ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-150/15 от 24.07.2015 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

р/с Паков Н.Н.

АСК: Чернышова Н.И.

Строчкина Е.А.

Товчигречко М.М. (докл.) дело № 44г-150/15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

г. Ставрополь 24 июля 2015 года

Президиум Ставропольского краевого суда в составе:

Председательствующего Кузина Е.Б.,

членов президиума: Козлова О.А., Макеевой Г.В., Михайлова О.И., Блинникова В.А., Шаталовой Е.В.,

секретаря судебного заседания Бакасова Р.Р.,

изучив гражданское дело по заявлению Фан Т.Х. о признании действий отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю в г. Пятигорске незаконными, возложении обязанности по регистрации по месту жительства по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 сентября 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 декабря 2014 года,

заслушав доклад судьи Песоцкого В.В., объяснения представителя заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю Юдахиной Е.И., президиум

установил:

Фан Т.Х. обратилась в Пятигорский городской суд Ставропольского края с заявлением о признании действий отдела Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее – УФМС России по СК) в г. Пятигорске незаконными, возложении обязанности по регистрации по месту жительства.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 сентября 2014 года требования Фан Т.Х. удовлетворены:

- признан незаконным отказ заместителя начальника отдела УФМС России по СК в г. Пятигорске от … года № … в осуществлении регистрации Фан Т.Х. по месту жительства: Ставропольский край, г. …, Садоводческое товарищество «….» (…), массив … участок …;

- на отдел УФМС России по СК в г. Пятигорску возложена обязанность принять документы на оформление регистрации Фан Т.Х. по месту жительства и зарегистрировать по адресу: Ставропольский край, г. …, СТ «…», массив …, участок …;

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 декабря 2014 года решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 сентября 2014 года оставлено без изменения.

В соответствии с требованиями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела допущено такого характера существенное нарушение норм материального права.

В ходе рассмотрения дела судами установлено, что Фан Т.Х. на основании договора купли-продажи от … года, заключенного с Н., принадлежит на праве собственности садовый дом общей площадью … кв.м. и земельный участок площадью … кв.м. по адресу: Ставропольский край, г. …, СТ «…», массив …, участок ….

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 13 декабря 2013 года установлен юридический факт пригодности садового дома по адресу: Ставропольский край, г. …, СТ «…», массив …, участок … для постоянного проживания.

Фан Т.Х. имеет вид на жительство иностранного гражданина … № …, выданного УФМС России по … (далее - …) … года и зарегистрирована до … года по адресу:.. .

1 августа 2014 года Фан Т.Х. обратилась в отдел УФМС России по СК в г. Пятигорске с заявлением, в котором просила зарегистрировать ее в садовом доме, расположенном на земельном участке № …, массив … в г. Пятигорске на территории СТ «…», однако по истечении установленного законом срока ответа не получила.

2 сентября 2014 года устно Фан Т.Х. было сообщено, что ответ на ее заявление не готов, после чего она обратилась в суд.

При разрешении заявления Фан Т.Х., суд первой инстанции установил, что садовый дом пригоден для постоянного проживания и руководствовался Законом Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 173 от 17 июля 1995 года.

С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда, оставив без удовлетворения апелляционную жалобу органа миграционной службы.

С указанными выводами судебных инстанций согласиться нельзя, поскольку положениями вышеназванного законодательства определен порядок регистрации по месту жительства и месту пребывания только граждан Российской Федерации.

Между тем, заявительница Фан Т.Х. не является гражданкой Российской Федерации, а имеет вид на жительство иностранного гражданина.

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации определены Федеральным законом № 109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ).

Таким образом, учитывая, что Фан Т.Х. является гражданином иностранного государства, вопрос о порядке оформления ее регистрации в садовом доме, должен быть разрешен в соответствии с положениями Федерального закона № 109-ФЗ.

На неправильное применение судом первой инстанции норм материального права УФМС России по СК указывало в апелляционной жалобе, однако судебной коллегией по административным делам эти нарушения в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ устранены не были.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 109-ФЗ заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения

Форма заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2).

Согласно ст. 17 Федерального закона № 109-ФЗ при подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются: 1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином: а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 109-ФЗ орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в ст. 17, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.

Согласно п. 3 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 9 от 15 января 2007 года «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Правила), постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы (далее - заявление о регистрации).

Заявление о регистрации подается в течение 7 рабочих дней с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

В соответствии с п. 4 названных Правил в заявлении о регистрации иностранный гражданин должен указать следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество; б) дата рождения; в) гражданство (подданство); г) вид и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (далее - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина); д) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на проживание в Российской Федерации; е) адрес, по которому иностранный гражданин просит его зарегистрировать; ж) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации; з) адрес регистрации по последнему месту жительства.

Согласно п. 8 Правил иностранный гражданин одновременно с заявлением о регистрации представляет: а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), и их копии.

В силу п. 10 Правил, если не представлен какой-либо документ, предусмотренный «а» и «б» пункта 8 и подпунктом «а» пункта 9 настоящих Правил, прием заявления о регистрации не производится до представления всех необходимых документов.

В соответствии с п. 25 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы № 364 от 29 августа 2013 года (далее – Административный регламент) иностранный гражданин одновременно с заявлением о регистрации представляет документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина.

Также приказом Федеральной миграционной службы от 23 сентября 2010 года № 287 утверждена форма заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, в соответствии с которой в заявлении должны быть указаны сведения о документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина и документе, подтверждающим право на проживание иностранного гражданина в Российской Федерации.

При решении вопроса о регистрации по месту жительства иностранного гражданина органы миграционного учета должны располагать соответствующими сведениями, позволяющими им установить наличие правовых оснований для предоставления государственной услуги.

Вместе с тем, довод УФМС России по Ставропольскому краю о том, что при подаче заявления о регистрации по месту жительства в территориальный орган УФМС Фан Т.Х. не представлены документы, удостоверяющие ее личность, какой-либо оценки в обжалуемых судебных постановления не получил.

Пунктом п. 47 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в приеме заявления о регистрации или уведомления о прибытии и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации или уведомления о прибытии, в том числе если текст заявления о регистрации или уведомления о прибытии не поддается прочтению, отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.

Кроме того, в соответствии с п. 72 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России заявления о регистрации с приложением всех необходимых документов.

Таким образом, суду первой инстанции следовало дать оценку тому, имелись ли у территориального органа миграционной службы основания для начала административной процедуры при том, что заявителем не были представлены документы, предусмотренные вышеназванными Федеральным законом № 109-ФЗ и вышеназванными нормативными актами.

Проверяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в нарушение требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не дал оценки соответствующим доводам апелляционной жалобы УФМС России по СК и обстоятельству несоответствия заявления Фан Т.Х. требованиям законодательства.

Кроме того, в апелляционном определении не дано также оценки выводу городского суда о возложении на отдел УФМС России по СК в г. Пятигорске обязанности как принять документы на оформление регистрации по месту жительства, так и зарегистрировать Фан Т.Х. по указанному ей адресу с точки зрения предрешения существа решения, которое должно быть принято государственным органом (абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

С учетом изложенного апелляционное определение нельзя признать отвечающими требованиям ст. 195, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ и разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в результате чего апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 декабря 2014 года подлежит отмене.

Согласно ст. 327 (абз. 2 ч. 1) ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первойинстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотренияв суде первой инстанции (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012№ 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), вследствиечего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 61 ГПК РФ) дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ставропольского краевого суда

постановил:

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 декабря 2014 года отменить.

Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.