмотрения по существу в Президиум Верховного суда Республики Алтай.

 Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, заслушав представителя индивидуального предпринимателя Ращектаевой М.Ю.-Батырову Г.Н., поддержавшую доводы жалобы, Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Красилова В.В., возражавшего против ее удовлетворения, заместителя прокурора Республики Алтай Шухина С.Н., полагавшего судебные постановления подлежащими оставлению без изменения, Президиум находит, что имеются основания для отмены судебных постановлений в части.

 Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

 При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущены такие нарушения норм права.

 Судами первой и апелляционной инстанций установлено то, что Ращектаева М.Ю. зарегистрирована и поставлена на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, является действующим индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которой является розничная торговля мебелью в магазине.

 Решения нижестоящих судов в части возложения на ответчика обязанности предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2013 г., а также внести плату за негативное воздействие на окружающую среду являются законными, вынесенными при правильном применении положений норм материального и процессуального права, в связи с чем доводы жалобы в указанной части об отмене судебных постановлений являются необоснованными.

 На основании ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

 Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), устанавливающий требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, утвержден Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 года № 30.

 Пунктами 3 – 6 указанного Порядка предусмотрено то, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

 В связи с этим, учитывая, что согласно сообщению заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от <дата> № и акту проверки базы данных от <дата> года, составленному заместителем Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, ответчик не представила отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год, суд первой инстанции также обоснованно возложил на индивидуального предпринимателя Ращектаеву М.Ю. обязанность в срок один месяц с даты вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2013 год, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

 В силу ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

 Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

 Руководствуясь данными законоположениями, принимая во внимание то обстоятельство, что в соответствии с ранее указанными сообщением и актом, ответчиком расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год не представлялись и соответствующая плата за 1 – 4 кварталы 2013 года не вносилась, суд первой инстанций сделал правильный вывод, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии оснований для освобождения ответчика от внесения соответствующей платы в бюджеты и ее расчета.

 Однако, посчитав, что в процессе осуществления деятельности предпринимателя в магазине образуются твердые бытовые отходы, суды пришли к выводу о необходимости представления им статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2013 г., инвентаризации отходов и организации их учета.

         Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанции не было учтено следующее.

         В силу статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»    индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

         В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 вышеназванного закона    индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

 Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

 При этом согласно статьи 1 этого же Федерального закона под обращением с отходами следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

 Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

 Пунктами 1 и 7 статьи 12 указанного Федерального закона устанавливаются особые требования к объектам размещения отходов: запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.

 Следовательно, деятельность по обращению с отходами носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а учет, инвентаризацию отходов должны осуществлять предоставлять отчетность по отходам только те индивидуальные предприниматели и юридическим лица, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами.

 Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРИП от <дата> за № основным видом экономической деятельности индивидуального предпринимателя Ращектаевой М.Ю. является розничная торговля, а также сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.

 Из вышеизложенного следует, что ответчик не занимается деятельностью, связанной с обращением с отходами производства и потребления в том смысле, который этой деятельности придает Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 При указанных обстоятельствах, Президиум Верховного суда Республики Алтай полагает, что доводы кассаторов об отсутствии у ответчика обязанности предоставлять статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы); инвентаризацию отходов, образующихся в результате его деятельности; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - являются обоснованными, тогда как обжалуемые постановления судов первой и апелляционной инстанций в части понуждения ответчика выполнить данные обязанности законными признаны быть не могут.

 Согласно статье 4.1 вышеназванного закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

 Согласно п. 3 ст. 14 данного Федерального закона на отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт.

 Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

 Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов территориальными органами Ростехнадзора на основании материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (п. п. 2.4 и 2.7 Приложения к Приказу Ростехнадзора от 15.08.2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»).

 Согласно Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом МПР России от 02.12.2002 года № 785, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

 Действовавшим до 01.08.2014 года Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» был утвержден Федеральный классификационный каталог отходов – перечень образующих отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков, из которого усматривается, что тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).

 Данный каталог, в частности, включает в себя отходы упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные (код 18710200 01 00 0), отходы упаковочного картона незагрязненные (код 18710202 01 00 5), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код 91200400 01 00 4), отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 91201100 01 00 5), отходы (осадки) из    выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (код 95100000 00 00 0).

 В ходе разрешения настоящего спора судами сделан вывод о том, что в результате осуществления хозяйственной деятельности ответчика торговлей мебелью, образуются отходы производства и потребления, а также от жизнедеятельности работников предприятия, а именно: отходы упаковочной бумаги и картона, отходы полиэтилена, отходы от уборки помещений, хозяйственно-бытовые стоки. При этом, судом первой инстанции с учетом вышеприведенного классификатора отходов не установлено образование у ответчика отходов с первого по четвертый класс опасности, а судом апелляционной инстанции сделан вывод о необходимости представления предпринимателем свидетельств и паспортов на отходы с учетом того, что допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что таковые отходы у ответчика не образуются, им не представлены. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Вместе с тем, не установив наличие отходов с первого по четвертый класс опасности у ответчика, и, возложив на него обязанность по паспортизации указанных отходов, суды не учли положения Постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", согласно которому решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2). В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны его выводы об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

 Таким образом, образование отходов с первого по четвертый класс опасности у ответчика в рассматриваемом деле необходимо было судам устанавливать с учетом указанных положений норм материального права и на основании необходимых и допустимых доказательств, поскольку только при наличии указанных отходов на него возможно было возложение предусмотренной законом обязанности, в связи с чем доводы жалобы кассатора в указанной части являются обоснованными.

 Допущенные судами нарушения норм материального права Президиум оценивает как существенные, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика, что в силу ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в указанной части.

 Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, однако судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, и их оценке, Президиум полагает необходимым, отменяя постановления судов первой и апелляционной инстанции в части, принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении исковых требований Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ИП Ращектаевой М.Ю. о возложении обязанностей в срок один месяц с даты вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) за 2013 год, в срок четыре месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию отходов, образующихся в результате его деятельности, подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности путем получения свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды и составления и утверждения паспортов отходов I – IV классов опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

 На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Президиум Верховного суда Республики Алтай

 ПОСТАНОВИЛ:

 Отменить решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10.04.2014 года в части возложения на индивидуального предпринимателя Ращектаеву М.Ю. (ОГРНИП <данные изъяты>) обязанности в срок один месяц с даты вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) за 2013 год, в срок четыре месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию отходов, образующихся в результате его деятельности, подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности путем получения свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды и составления и утверждения паспортов отходов I – IV классов опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и апелляционное определение Апелляционной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 02.07.2014 года в части, которой данное решение оставлено без изменения.

 Принять по делу в указанной части новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора.

 В остальной части судебные постановления оставить без изменения.

 Председательствующий                                                              М.В. Алексина