ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-13/2015 от 19.10.2015 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело №44Г-13/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Саратовского областного суда

19 октября 2015 года г.Саратов

Президиум в составе:

председательствующего Журавлева В.К.,

членов президиума Борисова О.В., Глухова А.В., ЕлкановойИ.А., ЛяпинаО.М., Сергиенко С.В.,

рассмотрел административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мясо-молочный комплекс» о признании нормативного правового акта незаконным и не подлежащим применению с момента принятия по кассационной жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Мясо-молочный комплекс» Ануфриева О.В. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08.12.2014 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 19.03.2015.

Заслушав доклад судьи областного суда Беляевой Е.О., объяснения представителя ООО «Мясо-молочный комплекс» Кокшаровой Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителей Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области Шароновой О.А., Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ЛеоновичИ.Н., заключение прокурора, президиум Саратовского областного суда

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Мясо-молочный комплекс» (далее - ООО «Мясо-молочный комплекс») обратилось в суд с заявлением о признании решения Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области (далее - Совет) от 12.02.2010 №159 (в редакции решения Совета от 26.07.2013 №511) «Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» в части установления в п.9 таблицы «Ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 5% от кадастровой стоимости земельных участков недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.

Заявленные требования мотивированы тем, что на основании договора аренды №5 от 14.04.2010 ООО «Мясо-молочный комплекс» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, отнесенного к 9 виду разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. В соответствии с пп. 3.5 и 10 договора аренды расчет арендной платы определяется с использованием удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, его площади и процентной ставки. Решением Совета от 12.02.2010 №159 (в редакции решения Совета от 26.07.2013 №511) «Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» ставка арендной платы за указанную землю повышена до 5% от кадастровой стоимости земли. Данный коэффициент был использован при расчете размера арендной платы на 2014 год, что подтверждается уведомлением №126/2 от 21.01.2014, в связи с чем размер арендной платы за земельный участок увеличился более чем в семь раз. Заявитель полагал, что оспариваемое решение Совета противоречит постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которым установлена ставка арендной платы за земельные участки, относящиеся к 9 виду разрешенного использования и находящиеся в собственности Российской Федерации, в размере 2% от ее кадастровой стоимости. Кроме того, согласно постановлению Правительства Саратовской области от 27.11.2007 №412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» ставка арендной платы для земельных участков 9 вида разрешенного использования также составляет 2% от кадастровой стоимости. По мнению заявителя, установление ставки арендной платы в размере 5% не имеет экономического обоснования и является незаконным. Кроме того, ООО «Мясо-молочный комплекс» считает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку такое повышение арендной платы приведет к повышению себестоимости производимой предприятием сельскохозяйственной продукции, и, какследствие, к ее удорожанию и снижению конкурентоспособности на товарном рынке.

Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 08.12.2014, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 19.03.2015, отказано в удовлетворении заявления ООО «Мясо-молочный комплекс» о признании решения Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области (далее - Совет) от 12.02.2010 №159 (в редакции решения Совета от 26.07.2013 №511) «Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» в части установления в п.9 таблицы «Ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 5% от кадастровой стоимости земельных участков недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.

В кассационной жалобе директор ООО «Мясо-молочный комплекс» просит отменить решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08.12.2014 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 19.03.2015 в связи с существенным нарушением судом норм материального права. Указывает, что ставка арендной платы в размере 5% была утверждена Советом без проведения предварительного экономического анализа и в отсутствие положительного заключения комитета финансов. Пояснительная записка не является по своей сути экономическим обоснованием установленных ставок арендной платы и не свидетельствует о доказанности того, что орган местного самоуправления осуществлял надлежащий анализ оценочных характеристик земельных участков, расположенных в Балаковском муниципальном районе Саратовской области. При определении ставки арендной платы в оспариваемом размере учитывались лишь интересы бюджета, что является недопустимым. Кроме того, установление повышенной ставки арендной платы для земель, находящихся в собственности муниципального образования город Балаково, ограничивает конкуренцию.

Определением судьи Саратовского областного суда от 25.09.2015 кассационная жалоба с материалами дела переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Саратовского областного суда.

Обсудив доводы кассационной жалобы, мотивы определения о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, проверив материалы дела, президиум находит решение суда и апелляционное определение подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Согласно абзацу пятому пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее-основные принципы).

К основным принципам определения арендной платы при аренде государственных земельных участков отнесены, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 №209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.

Из анализа приведенных норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 и правительства Саратовской области от 27.11.2007 №412-П установлена ставка арендной платы для земельных участков, относящихся к девятому виду разрешенного использования и находящихся в собственности Российской Федерации и в собственности Саратовской области соответственно - 2 процента от кадастровой стоимости.

Аналогичная ставка арендной платы была установлена этим же постановлением правительства Саратовской области (редакция постановления правительства Саратовской области от 30.11.2012 №715-П, действовавшей до 29.03.2013) и для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением определенных случаев.

Решением Совета муниципального образования город Балаково от 10.02.2010 №159 «Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» (в редакции решения Совета муниципального образования город Балаково №511 от 26.07.2013, вступившего в силу с 01.01.2014) в пункте 9 таблицы «Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района» установлена ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 5% от кадастровой стоимости земельных участков.

Обоснованием для увеличения ставки указано - компенсация потерь бюджета в связи с уменьшением кадастровой оценки земли, а также то, что предлагаемые ставки позволят не только компенсировать потери бюджета, но и дополнительно получить 2,8 млн. руб. (пояснительная записка управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области).

Указанное свидетельствует о том, что изменение ставок арендной платы произведено не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной в том числе на получение дополнительного дохода в консолидированный бюджет муниципального образования город Балаково Саратовской области. Увеличение ставок арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов при уменьшении кадастровой стоимости, противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, а также оценку статуса арендатора, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа необоснованных предпочтений и поддержки социально значимых видов деятельности.

При разрешении данного спора суд не принял во внимание, что изменение ставок арендной платы произведено не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, а исходя из экономической целесообразности, направленной, в том числе, на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального образования город Балаково Саратовской области. При этом увеличение ставок арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов при уменьшении кадастровой стоимости противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Таким образом, вывод суда о том, что установленная оспариваемым решением Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области от 12.02.2010 №159 (в редакции решения Совета от 26.07.2013 №511) «Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» в части установления в п.9 таблицы «Ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 5% от кадастровой стоимости земельных участков является экономически обоснованным, не основан на законе.

Поскольку при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены судебного акта в кассационном порядке, президиум полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение и не передавая дело на новое рассмотрение вынести новое решение об удовлетворении требований заявителя о признании недействующим и не подлежащим применению решения Совета муниципального образования город Балаково от 10.02.2010 №159 «Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» (в редакции решения Совета муниципального образования город Балаково №511 от 26.07.2013, вступившего в силу с 01.01.2014) в части установления в пункте 9 таблицы «Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района» ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 5% от кадастровой стоимости земельных участков.

Определяя момент, с которого оспариваемое положение должно быть признано недействующим, суд учитывает, что данный нормативный правовой акт принят с нарушением указанных выше федеральных принципов, что является основанием для признания его недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия, что согласуется с ч.2 ст.215 КАС РФ, а также правовой позицией, изложенной в п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2009 (в ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части».

На основании изложенного и руководствуясь ст.328, 329, 330, 331 КАС РФ, президиум Саратовского областного суда

постановил:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08.12.2014 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 19.03.2015 отменить.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Мясо-молочный комплекс» удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению с 26.07.2013 решение Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области от 12.02.2010 №159 «Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» в редакции решения Совета муниципального образования город Балаково от 26.07.2013 №511 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 12.02.2010 №159 «Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» в части установления в п.9 таблицы «Ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково» ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 5% от кадастровой стоимости земельных участков.

Постановление президиума подлежит опубликованию Советом муниципального образования город Балаково в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован вышеуказанный нормативный правовой акт.

Председательствующий В.К. Журавлев