ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-131/18 от 20.08.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

№ 44г-131/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ президиума Хабаровского краевого суда

г. Хабаровск 20 августа 2018 года

Президиум Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Веретенникова Н.Н., членов президиума Мироновой Л.Ю., Трофимовой Н.А.,

с участием представителя заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края ФИО1, действующей на основании доверенности от 29.12.2017 г. №37,

истца ФИО2, его представителя ФИО3, действующей на основании доверенности от 04.09.2017г.,

при секретаре Морозовой А. А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, возложении обязанности по кассационной жалобе Управления ПФР (ГУ) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 18 января 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2018 года.

Выслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., объяснения представителя заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края ФИО1, истца ФИО2, его представителя ФИО3, изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда

установил:

ФИО2 обратился в суд к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края с иском о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, возложении обязанности назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с 18 мая 2017 года.

В обоснование предъявленных требований ФИО2 указал о том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 года

№ 2376-р он удостоен премии Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации, ему вручен диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации, почетный знак лауреата премии и удостоверение к почетному знаку лауреата премии.

года ФИО2 обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04.02.2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».

Решением ответчика от 13.06.2017 года № 252 в удовлетворении заявления отказано.

Ссылаясь на то, что присуждение государственной премии распоряжением Правительства Российской Федерации дает основание для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения, ФИО2 считает незаконным принятое ответчиком решение.

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 18.01.2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26.04.2018 года, исковые требования ФИО2 удовлетворены.

За ФИО2 признано право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией». На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края возложена обязанность назначить ФИО2 дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с 18.05.2017 года.

В кассационной жалобе, поступившей в Хабаровский краевой суд 19.06.2018 года, Управление ПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края просит отменить принятые по делу судебные постановления, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм права, указывает о том, что премия Правительства Российской Федерации не является Государственной премией Российской Федерации, лауреатам которой предоставляется дополнительное ежемесячное материальное обеспечение на основании положений Федерального закона от 04.03.2002 года № 21-ФЗ.

года материалы гражданского дела истребованы в Хабаровский краевой суд, дело поступило 05.07.2018 года.

Определением судьи Хабаровского краевого суда Хохловой Е.Ю. от 31.07.2018 года кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Хабаровского краевого суда.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и

Хабаровском районе Хабаровского края ФИО1, поддержавшей кассационную жалобу и просившей отменить принятые по делу судебные постановления по основаниям, изложенным в жалобе, истца ФИО2, его представителя ФИО3, возражавших против отмены судебных постановлений, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что кассационная жалоба заявителя подлежит удовлетворению в части, а принятое по делу апелляционное определение - отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены при рассмотрении и разрешении настоящего дела судом апелляционной инстанции.

Федеральный закон от 04.03.2002 г. №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения имеющим перед страной выдающиеся достижения и особые заслуги российским гражданам, к которым пункт 2 его статьи 1 относит Героев Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда, граждан, награжденных орденами Святого апостола Андрея Первозванного, Ленина, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степеней, Славы трех степеней, Трудовой Славы трех степеней, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, лауреатов Ленинской премии, государственных премий СССР и Российской Федерации (РСФСР), чемпионов Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр. Кроме того, такие граждане в соответствии с пунктом 1 статьи 1 названного Федерального закона должны иметь российское гражданство, получать пенсию (а судьи в отставке - ежемесячное пожизненное содержание) и проживать на территории Российской Федерации.

Названный Федеральный закон определяет, что размер дополнительного материального обеспечения устанавливается в процентном отношении к размеру базовой части страховой пенсии по старости (статья 2); его назначение и выплата производятся органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии; назначается оно не ранее дня, с которого назначается пенсия, а выплата производится одновременно с ее выплатой (пункты 1, 2 и 4 статьи 3). Назначение и выплата дополнительного материального обеспечения находятся, таким образом, в неразрывном единстве с назначением и выплатой его получателю страховой пенсии.

Таким образом, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан по основаниям, связанным с наличием у них выдающихся достижений и особых заслуг перед Российской Федерацией, и, будучи введено взамен повышения пенсий, которое ранее предусматривалось статьей 110 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», имеет одинаковую с таким повышением правовую природу.

При этом дополнительное ежемесячное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»).

Статья 6 названного Федерального закона предусматривает, что выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Правила финансирования выплаты дополнительного материального обеспечения утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 данной статьи).

Согласно статье 7 названного закона порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний статьи 6 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07 июня 2002 №390, которым предусмотрено, что Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения, указанного в пункте 1 настоящего Постановления, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2). Этим же постановлением определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам исполнительной власти (главным распорядителям бюджетных средств), в том числе для предоставления межбюджетного трансферта бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на указанные цели (пункт 3).

Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации, утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2002 г., регистрационный N 3725) с изменениями, внесенными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 81 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2003 г., регистрационный N 5321) и приказом

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 93н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2015 г., регистрационный N 37288).

Так, пунктом 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53, предусматривается, что граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения представляют следующие документы, в частности:

лауреаты Ленинской премии, государственной премии СССР, государственной премии Российской Федерации (РСФСР) - диплом лауреата, постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, Указ Президента Российской Федерации о присуждении премии.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н утвержден новый Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Согласно пункту 5 Перечня гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации предоставляются соответственно диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июня 2017 года №520н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, которым определен круг заявителей, перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением данной государственной услуги, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления этой государственной услуги, порядок принятия, рассмотрения заявления, порядок и сроки принятия органами Пенсионного фонда решения по заявлению.

Согласно пункту 2 Административного регламента данная государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, получающим пенсию, установленную в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».

В пункте 18 Административного регламента указывается, что территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги руководствуются, частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. N 390 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2002 г., регистрационный N 3725) с изменениями, внесенными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 81 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2003 г., регистрационный N 5321) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 93н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2015 г., регистрационный N 37288).

В соответствии с пунктом 19 Административного регламента для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы: а) заявление (извещение);

б) документы, удостоверяющие личность гражданина, возраст и принадлежность к гражданству;

в) документы, подтверждающие место жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

г) документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 22-30 Административного регламента.

В пункте 24 Административного регламента указывается о том, что к заявлению о назначении дополнительного материального обеспечения граждан из числа лауреатов Ленинской премии, государственной премии СССР, государственной премии Российской Федерации (РСФСР) должны быть дополнительно приложены диплом лауреата, постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, Указ Президента Российской Федерации о присуждении премии.

По результатам рассмотрения заявления (извещения) и документов, предусмотренных пунктами 19, 22 - 30 Административного регламента, территориальный орган Пенсионного Фонда принимает решение о

назначении дополнительного материального обеспечения либо об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения (пункт 85 Административного регламента).

Таким образом, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при принятии решения по заявлению гражданина о назначении дополнительного материального обеспечения должен был руководствоваться обязательными к исполнению и действовавшими на момент поступления заявления нормативными правовыми актами, включая акты, принятые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в пределах его компетенции во исполнение предписаний Федерального закона и постановлений Правительства Российской Федерации.

Действующими Правилами финансирования выплат дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. К21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. N 390, предусматривается, что финансирование расходов на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, предусмотренных в установленном порядке Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Минтруд России заключает с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации государственные контракты (соглашения) об осуществлении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам, в которых должно быть предусмотрено открытие в органах федерального казначейства соответствующих лицевых счетов территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют в Минтруд России бюджетную заявку на финансирование расходов на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам.

Минтруд России на основании полученных бюджетных заявок принимает решение о распределении ассигнований федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств и доводит их в установленном порядке до вышеуказанных получателей бюджетных средств.

Контроль за целевым использованием средств, предусмотренных на финансирование расходов для выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам, осуществляют Минтруд России, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, Минфин России и его территориальные органы.

Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает

дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса, либо без учета таких особенностей при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

В силу требований, предусмотренных статьями 12, 56, 148, 195, 198 ГПК РФ именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела, устанавливает правоотношения сторон; разрешает вопросы о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, о представлении необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Вместе с тем при разрешении настоящего дела предусмотренные законом требования полностью выполнены не были, необходимые обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения дела, не установлены, наличие совокупности обязательных условий для признания права на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, в том числе невыполнение истцом оплачиваемой работы не проверено, вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего федерального органа исполнительной власти (главного распорядителя бюджетных средств) на обсуждение поставлен не был.

При таком положении принятое по делу апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), президиум Хабаровского краевого суда признает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2018 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Хабаровского краевого суда

постановил:

кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края удовлетворить в части,

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2018 года отменить,

гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, возложении обязанности направить в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда на новое рассмотрение в апелляционном порядке в ином составе суда.

Отменить приостановление исполнения решения Индустриального районного суда г. Хабаровска от 18 января 2018 года.

Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Н. Веретенников