ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-10/2015 от 12.02.2015 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ПРЕЗИДИУМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2015 года № 44Г-10-2015

Президиум Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кузьминой Н.В.,

членов президиума Намцараева Б.Н., Шишкиной Н.П.,

Багдасаровой Л.В., Махмудовой В.И.,-

при секретаре Суходолиной В.И.

рассмотрел кассационную жалобу представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю Цыдыповой З.Б. на определение и.о. мирового судьи судебного участка № 50 Оловяннинского района мирового судьи судебного участка № 49 Оловяннинского района от 4 апреля 2014 года и апелляционное определение Оловяннинского районного суда от 2 октября 2014 года по гражданскому делу по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю о выдаче судебного приказа на взыскание с Гуриненко А. В. задолженности по налогам, пеням (мировой судья Соловьева Н.М.; суд апелляционной инстанции – Набережнева Н.В.).

В заседании принял участие представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю Цындымеев А.Б.

Заслушав доклад судьи Багдасаровой Л.В., объяснения участвующего в деле лица, президиум

установил:

2 апреля 2014 года межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Гуриненко А.В. задолженности по земельному и транспортному налогам за 2012 год в сумме <сумма> руб. <сумма> коп. и пеням в сумме <сумма> руб., всего <сумма> руб. <сумма> коп. В обоснование указала, что должник имеет в собственности земельный участок и несколько транспортных средств. Ему были вручены уведомления на уплату названных налогов, а в дальнейшем – требования от 29.08.2012 и от 13.11.2013 , которые не исполнены.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 50 Оловяннинского района мирового судьи судебного участка № 49 Оловяннинского района от 4 апреля 2014 года об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа постановлено возвратить заявление и разъяснить право на обращение с исковым заявлением о взыскании алиментов.

Апелляционным определением Оловяннинского районного суда от 2 октября 2014 года определение мирового судьи оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в отдел делопроизводства краевого суда 22 декабря 2014 года, заявитель выражает несогласие с названными определениями, считая их незаконными.

По запросу заместителя председателя Забайкальского краевого суда от 24 декабря 2014 года дело истребовано у мирового судьи; 29 января 2015 года оно поступило в Забайкальский краевой суд.

Определением судьи Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2015 года кассационная жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения в суд кассационной инстанции.

Проверив обоснованность суждений, изложенных в обращении кассатора, выступлении присутствующего в заседании лица, президиум считает вынесенные по делу определения подлежащими отмене.

Отклоняя заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю, мировой судья исходил из того, что требование об уплате налога за 2009 год направлено в 2012 году, то есть за пределами установленного статьей 70 НК РФ срока.

Суд апелляционной инстанции указал, что инспекция обратилась с требованием об уплате пеней по транспортному налогу за 2009 год, что более трех налоговых периодов. Истечение срока явилось правомерным основанием для возвращения мировым судьей заявления в порядке статьи 125 ГПК РФ.

Президиум полагает эти суждения ошибочными, противоречащими имеющимся в деле документам и нормам материального и процессуального права.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 363 и абзацем 3 пункта 1 статьи 397 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) срок уплаты транспортного и земельного налогов для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, устанавливается не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктами 2, 3 статьи 52 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога

Налоговым уведомлением от 28.05.2013 межрайонная ИФНС России №1 по Забайкальскому краю предложила Гуриненко А.В. уплатить до 1 ноября 2013 года транспортный и земельный налоги за 2012 год (соответственно <сумма> руб. <сумма> коп. и <сумма> руб. <сумма> коп.) <л.д.>.

Налоговое уведомление получено плательщиком 7 августа 2013 года <л.д.>.

В силу пунктов 2, 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требованием от 13.11.2013 налоговый орган известил Гуриненко А.В. о неуплаченных суммах транспортного (<сумма> руб. <сумма> коп.) и земельного налогов (<сумма> руб. <сумма> коп.) за 2012 год, о задолженности по пеням на 13.11.2013 на общую сумму <сумма> руб. <сумма> коп. и об обязанности погасить долги до 25 декабря 2013 года <л.д.>.

Названное требование направлено Гуриненко А.В. 27 ноября 2013 года, но задолженность в указанный срок не погашена <л.д.>.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 № 324-ФЗ) заявление о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

2 апреля 2014 года инспекция подала заявление на выдачу судебного приказа в связи с неисполнением требования, в котором просила о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам в сумме <сумма> руб. <сумма> коп. и <сумма> руб. <сумма> коп. соответственно и пеням в сумме <сумма> руб. <сумма> коп. <л.д.>.

Изложенное означает, что требование налогового органа, сформулированное в заявлении о выдаче судебного приказа, касалось только задолженности Гуриненко А.В. по транспортному и земельному налогам за 2012 год в размере соответственно <сумма> руб. <сумма> коп. и <сумма> руб. <сумма> коп. и пеням за неуплату именно этих сумм в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Учитывая приведенные выше нормы о сроках уплаты названных налогов, направления налоговых уведомлений и требований об уплате налогов, подачи заявлений в суд и сведения о времени совершения налоговым органом юридически значимых действий, у судов не имелось оснований для утверждения о пропуске инспекцией срока обращения за судебной защитой.

При вынесении определений обе судебные инстанции ориентировались исключительно на содержание требования об уплате налога от 29.08.2012 <л.д.>. В этом документе Гуриненко А.В. предлагалось погасить в срок до 18.09.2012 задолженность по пеням в сумме <сумма> руб. <сумма> коп. Также содержалась информация об основаниях взимания названной суммы (несвоевременная уплата транспортного налога за 2009 и 2010 годы), о суммах этого налога и сроках его уплаты, что отвечало положениям пункта 4 статьи 69 НК РФ.

Вместе с тем суды не учли, что налоговый орган не предъявлял к взысканию суммы недоимки по транспортному налогу за 2009, 2010 годы и сумму пеней, указанные в требовании от 29.08.2012.

Таким образом, выводы судов об истечении срока по уплате данных сумм не могли служить основанием к отклонению заявления инспекции: ни для его возвращения по правилам части 1 статьи 125 ГПК РФ, ни для отказа в соответствии с пунктом 3 части 3 названной статьи.

Кроме того, президиум не может согласиться с суждениями судов относительно наличия в настоящем деле спора о праве. При этом исходит из того, что в соответствии со статьей 122 ГПК РФ судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики за третий квартал 2011 года разъяснил, что требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица зачастую носят бесспорный характер. В случае, когда физическое лицо не согласно с предъявляемыми требованиями налогового органа (таможенного органа), то есть имеется спор о праве, то в таком случае налоговый орган (таможенный орган) может обратиться в суд только в порядке искового производства.

Таким образом, и налоговое, и гражданское процессуальное законодательство предусматривают взыскание налогов, пеней и штрафов посредством выдачи судебного приказа, поэтому налоговый орган обязан обращаться к мировому судье в порядке главы 11 ГПК РФ при отсутствии спора.

В рассматриваемом заявлении инспекции ничто не указывает на наличие спора о праве. В том числе в нем отсутствует просьба о восстановления срока для обращения в суд, которая косвенно могла свидетельствовать о существовании подобного спора.

По мнению мирового судьи, выдача судебного приказа при пропуске срока нарушит право должника высказать свою позицию относительно возможности восстановления срока и что вынесение судебного приказа при наличии пропуска срока будет свидетельствовать о восстановлении судом этого срока без выяснения причин уважительности его пропуска.

Однако это утверждение не согласуется со статьей 129 ГПК РФ, являющейся гарантией для должника: подача им возражений относительно исполнения судебного приказа.

При данных условиях состоявшиеся по делу определения как незаконные подлежат отмене с направлением дела мировому судье для рассмотрения заявления налогового органа.

Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

определение и.о. мирового судьи судебного участка № 50 Оловяннинского района мирового судьи судебного участка № 49 Оловяннинского района от 4 апреля 2014 года и апелляционное определение Оловяннинского районного суда от 2 октября 2014 года отменить, дело направить мировому судье судебного участка № 50 Оловяннинского района для рассмотрения заявления о выдаче судебного приказа.

Председательствующий Н.В. Кузьмина