ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-123/18 от 29.10.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 44г-123/2018

президиума Оренбургского областного суда

29 октября 2018 года г. Оренбург

Президиум Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего – Емельянова В.А.,

членов президиума: Белинской С.В., Кужабаева М.Д., Чернявской С.А., Хакимовой О.В., Черновой С.А.,

первого заместителя прокурора Оренбургской области Волкова А.В.,

при секретаре Самохиной И.В.,

рассмотрев кассационную жалобу Яппаровой А.Ю. на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 09 ноября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску прокурора Матвеевского района Оренбургской области в интересах Яппаровой А.Ю., несовершеннолетних Я.В.Р., Я.М.Р. к администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области, Департаменту молодежной политики Оренбургской области, Правительству Оренбургской области о восстановлении семьи Яппаровой А.Ю. в списках участников программы «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы», возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения,

заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Кисловой Е.А., пояснения представителя истца Яппаровой А.Ю. – П.И.А., действующего на основании доверенности от (дата), поддержавшего кассационную жалобу, первого заместителя прокурора Оренбургской области Волкова А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы и полагавшего ее подлежащей удовлетворению, представителя ответчика Департамента молодежной политики Оренбургской области – Д.М.А., действующей на основании доверенности от (дата), возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Матвеевского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Яппаровой А.Ю., несовершеннолетних Я.В.Р., Я.М.Р., с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что с 27 декабря 2010 года Яппарова А.Ю. являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

23 сентября 2013 года Яппаровой А.Ю. и её несовершеннолетним детям было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого дома в размере 915902 руб., указанная сумма зачислена на банковский счёт Яппаровой А.Ю. и перечислена ИП С. по договору подряда на строительство жилого дома от 20 декабря 2013 года.

Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 16 июня 2016 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 сентября 2016 года, договор подряда на строительство жилого дома между Япаровой А.Ю. и ИП С. расторгнут, денежная сумма, уплаченная по договору, в размере 915902 руб. взыскана с ИП С. в бюджет муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области.

Ссылаясь на то, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты Яппарова А.Ю. и ее семья не реализовала, не получила улучшения жилищных условий и имеет право на восстановление в число участников региональной программы обеспечения жильем как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, а также право на повторное получение социальной выплаты, прокурор просил суд возложить на администрацию муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области и Департамент молодёжной политики Оренбургской области обязанность поставить (восстановить) семью Яппаровой А.Ю. в списках участников программы «Обеспечение жильём молодых семей в (адрес) на 2014-2020 годы» исходя из даты первоначальной постановки на учёт – 27 декабря 2010 года; выплатить семье Яппаровой А.Ю. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения по программе «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» в соответствии с очерёдностью исходя из даты первоначального включения в список участников программы.

Судом к участию в деле в качестве истца в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.В.Р., Я.М.Р., привлечена Яппарова А.Ю., в качестве соответчика - Правительство Оренбургской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков – Министерство финансов Оренбургской области.

Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 09 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 февраля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд 30 июля 2018 года, Яппарова А.Ю. просит отменить принятые по делу судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением судьи Оренбургского областного суда Кисловой Е.А. от 08 октября 2018 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.

Истец Яппарова А.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.В.Р., Я.М.Р., представители ответчиков администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства финансов Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Оренбургского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.

В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении данного дела такие нарушения были допущены.

Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что 23 сентября 2013 года молодой семье в составе Яппаровой А.Ю. и ее несовершеннолетних детей Я.В.Р., (дата) года рождения, Я.М.Р., (дата) года рождения, являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в соответствии с условиями этой подпрограммы администрацией муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области выдано свидетельство , удостоверяющее право молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Оренбургской области в размере 915 902 руб.

Указанная социальная выплата перечислена подрядчику ИП С., с которым Яппарова А.Ю. 20 декабря 2013 года заключила договор подряда на строительство жилого дома.

Яппаровой А.Ю. администрацией МО Матвеевский район Оренбургской области выдано разрешение на строительство жилого дома по адресу: (адрес) сроком действия до 20 ноября 2016 года.

ИП С. нарушены сроки строительства.

Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 16 июня 2016 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 сентября 2016 года, по иску Яппаровой А.Ю. договор подряда на строительство жилого дома от 20 декабря 2013 года, заключенный между ней и ИП С., расторгнут ввиду нарушения срока окончания строительства, с ИП С. в бюджет муниципального образования «администрация Матвеевского района Оренбургской области» взыскано 915 902 руб.

09 ноября 2016 года Яппарова А.Ю. обратилась в администрацию муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области с заявлением, указав, что полученной в 2013 году социальной выплатой на строительство жилого дома она не воспользовалась, жилищные условия ее и ее несовершеннолетних детей не улучшились, в связи с чем просила произвести ей социальную выплату денежных средств в размере 915902 руб. согласно ранее полученному свидетельству на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В указанной социальной выплате Яппаровой А.Ю. ответчиком отказано.

Письмом от 14 февраля 2017 года администрацией муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области Яппаровой А.Ю. отказано в постановке на учет (восстановлении на учете) ее семьи в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» со ссылкой на то, что право на получение поддержки за счет бюджетных средств на улучшение жилищных условий предоставляется только один раз, Яппаровой А.Ю. такое право в 2013 году было реализовано.

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении иска прокурора, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия, пришел к выводу о реализации молодой семьей Я.А.Ю. своего права на получение мер социальной поддержки на улучшение жилищных условий в 2013 году, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, программой «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2014- 2020 годы», является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей программы.

Однако, выводы судов основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения. Кроме того, при разрешении спора судом не были приняты во внимание имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства дела и нарушены нормы процессуального права.

Оказание помощи молодым семьям в приобретении жилья осуществлялось в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638, а также областной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы", утвержденной Законом Оренбургской области от 28 февраля 2003 года N 63/3-III-ОЗ.

В связи с истечением срока действия федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а в ее рамках - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правилапредоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 года N 370-пп утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы".

Основным принципом реализации программ указана возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.

Источники финансирования указанной меры социальной поддержки - средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Механизм реализации программ предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в программе, за счет средств местного бюджета, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – федеральные Правила).

В соответствии с указанными федеральными Правилами право молодой семьи на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, выдача которого на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве (пункты 3-5).

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (пункт 14).

Согласно названным Правилам, социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья могут быть использованы, в частности, для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (пункт 2); социальная выплата предоставляется в размере 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с данными Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей, и 35 процентов - для молодых семей, в том числе неполных, имеющих одного ребенка или более (пункт 10); расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы (пункт 11).

Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты для приобретения жилья молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление по установленной форме и копии документов, перечень которых указан в Правилах (пункт 15).

Орган местного самоуправления организует работу по проверке представленных сведений и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, после чего до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы и предоставляет его государственному заказчику подпрограммы, а также доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей (пункты 17-20, 22-24).

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива (пункт 42).

Свидетельства, находящиеся в банке, погашаются банком в устанавливаемом им порядке. Погашенные свидетельства подлежат хранению в течение 3 лет. Свидетельства, не предъявленные в банк в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, считаются недействительными (пункт 43).

Аналогичные условия содержат Правила учета и формирования списков молодых семей - участниц областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы", утвержденные Постановлением Правительства Оренбургской области от 03 августа 2010 года N 527-п.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, разделами 3 и 5 областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы", пунктом 7 Правил учета и формирования списков молодых семей - участниц областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы", участницей программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте, не превышающем 35 лет, и одного и более детей, признанная в соответствии с жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории Оренбургской области и изъявившая желание участвовать в ее реализации.

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Участницей программы молодая семья становится после принятия решения о постановке ее на учет в качестве участницы программы органом исполнительной власти муниципального образования, на территории которого постоянно проживает молодая семья и с которым государственный заказчик программы заключил соглашение по ее реализации.

Молодые семьи, состоящие на учете в рамках областной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы", автоматически ставятся на учет в качестве участниц областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы" со дня вступления ее в силу, т.е. с 22 июня 2010 года (абзац 4 раздела 5).

Из материалов дела следует, что молодая семья Яппаровой А.Ю. состояла на учете в качестве участницы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы с 27 декабря 2010 года.

Сторонами не оспаривалось, что при постановке на учет в качестве участницы программы молодая семья Яппаровой А.Ю. соответствовала указанным выше критериям участницы программы, в том числе нуждаемости в жилых помещениях.

23 сентября 2013 года в соответствии с условиями программ администрацией муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области молодой семье в составе Яппаровой А.Ю. и ее несовершеннолетних детей Я.В.Р., (дата) года рождения, Я.М.Р.(дата) года рождения, было выдано свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Оренбургской области в размере 915 902 руб.

Согласно ответу Департамента молодежной политики Оренбургской области от 08 ноября 2017 года , в составе указанных денежных средств 827365 руб. было выделено из областного бюджета, 88537 руб. - из местного бюджета Матвеевского района Оренбургской области.

Указанная социальная выплата была перечислена подрядчику ИП С. по договору подряда на строительство жилого дома, заключенному с Яппаровой А.Ю..

Вместе с тем, после расторжения договора строительного подряда все денежные средства социальной выплаты по решению суда возвращены от подрядчика в бюджет муниципального образования администрации Матвеевского района Оренбургской области.

В материалах дела имеется ответ от 09 декабря 2016 года администрация муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области, согласно которому взысканные с ИП С. денежные средства будут возвращены в доход бюджета, из которого они ранее были представлены.

Из отзыва от 22 августа 2017 года Министерства финансов Оренбургской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, следует, что в случае заключения участником программы и подрядчиком в целях строительства жилого помещения и не исполнения обязательств по договору, дебиторская задолженность перед бюджетам бюджетной системы Российской Федерации не возникает. По договору подряда на строительство индивидуального жилого дома правоотношения между заказчиком (членами молодой семьи Яппаровых) и подрядчиком (ИП С.) регулируются гражданским законодательством. В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, в случае их поступления по решению суда от ИП С. в доход местного бюджета, не смогут быть использованы для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям, на которые ранее были предоставлены (л.д. ).

В силу частей 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами (часть 1 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В нарушение указанных норм процессуального права суды отзыв Министерства финансов Оренбургской области и ответ администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области от 09 декабря 2016 года не исследовали, не приняли во внимание при разрешении спора обстоятельства того, что выделенная семье Яппаровой А.Ю. по федеральной целевой и областной программе для приобретения жилья социальная выплата фактически семьей Япаровой А.Ю. не использована по целевому назначению по независящим от нее причинам, что имело существенное значение для правильного разрешения спора.

Обстоятельства того, когда и в каком объеме было исполнено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 сентября 2016 года в части возвращения целевых денежных средств в бюджет муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области от ИП С., были ли возвращены указанные денежные средства в соответствующие бюджеты, из которых они выделялись, судами не установлены.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании ответчиков произвести семье Яппаровой А.Ю. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с очередностью исходя из даты первоначального включения в список участников программы, суды пришли к выводу о реализации семьей Яппаровой А.Ю. своего права на улучшение жилищных условий путем получения в 2013 году мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на строительство жилого дома и указали, что в силу федеральных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, социальная выплата считается предоставленной после ее перечисления банком подрядчику.

Однако, судами не учтено, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.

Цель указанной подпрограммы - предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (раздел 2).

Из содержания указанных нормативно-правовых актов следует, что с помощью данной меры государственной поддержки право на улучшение жилищных условий молодой семьи действительно должно быть реализовано.

Вместе с тем, взыскивая с ИП С. в бюджет муниципального образования сумму, оплаченную по договору подряда, суд апелляционной инстанции в апелляционном определении от 14 сентября 2016 года по делу по иску Яппаровой А.Ю. к ИП С. о расторжении договора подряда на строительство жилого дома исходил из того, что улучшение жилищных условий Яппаровой А.Ю. и членов ее семьи так и не произошло.

При рассмотрении предыдущего спора к участию в деле привлекалась администрация муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При рассмотрении настоящего спора доказательств того, что жилищные условия молодой семьи Яппаровых А.Ю. после постановки ее на учет в качестве участницы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы улучшились, ответчиками также не представлено.

Поскольку государство, включая молодую семью Яппаровой А.Ю. в качестве участника федеральной и областной целевой программы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 29 января 2004 года N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).

Ссылаясь на федеральные Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, суды указали, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

В связи с этим суды пришли к выводу о несоблюдении Яппаровой А.Ю. условия, необходимого для признания молодой семьи участницей программы «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» с восстановлением в списках участников предыдущей программы, действовавшей в 2013 году.

Однако сама указанная программа «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» и иные законодательные акты, регулирующие спорные правоотношения сторон, предметом анализа судов не были, что привело к неправильному разрешению спора.

Вместе с тем, с 2015 года в связи с истечением срока действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в Российской Федерации начала реализацию федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889.

В рамках данной федеральной целевой программы утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» с приложением Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

Данные Правила содержат условия, аналогичные условиям ранее действовавших Правил подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» федеральных целевых программ «Жилище» на 2002-2010 годы, 2011-2015 годы.

На уровне субъекта Российской Федерации постановлением Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года № 737 -пп утвержденагосударственная программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах", а в ее рамках - подпрограмма № 7 "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы".

Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года N 286-п утверждены Правила постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах".

Согласно данным Правилам, участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов (родителей) не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет ( а)); все члены молодой семьи постоянно проживают на территории Оренбургской области (б)), молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий ( г)), молодая семья ранее не получала от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, за исключением средств материнского капитала (д)).

Для постановки на учет молодая семья должна подать в орган местного самоуправления городского округа (сельского поселения) по месту своего постоянного проживания (регистрации) заявление на участие в подпрограмме (далее - заявление) в двух экземплярах по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам и соответствующие документы.

Молодые семьи, состоящие на учете в рамках областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» становятся участницами подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» в 2014-2020 годах» со дня вступления ее в законную силу (т.е. с 01 января 2014 года).

С 01 января 2018 года постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года и федеральная целевая программа « Жилище» действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, которым утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Из содержания действующей государственной программы, а также предыдущих подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002- 2010 годы, 2011-2015 годы, 2015 - 2020 годы федеральных целевых программ «Жилище» на указанные годы, областных программ «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» на 2011-2115 годы, 2014-2020 годы, следует, что все они базируются на принципах преемственности указанных программ.

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в том случае, если они не получили соответствующую государственную поддержку, на которую имели право, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками последующих соответствующих программ на последующие годы.

При таких обстоятельствах выводы судов о том, что действующее законодательство не предусматривает процедуру, возможность включения в списки участников новой областной программы на 2014-2020 годы и получения социальной выплаты по указанной программе молодой семьи, не обратившейся с соответствующим заявлением о включении в список претендентов на получение социальной выплаты в период действия новой программы, не основаны на приведенных выше положениях закона.

Принимая во внимание, что допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), президиум Оренбургского областного суда считает, что кассационную жалобу Яппаровой А.Ю. следует удовлетворить частично, отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда 13 февраля 2018 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Оренбургского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу Яппаровой А.Ю. удовлетворить частично.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 февраля 2018 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий В.А. Емельянов