Судья Мерзаканова Р.А., с/к – Бзегежева Н.Ш. – пред. и д., Безуглова В.В.и Соловьевой О.М.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 мая 2016 года г. Майкоп
Президиум Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Кулинченко О.М.
членов – ФИО4, ФИО5, ФИО6, Мейстер В.М.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3 к администрации МО «Кошехабльский район», Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением и имеющими право на получение государственного жилищного сертификата, истребованное по кассационной жалобе ответчика Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 15.12.2015 года,
Заслушав доклад судьи Мейстер В.М., объяснения представителей Главного управления МЧС России по Республике Адыгея (далее Главное управление) ФИО12, Кабинета Министров Республики Адыгея и Комитета РА по делам ГО И ЧС ФИО13, поддержавших доводы кассационной жалобы Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, объяснения истца ФИО1, полагавшего апелляционное определение законным, президиум
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2, обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>», Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в котором, просят признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением, произошедшими на территории <адрес> в мае 2014 года. Признать ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих по адресу: РА, <адрес>, а. ФИО7, <адрес>, имеющими право на получение государственного жилищного сертификата. Обязать администрацию МО «<адрес>» включить ФИО1, ФИО2 в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением, произошедшими на территории <адрес> в мае 2014 года. Обязать администрацию МО «<адрес>» представить документы в Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, для последующего направления их в МЧС России, Минфин России для решения вопроса выдачи ФИО1 и ФИО3 государственного жилищного сертификата. При этом указали, что решением Кошехабльского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано право ФИО1 и ФИО3 на включение в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий для получения жилищного сертификата; на администрацию МО «<адрес>» возложена обязанность направить сведения о ФИО1, ФИО3 в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Адыгея для решения вопроса о включении их в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками подтоплением, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея. Вместе с тем, по настоящее время они не включены в список граждан для получения жилищного сертификата, поскольку в решении суда необходимо отразить, что они пострадали в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, произошедшими в мае 2014 года. Просят удовлетворить заявленные требования.
Решением Кошехабльского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: в иске ФИО1, ФИО3 к администрации муниципального образования «<адрес>», Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о признании ФИО1, ФИО3 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением, произошедшими на территории <адрес> в мае 2014 года; - признании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих по адресу: <адрес>, а. ФИО7, <адрес>, имеющими право на получение государственного жилищного сертификата; - обязании администрации муниципального образования «<адрес>» включить ФИО1, ФИО2 в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением, произошедшими на территории <адрес> в мае 2014 года; - обязании администрации муниципального образования «<адрес>» представить документы в Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, для последующего направления их в МЧС России, Минфин России для решения вопроса выдачи ФИО1, ФИО3 государственного жилищного сертификата, отказать.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Адыгея от 15.12.2015 года постановлено: решение Кошехабльского районного суда от 19.10.2015 года отменить. Производство по делу прекратить.
В кассационной жалобе ответчик Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям просит отменить апелляционное определение, ввиду его незаконности.
Гражданское дело истребовано в суд кассационной инстанции для проверки доводов жалобы и определением судьи Верховного суда Республики Адыгея от 16.05.2015 года кассационная жалоба ответчика передана в президиум Верховного суда Республики Адыгея для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав участников процесса, президиум полагает, что апелляционное определение подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Отменяя решение суда первой инстанции и прекращая производство по данному делу, суд апелляционной инстанции сослался на то, что в силу положений статьи 220 ГПК РФ производство по делу подлежит прекращению в случае, когда имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что решением Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 21 ноября 2014 года уже были рассмотрены и удовлетворены аналогичные исковые требования к администрации МО «Кошехабльский район». Решением суда, уже признано за истцами право на включение в список граждан лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий для получения государственного жилищного сертификата, на администрацию МО «Кошехабльский район» возложены обязанности по направлению сведений об истцах в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Адыгея для решения вопроса о включении в список на получение государственного жилищного сертификата, как лишившихся жилого помещения в результате паводка в мае 2014 года. Решение от 21.11.2014 года вступило в законную силу. Фактические обстоятельства, на которых истцы основывали свои требования по настоящему делу, аналогичны обстоятельствам, на которых основывались требования по делу, по которому принято решение от 21.11.2014 года. При этом, в апелляционном определении сделан вывод о том, что, привлеченные в качестве соответчика по спору Комитет РА по делам ГО и ЧС и в качестве третьего лица ГУ МЧС России по РА не являются стороной спорного обязательства, ввиду чего спор с данным ответчиком отсутствует.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Кошехабльского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен иск ФИО1, ФИО3 к администрации МО «Кошехабльский район» об обязании включить в списки пострадавших граждан имеющих право на получение мер государственной поддержки в форме социальной выплаты за утраченное жилое помещение. За истцами признано право на включение в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий для получения жилищного сертификата. На администрацию муниципального образования возложена обязанность направить сведения об истцах в уполномоченный орган исполнительной власти РА для решения вопроса о включении их в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением, произошедшим с 25.05.2014 года на территории РА.
В соответствии с абзацем третьим статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Таким образом, условием прекращения производства по делу в соответствии с приведенной нормой закона является наличие того же спора между теми же сторонами, по спору между которыми состоялось предыдущее решение суда.
Поскольку по настоящему делу ответчиками является не только администрация МО «Кошехабльский район», но и Комитет РА по делам ГО и ЧС, то требования заявлены в том числе, к новому ответчику.
Вывод апелляционной инстанции о том, что Комитет РА по делам ГО и ЧС является ненадлежащим ответчиком, мог повлечь отказ в иске к этому ответчику, но не прекращение производства по делу.
Также, по делу привлечено третье лицо: ГУ МЧС России по РА.
Кроме того, истцами заявлены новые требования о признании истцов пострадавшими в результате ЧС, связанной с интенсивными дождями, паводком, подтоплением, произошедшим на территории Кошехабльского района в мае 2014 года, признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании включить истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата и обязании администрации муниципального образования представить документы в Комитет РА по делам ГО и ЧС для последующего направления их в МЧС России, Минфин России для решения вопроса выдачи истцам государственного жилищного сертификата.
Решением суда от 21.11.2014 года предметом спора не было признание истцов пострадавшими в результате ЧС, признание их имеющими право на получение государственного жилищного сертификата и возложение на ответчика администрацию МО «Кошехабльский район» обязанности включить истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата и предоставить документы в Комитет РА по делам ГО и ЧС.
Таким образом, стороны и предмет иска по двум делам не идентичны и лишь основания обращения с исками- чрезвычайная ситуация, связанная с паводком в Кошехабльском районе в мае 2014 года - тождественны.
При таких обстоятельствах президиум приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства и нормы процессуального права не были учтены судом апелляционной инстанции, что привело к необоснованной отмене решения суда первой инстанции с прекращением производства по делу.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения президиумом с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, п.2 ч.1 ст. 390 ГПК РФ, президиум
П О С Т А Н О В И Л:
отменить апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 15.12.2015 года и передать дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий – О.И. Кулинченко