№ 44г-146/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
президиума Хабаровского краевого суда
г. Хабаровск 9 сентября 2019 года
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Демидовой Е.В.,
членов президиума судей Лукьянченко Р.В., Мироновой Л.Ю., Трофимовой Н.А., Хохловой Е.Ю.,
с участием заявителя ФИО1, представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО2, действующего на основании доверенности от 15 сентября 2017 года,
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 28 февраля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 мая 2019 года.
Выслушав доклад судьи Мироновой Л.Ю., объяснения заявителя ФИО1, представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО2, изучив материалы дела, президиум Хабаровского краевого суда
у с т а н о в и л:
ФИО1, работающий в должности машиниста электровоза грузового движения в эксплуатационном локомотивном депо Хабаровск-2 Дальневосточной дирекции тяги - филиала ОАО «Российские железные дороги», обратился в суд к ОАО «Российский железные дороги» с исковыми требованиями о взыскании заработной платы, неполученной им вследствие незаконного отстранения от работы в период с 6 августа по 23 августа 2018 года, невыполнения по вине работодателя месячной нормы рабочих часов в августе, сентябре и ноябре 2018 года. Просил взыскать с ответчика заработную плату за август, сентябрь 2018 года в сумме 81 512 рублей 95 копеек, за ноябрь 2018 года - в сумме 22 224 рублей 87 копеек, а также денежную компенсацию морального вреда, причиненного вследствие неправомерных действий работодателя, в размере 1 000 000 рублей.
В обоснование предъявленных требований ФИО1 указал о том, что в конце июля 2018 года он узнал о назначении ему двух зачетов со сдачей тестирования в системе АСПТ за нарушения при выполнении поездной и маневровой работы, которые были выявлены путем расшифровки данных электронных носителей. С результатами расшифровки был не согласен, в связи с чем обратился с письмом на имя начальника эксплуатационного локомотивного депо ФИО3, ответ на обращение не получил. 6 августа 2018 года он был незаконно отстранен от работы в силу вступления «барьерных» функций в системе АСУТ, то есть был полностью лишен возможности выполнять свои должностные обязанности. 9 августа 2018 года обратился в комиссию по трудовым спорам, обжалуя незаконное отстранение от работы, ответ на обращение не получил. Приказом работодателя от 10 августа 2018 года № ДВТЧЭ-2-959 он был отстранен от исполнения трудовых обязанностей до сдачи тестирования в системе АСПТ. Приказом от 23 августа 2018 года № ДВЧЭ-2-1018 приказ об отстранении от работы работодателем отменен. Впоследствии ему было дано разрешение на работу в качестве машиниста сроком на один месяц. В связи с выявленными типовыми нарушениями инструкции по охране труда истец отказывался от принятия локомотивов и не мог выполнять свои должностные обязанности, вследствие чего им не была выработана месячная норма рабочих часов и не дополучена заработная плата.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» предъявленные ФИО1 исковые требования не признал, ссылаясь на то, что имелись основания для направления истца на внеплановую проверку знаний в связи с допущенными истцом нарушениями при выполнении поездной и маневровой работы, что было зафиксировано автоматической системой контроля. Приказом от 10 августа 2018 года № ДВ ТЧЭ-2-959 истец был отстранен от исполнения трудовых обязанностей до сдачи тестирования в системе АСПТ. Данный приказ был отменен по причине некорректности формулировок. При этом истцу в январе 2019 года была произведена выплата заработной платы в сумме 16 232 рублей 93 копеек за период отстранения от работы с 10 по 23 августа 2018 года за 82 рабочих часа исходя из 2/3 тарифной ставки, так как простой имел место по вине обеих сторон.
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 28 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 мая 2019 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены в части.
С ОАО «Российские железные дороги» в пользу ФИО1 взыскана недополученная заработная плата в сумме 55 774 рублей 43 копеек, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
С ОАО «Российские железные дороги» в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» взыскана государственная пошлина в сумме 2 173 рублей 23 копеек.
В кассационной жалобе, поступившей в Хабаровский краевой суд 12 июля 2019 года, заявитель ФИО1 просит принятые по делу судебные постановления отменить, ссылаясь на допущенные судами при рассмотрении и разрешении дела существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении предъявленных требований в полном объеме. Указывает о том, что в решении районного суда не приведены причины, по которым истцу отказано в удовлетворении требования о взыскании недополученной заработной платы за август 2018 года в полном объеме в соответствии с установленной нормой рабочих часов в этом месяце (184), так как фактически он был лишен возможности выполнять трудовые обязанности с 6 августа 2018 года, о чем указывал в исковом заявлении и в представленных суду расчетах. Заявитель оспаривает правильность вывода суда о количестве фактически отработанного рабочего времени в сентябре и ноябре 2018 года, что повлекло ошибку в расчете подлежащей выплате заработной платы. Мотивы, по которым судом не приняты во внимание представленные истцом расчеты и данные о количестве подлежащих оплате рабочих часов, в решении также не приведены. Суд апелляционной инстанции также не дал оценку указанным доводам истца, приведенным в апелляционной жалобе.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 19 августа 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В письменном объяснении на кассационную жалобу, поступившем в суд 5 сентября 2019 года, представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО2 выражает несогласие с доводами заявителя об обязанности работодателя оплатить период с 6 по 9 августа 2018 года, так как отстранение от работы в указанный период не связано с виной работодателя, вместе с тем считает обоснованными доводы кассационной жалобы о неправильном расчете судом заработной платы за сентябрь и ноябрь 2018 года.
Выслушав объяснения заявителя ФИО1, поддержавшего кассационную жалобу и просившего отменить принятые по делу судебные постановления по основаниям, изложенным в жалобе, объяснения представителя ответчика, признавшего обоснованными доводы кассационной жалобы в части расчета заработной платы за сентябрь и ноябрь 2018 года, обсудив доводы кассационной жалобы заявителя и объяснения представителя ответчика, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения кассационной жалобы заявителя в части.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3).
Данное конституционное положение конкретизируется в Трудовом кодексе Российской Федерации, который возлагает на работодателя обязанность обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и обеспечения проверки знаний требований охраны труда, а на работника - проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда; работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку требований охраны труда (статьи 212, 214 и 225).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Безопасные условия труда, охрана труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права нормативных правовых актов, осуществляемый на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.
Работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию.
Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.
Приказом Минтранса России от 11 июля 2012 года № 231 утвержден Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии.
Целью проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, является проверка знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Задачами проведения аттестации работников являются: обеспечение безопасности движения; повышение качества и эффективности работы при эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования.
Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Отраслевым соглашением по транспортному строительству на 2018 - 2020 годы, утвержденным Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Союзом Строителей Железных Дорог 28 ноября 2017 года, предусматривается обязанность работников соблюдать установленные нормативными актами Российской Федерации и нормативными документами организации требования охраны труда и безопасности производства работ (пункт 10.4.8).
Распоряжением ОАО «РЖД» от 9 октября 2017 года № 2050р утверждены Правила по охране труда при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД», которые распространяются на работников, занятых эксплуатацией и техническим обслуживанием локомотивов ОАО «РЖД».
Пунктом 1.3 названных Правил предусматривается, что работники, допущенные к эксплуатации и техническому обслуживанию локомотивов, должны соблюдать правила, инструкции и другие нормативные документы по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности, установленные для выполняемой ими работы.
Организация безопасного выполнения работ при эксплуатации и техническом обслуживании локомотивов должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» ТР ТС 001/2011, «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» ТР ТС 002/2011, «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» ТР ТС 003/2011, а также требованиями технологической, конструкторской, эксплуатационной, нормативной документации ОАО «РЖД» и настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил к работе, связанной с эксплуатацией и техническим обслуживанием локомотивов допускаются работники, имеющие профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, прошедшие аттестацию, предусматривающую проверку знаний ПТЭ, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование, вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, правил пожарной безопасности, правил работы в электроустановках.
В процессе работы работники, занятые эксплуатацией локомотивов, обязаны проходить обязательные периодические медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, инструктажи о порядке применения средств индивидуальной защиты, обучение по охране труда, обучение мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, правил работы в электроустановках, аттестацию, предусматривающую проверку знаний ПТЭ (пункт 1.12).
Обучение и проверка знаний требований охраны труда, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004 и стандартов ОАО «РЖД» (пункт 1.18 Правил).
Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 (ред. от 30 ноября 2016 года) утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
Согласно пункту 3.3. внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в частности, по требованию работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда.
Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.
Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке (пункт 3.4).
Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца (пункт 3.8).
Утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 21 мая 2015 года № 1280 Регламент организации технической учебы работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги также предусматривает проведение внеплановой проверки уровня знаний для работников, допустивших нарушения, устанавливает порядок и сроки ее проведения с тем, чтобы работнику были обеспечены условия для подготовки.
Таким образом, приведенным правовым регулированием предусмотрено проведение по требованию работодателя внеплановой проверки знаний работника в случае нарушения им установленных требований безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.
В силу требований, предусмотренных статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя отстранить от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Исходя из приведенных правовых норм к обстоятельствам, имеющим юридическое значение и подлежащим исследованию при разрешении спора об оплате периода, в течение которого работник был отстранен от работы, относятся, в том числе, было ли допущено работником нарушение правил безопасного ведения работ, иных требований и норм эксплуатации железнодорожного транспорта, являлось ли допущенное нарушение основанием для проведения внеплановой проверки знаний, имелись ли основания для отстранения работника от работы, в том числе с использованием «барьерных» функций в сетевой информационно-сигнальной системе учета, анализа и расследования нарушений безопасности движения по результатам расшифровки электронных носителей информации (АСУТ НБД).
Вместе с тем в нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 12, частью 2 статьи 56, частью 3 статьи 196, статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не разрешил предъявленные истцом требования в полном объеме, не поставил на обсуждение сторон и не исследовал обстоятельства, связанные с отстранением истца от работы с 6 августа 2018 года, не дал оценку приведенным истцом доводам о фактическом отстранении его от работы с указанной даты, что, по утверждению истца, повлекло невозможность выполнения установленной нормы рабочего времени и не получение заработной платы в полном размере.
Допущенная судом первой инстанции ошибка не была устранена при рассмотрении настоящего дела в апелляционном порядке.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса, либо без учета таких особенностей при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
В нарушение требований, предусмотренных статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, согласившись с решением суда первой инстанции, не дал правовую оценку доводам заявителя, указавшего в апелляционной жалобе о том, что районным судом не были рассмотрены его требования о взыскании заработной платы за период отстранения от работы с 6 августа 2018 года, не приведены мотивы, по которым судом не приняты представленные истцом расчеты и данные о фактически отработанном рабочем времени в спорные периоды.
Между тем установленные процессуальным законом требования не позволяют суду игнорировать или произвольно отклонять доводы жалобы, не приводя фактические и правовые мотивы отказа в их удовлетворении, и, следовательно, выносить соответствующее определение без рассмотрения в полном объеме и оценки приводимых доводов, без указания на конкретные основания, по которым те или иные доводы отвергаются либо принимаются во внимание, а также без ссылок на соответствующие нормы материального или процессуального права.
Допущенные нарушения являются существенными, так как повлекли неправильное разрешение настоящего дела.
С целью исправления допущенных при разрешении настоящего дела ошибок, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), президиум Хабаровского краевого суда считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 мая 2019 года отменить, а дело - направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
При новом рассмотрении настоящего дела суду апелляционной инстанции следует с учетом изложенного определить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, распределить бремя их доказывания между сторонами, дать надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и доводам сторон и в соответствии с установленными данными и требованиями закона разрешить спор.
Просьба заявителя о принятии президиумом Хабаровского краевого суда нового решения по делу удовлетворению не подлежит, поскольку для правильного разрешения настоящего дела необходимо установление фактических обстоятельств, имеющих юридическое значение, что связано с необходимостью исследования доказательств и их оценкой. Вместе с тем исходя из положений статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств к полномочиям суда кассационной инстанции не относится.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Хабаровского краевого суда
п о с т а н о в и л:
кассационную жалобу ФИО1 удовлетворить в части,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 мая 2019 года отменить,
дело по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда направить в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Е.В. Демидова