№ 4г-1402/13
Первая инстанция: судья Тимофеева А.М.
Апелляционная инстанция:
судьи Орлова Е.Ю., Александрова М.А., Малиновская А.Л. (д).
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
президиума Иркутского областного суда
г. Иркутск 14 октября 2013 года
Президиум Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Дубовика Н.П.,
членов президиума: Зуевой Л.М., Лухнева А.И., Корнюшиной Л.Г.,
при секретаре Коломийцевой Ю.В.,
по докладу судьи Бадлуевой Е.Б.,
рассмотрев гражданское дело по кассационной жалобе администрации города Иркутска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июня 2013 года по гражданскому делу по заявлению прокурора города Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным постановления администрации города Иркутска об утверждении проекта планировки Центральной части города Иркутска, возложении обязанности по отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Иркутска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Иркутска от 05 декабря 2012 года № 031-06-2379/12.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что согласно приказу Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ город Иркутск включен в перечень исторических поселений. В соответствии с частью 8 статьи 60 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проект планировки Центральной части города Иркутска подлежал согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке. Указанное требование закона администрацией города Иркутска не выполнено, проект планировки Центральной части города Иркутска принят без согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Принятием указанного постановления администрацией города Иркутска нарушены права неопределенного круга лиц на охрану объектов культурного наследия в границах исторического поселения.
Прокурор города Иркутска просил суд признать незаконным постановление администрации города Иркутска от 05 декабря 2012 года № 031-06-2379/12 по утверждению проекта планировки Центральной части города Иркутска; обязать администрацию города Иркутска отменить указанное постановление.
Решением Кировского районного суда города Иркутска от 25 февраля 2013 года в удовлетворении заявления прокурора города Иркутска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июня 2013 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение. Заявление прокурора города Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворено. Постановление администрации города Иркутска от 05 декабря 2012 года № 031-06-2379/12 «Об утверждении проекта планировки Центральной части города Иркутска» признано незаконным и недействующим со дня его принятия.
В кассационной жалобе администрация города Иркутска просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Определением судьи Иркутского областного суда от 19 сентября 2013 года кассационная жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения по существу в судебном заседании суда кассационной инстанции – президиума Иркутского областного суда.
Заслушав доклад судьи, пояснения представителей администрации города Иркутска Пилипенко Е.В., Варламовой Н.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, заместителя прокурора Бурановского И.Р., возражавшего против доводов кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум установил.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что прокурором не представлено доказательств того, что город Иркутск или его часть соответствует признакам исторического поселения; проект планировки неоднократно направлялся администрацией города Иркутска в Службу по охране объектов культурного наследия в Иркутской области; действие Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.01.2010 № 2) в части согласования проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, приостановлено Постановлением Правительства РФ от 07.04.2011 № 257 до 01.01.2013, порядок согласования проекта планировки с федеральным органом охраны объектов культурного наследия законодательно не определен.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение суда, указав следующее. Приказом Министерства культуры РФ № 418 и Министерства регионального развития РФ № 339 от 29.07.2010 «Об утверждении перечня исторических поселений» город Иркутск включен в перечень исторических поселений. Проект территории, указанной в оспариваемом постановлении, не согласован с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в лице Министерства культуры Российской Федерации в нарушение пункта 8 статьи 60 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (в ред. ФЗ № 179-ФЗ от 12.11.2012) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)».
Вместе с тем, с таким выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку он противоречит установленным по делу обстоятельствам и основан на неверном токовании норм материального права.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено.
Постановлением администрации города Иркутска от 05 декабря 2012 года № 031-06-2379/12 «Об утверждении проекта планировки Центральной части города Иркутска» в целях обеспечения устойчивого развития территории города Иркутска, в соответствии со статьями 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», утвержден проект планировки Центральной части города Иркутска. Постановление опубликовано в средствах массовой информации в печатном издании «И.» <дата изъята>.
Оспариваемое постановление по своей правовой природе является нормативным актом, и заявление прокурора об оспаривании постановления судом апелляционной инстанции правильно рассмотрено по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям пункта 19 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Приказом Министерства культуры РФ № 418 и Министерства регионального развития РФ № 339 от 29.07.2010 «Об утверждении перечня исторических поселений», изданным по поручению Правительства РФ (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 года № 2 «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны») город Иркутск включен в перечень исторических поселений.
Вывод суда апелляционной инстанции об отнесении города Иркутска к историческим поселениям на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации № 418, Министерства регионального развития Российской Федерации № 339 от 29 июля 2010 года правильный.
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ, действовавшей до 24 ноября 2012 года, градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежала обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Пунктом 8 статьи 60 названного Закона, в редакции Федерального закона от 12.11.2012 № 179-ФЗ, действующей с 24 ноября 2012 года, предусмотрено, до утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий в границах территории такого исторического поселения подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.
Постановлением Правительства РФ от 16 января 2010 года № 2 утверждено Положение о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.
Федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в силу Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года № 407, на момент принятия оспариваемого нормативного акта являлось Министерство культуры РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2011 года № 257 «О частичном приостановлении действия Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны» действие названного Положения было приостановлено до 01 января 2012 года, постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1252 действие Положения приостановлено до 01 января 2013 года.
При изложенных обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что приостановление действия Положения на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не свидетельствует об отсутствии обязанности по согласованию проекта планировки с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, поскольку существует норма федерального законодательства (пункт 8 статьи 60 в ред. ФЗ № 179-ФЗ от 12.11.2012), не может быть признан соответствующим вышеприведенным нормам права.
С учетом указанных норм суду апелляционной инстанции следовало проверить действие нормативного акта, предусматривающего обязанность администрации города Иркутска согласовать с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проект документации по планировке Центральной части города, и порядок реализации этой обязанности на момент принятия оспариваемого постановления.
Процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории строго регламентирована статьей 45 Градостроительного кодекса РФ, часть 19 которой предусматривает, что порядок устанавливается не только названным Кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта (часть 8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Приведенные требования закона администрацией города Иркутска выполнены.
Администрацией города Иркутска был заключен муниципальный контракт с ОАО «И.» на выполнение работ по внесению изменений в ранее подготовленный проект планировки Центральной части города Иркутска.
Публичные слушания по обсуждению проекта планировки Центральной части города Иркутска проведены на основании постановления мэра города Иркутска 20.03.2008 за № 031-06-506/8, постановления мэра города Иркутска 30.09.2008 за № 031-06-2203/8, по результатам проведения которых составлены протоколы соответственно № 1 от 23.04.2008, № 2 от 24.04.2008, № 3 от 23.05.2008 и от 06.11.2008; заключения о результатах публичных слушаний были опубликованы в газете «И.» от 28.07.2008, 29.12.2008; заключения содержат поступившие предложения и замечания.
Согласно части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории обеспечивается органами местного самоуправления поселения, органами местного самоуправления городского округа на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в пункте 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 08.11.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения.
Генеральный план города Иркутска утвержден решением городской Думы города Иркутска от 28 июня 2007 года № 004-20-390583/7.
Решением Думы города Иркутска от 05 июля 2012 года о внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28.06.2007 № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана г. Иркутска» были внесены изменения в Генеральный план города Иркутска (Приложение № 1 к решению Думы города Иркутска от 06.07.2012 № 005-20-360589/2), а именно, изменения касаются частичного зонирования территории и трассировки дорог.
В силу статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают территории объектов культурного наследия (пункт 6 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).
Судом первой инстанции из письма Службы по охране объектов культурного наследия в Иркутской области от 22.12.2011 № 76-37-6822/11 установлено, что Служба согласовала проект внесения изменений в генеральный план города Иркутска, и проект планировки Центральной части города Иркутска соответствует генеральному плану города Иркутска.
Между тем, материалы настоящего дела не содержат сведения о генеральном плане города Иркутска, приложений к нему.
Из указанного следует, что судом апелляционной инстанции не выполнены в полном объеме требования статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей осуществление проверки оспариваемого постановления при рассмотрении дела на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку при разрешении дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенного права, апелляционное определение подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
П О С Т А Н О В И Л:
кассационную жалобу администрации города Иркутска удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июня 2013 года по данному гражданскому делу отменить, дело направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Председательствующий