№ 44г-150/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
президиума Хабаровского краевого суда
г. Хабаровск 4 сентября 2019 года
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Барабанова С.Г.
членов президиума Лукьянченко Р.В., Мироновой Л.Ю., Хохловой Е.Ю., Трофимовой Н.А.
при секретаре Афанасьевой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пастухова А.А. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 города Хабаровска по выборам депутатов Хабаровской городской Думы седьмого созыва о признании незаконным и подлежащим отмене постановления об отказе в регистрации кандидатом, возложении обязанности регистрации кандидата, признании протокола дополнительной проверки недействительным по кассационному представлению прокурора Хабаровского края, кассационной жалобе Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 города Хабаровска на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 17 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 августа 2019 года.
Выслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Герасимовой О.В., объяснения административного истца Пастухова А.А. и его представителя Сикач М.С., действующего на основании доверенности № 27АА 1448591 от 22.08.2019г., представителей Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 Слепцова М.Л., действующего на основании доверенности № от 15.05.2019г., и Косенковой С.В., действующей на основании доверенности № от 01.09.2019г., заключение заместителя прокурора Хабаровского края Серого В.В., изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда
у с т а н о в и л:
Решением Хабаровской городской Думы от 18 июня 2019 года № 1115, опубликованным 21.06.2019 в газете «Хабаровские вести», назначены выборы депутатов Хабаровской городской Думы седьмого созыва.
Постановлением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 (далее – ОИК № 10) от 01.08.2019 № 34 Пастухову А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
Пастухов А.А., не согласившись с указанным решением, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОИК № 10 от 1 августа 2019г. № 34.
В обоснование заявленных требований Пастухов А.А., ссылаясь на незаконность решения, указал на отсутствие оснований для отказа в регистрации в кандидатом в депутаты, поскольку:
- избирательной комиссией необоснованно признаны 67 подписей избирателей недействительными исходя из сведений о его месте работы, указанных в подписных листах, признанных комиссией не соответствующими сведениям, указанным в справке от 5 июля 2019 года № 231. Вместе с тем представленная в Избирательную комиссию справка полностью соответствует требованиям законодательства, в реквизитах которой указано полное наименование места его работы, как и в подписных листах, а в тексте справки – наименование структурного подразделения;
- избирательная комиссия сослалась на непредоставление машиночитаемого вида первого финансового отчета, на неуказание в отчете адреса кредитной организации, в которой открыт специальный избирательный счет. В качестве нарушения комиссия также указала на внесение сведений в строку 3.6 кандидатом «На оплату работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами РФ по договорам» неустановленного содержания. Также комиссия сослалась на неуказание даты внесения подписи и непосредственного составления первого финансового отчёта кандидатом. Вместе с тем обязательство сдавать первый финансовый отчёт в машиночитаемом виде Избирательным кодеком Хабаровского края не установлено, несоблюдение инструкций избирательной комиссии в качестве основания отказа в регистрации кандидата нормами действующего федерального и краевого законодательства не предусмотрено;
- избирательная комиссия указала на неуведомление в определенном законом порядке о выдвижении кандидата, в то время как административный истец участвует в выборах в порядке самовыдвижения и не имел права давать согласие избирательному объединению.
Кроме того, административный истец указал на ненадлежащее извещение о заседании рабочей группы для проверки подписей, а также уведомление о недостатках в документах и вручение ему итогового протокола; проведение дополнительной проверки с нарушением действующего законодательства, без уведомления его о повторной проверке подписных листов 30.07.2019. Обо всех, указанных в оспариваемом решении нарушениях, он извещен не был, ему не было предоставлено время для исправления этих нарушений.
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 17 августа 2019 года требования Пастухова Андрея Александровича к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 г.Хабаровска удовлетворены.
Постановление № 34 от 01.08.2019 Окружной избирательной комиссии №10 об отказе в регистрации Пастухова Андрея Александровича кандидатом в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 признано не соответствующим действующему законодательству и отменено.
На Окружную избирательную комиссию № 10 возложена обязанность зарегистрировать Пастухова Андрея Александровича в качестве кандидата в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
Признан не соответствующим действующему законодательству окончательный протокол от 30.07.2019 в части признания 67 подписных листов, по установленным кодам 32,35.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда 27 августа 2019 года решение Индустриального районного суда г.Хабаровска оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор Хабаровского края Каплунов В.Н. просит отменить вынесенные по делу судебные акты, как постановленные с нарушением норм материального права. В обоснование ссылается на следующие доводы: содержание сведений о кандидате в подписных листах, которые не соответствуют действительности исходя из указания иных сведений о месте работы, чем указано в копии справки от 5 июля 2019 года № 231, предоставленной в избирательную комиссию; отсутствие машиночитаемого вида первого финансового отчёта кандидата Пастухова А.А.; неуказание адреса кредитной организации, в которой открыт специальный избирательный счет; нарушение формы первого финансового отчета.
В кассационной жалобе Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 10 г.Хабаровска просит отменить вынесенные по делу судебные акты, как постановленные с существенными нарушениями норм права, принять по делу новое решение которым отказать в удовлетворении заявленных требований Пастухова А.А. Произвести поворот исполнения решения суда и отменить постановление Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 г.Хабаровска от 18 августа 2019 года № 39 «О решении Индустриального районного суда г.Хабаровска от 17 августа 2019 об отмене постановления окружной избирательной комиссии № 10 от 01 августа 2019 года № 34 «Об отказе в регистрации Пастухова Андрея Александровича в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10».
По запросу судьи Хабаровского краевого суда Герасимовой О.В. от 2 сентября 2019 года административное дело истребовано в Хабаровский краевой суд для проверки в кассационном порядке и определением этого же судьи от 2 сентября 2019 года кассационное представление и кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
В соответствии с положениями части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации президиум Хабаровского краевого суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Заместитель прокурора Хабаровского края Серый В.В. доводы кассационного представления в судебном заседании поддержал, просил отменить состоявшиеся по делу судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители Окружной избирательной комиссии № 10 города Хабаровска Слепцов М.Л., Косенкова С.В. в судебном заседании доводы кассационного представления и кассационной жалобы поддержали в полном объеме, просили отменить состоявшиеся по делу судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании административный истец Пастухов А.А. и его представитель Сикач М.С. с доводами кассационного представления и кассационной жалобы не согласились, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, президиум Хабаровского краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления.
В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела и постановлений от 7 мая 2019 года № 44/220-7, от 24 мая 2019 года № 45/284-7, Избирательной комиссией города Хабаровска сформирована Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 10 города Хабаровска по выборам депутатов Хабаровской городской Думы седьмого созыва и утверждён ее состав; принята информация о количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, на выборах депутатов Хабаровской городской Думы седьмого созыва к сведению, согласно приложению (одномандатный избирательный округ № 10 – количество действительных и достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидата – 61).
6 июля 2019 года в ОИК № 10 обратился Пастухов А.А. с заявлением о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 города Хабаровска в порядке самовыдвижения и указав об исполнении обязанности в пятидневный срок после извещения об избрании, в случае избрания его депутатом, представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Хабаровской городской Думы, либо копию документа, удостоверяющего, что им подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
В заявлении, сообщив сведения о себе, Пастухов А.А. указал основное место работы – Хабаровский региональный центр связи – структурное подразделение Хабаровской дирекции связи – структурного подразделения Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД», и занимаемую должность – электроник I категории.
К поданному заявлению Пастуховым А.А. были представлены документы, полученные ОИК № 10 в этот же день, в том числе, копия документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об основном месте работы, о занимаемой должности – справка от 5 июля 2019 № 231 Филиала ОАО «РЖД» Центральной станции связи Хабаровской дирекции связи Хабаровского регионального центра связи, выданная работником кадровой службы для предъявления по месту требования, о том, что Пастухов А.А. работает с 11.11.2011 в Хабаровском региональном центре связи в должности электроник I категории.
19 июля 2019 года Пастухов А.А. обратился в ОИК № 10, представив заявление о выдвижении, аналогичное по содержанию ранее представленному в ОИК № 10 06.07.2019, дополненное фразой «Обязуюсь в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Хабаровской городской Думы».
23 июля 2019 года ОИК № 10 приняла от Пастухова А.А. документы: первый финансовый отчет; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, согласно которым сведения, в которые необходимо внести изменения, отсутствуют; 67 подписных листов с 67 подписями избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата и фотографии кандидата.
25 июля 2019 года, 27 июля 2019 года Пастухов А.А. обратился в ОИК № 10 с заявлениями об изменениях в первом финансовом отчете, сданном 23 июля 2019 года, в котором исправлены: число «0» на «2511» в ячейке на пересечении строки «Поступило средств в избирательный фонд, всего**» и столбца «Сумма, руб»; число «1001» на «2511» в ячейке на пересечении строки «Поступило средств в установленном порядке для формирования избирательного фонда» и столбца «Сумма, руб»; число «1» на «1511» в ячейке на пересечении строки «Добровольные пожертвования гражданина» и столбца «Сумма, руб»; Число «0» исправлено на «1510» в ячейке на пересечении строки «Гражданам, которым запрещено осуществлять пожертвования либо не указавшим обязательные сведения в платежном документе» и столбца «Сумма, руб».
Постановлением ОИК № 10 от 01.08.2019 № 34 Пастухову А.А. в регистрации кандидатом в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 отказано на основании подпункта «з» пункта 6.4, подпункта «в», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67, подпункта 8 части 49 статьи 4, части 15 статьи 49, пункта 5 части 8.1 статьи 50 Избирательного кодекса Хабаровского края.
В качестве оснований отказа Пастухову А.А. в регистрации кандидатом в депутаты ОИК № 10 указаны следующие нарушения:
- сведения о кандидате в подписных листах не соответствуют действительности, по итогам проверки подписных листов Пастухова А.А. признаны недействительными 67 подписей избирателей. Комиссия исходила из того, что сведения о месте работы кандидата в подписных листах не соответствуют сведениям о месте работы в справке от 5 июля 2019 года № 231, представленной в ОИК № 10;
- несоответствие формы первого финансового отчета Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при подготовке и проведении выборов в депутаты Хабаровской Думы седьмого созыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссии города Хабаровска 21.06.2019 № 47/310-7. Комиссия посчитала допущенным кандидатом нарушением требований формы первого финансового отчета в приложении № 5 Инструкции, предусматривающей обязательность указания адреса кредитной организации, в которой открыт специальный избирательный счет, несоблюдение требований к оформлению финансового отчета, в т.ч. без изменения наименования строк отчета, а также указания даты внесения подписи кандидата. Нарушение требований кандидатом комиссия усмотрела в неуказании адреса кредитной организации, в которой открыт специальный избирательный счет, в указании кандидатом только номера отделения и «г.Хабаровск»; в неуказании в строке 3.6 вместо установленного содержания «На оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера» кандидатом самовольно внесения «На оплату работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами РФ по договорам», в неуказании даты внесения подписи и непосредственного составления первого финансового отчёта кандидатом;
- неуведомление избирательной комиссии о выдвижении кандидата в связи с представлением Пастуховым А.А. 06.07.2019 в комиссию заявления по форме уведомления о выдвижении в виде заявления о намерении баллотироваться, не предусмотренной Федеральным законом № 67-ФЗ и Избирательным кодексом Хабаровского края.
Разрешая требования и, признавая незаконным, подлежащим отмене, оспариваемое постановление, суд указал на отсутствие нарушений в заявлении и поданных Пастуховым А.А. документах, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.
Признавая обоснованными требования Пастухова А.А., суд исходил из того, что заявление, представленное Пастуховым А.А. в избирательную комиссию, не имеет существенных нарушений, которые могут служить основанием для отказа в регистрации, дает однозначное представление о том, что лицо согласно баллотироваться в качестве кандидата; образец поданного Пастуховым А.А. заявления указан в Методических рекомендациях, утвержденных Избирательной комиссией г.Хабаровска; недостаток первоначально поданного заявления - неуказание на то, что лицо принимает на себя обязательства в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, устранен Пастуховым А.А. при подаче повторного заявления 19 июля 2019 года.
Проверяя обоснованность отказа в регистрации кандидатом в депутаты Пастухова А.А. по основанию несоответствия действительности подписных листов исходя из признания комиссией недостоверными указанных в подписных листах данных о месте работы кандидата, не соответствующими сведениям о работе в представленной 6 июля 2019 справке, и отсутствия ссылок представителей ОИК № 10 на иные нарушения, отнесенные к кодам 32 и 35, суд исходил из того, что в представленных подписных листах имеется полное указание места работы Пастухова А.А. соответствующее сведениям о работе, указанным в трудовой книжке на имя административного истца. Не выявив разночтений со сведениями о работе, указанными в справке, содержащей информацию о юридическом лице, а также о его структурных подразделениях, филиалах, суд сделал вывод о том, что 62 подписных листа не могут быть признаны недостоверными (недействительными) и подлежат учету при решении вопроса о регистрации кандидата, указав на то, что не подлежат учету подписные листы, по которым были установлены иные нарушения в количестве 5.
В этой связи суд признал итоговый протокол ОИК № 10 от 30.07.2019 недействительным в части признания недействительными 67 подписных листов по установленным кодам 32,35, отклонив доводы ОИК № 10 о том, что кандидатом не соблюдены требования об указании в подписных листах сведений о кандидате, не соответствующих действительности, которые, на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подпункта 8 части 9 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края, влекут признание недействительными всех подписей избирателей в подписном листе.
Делая вывод об отсутствии существенных недостатков в первом финансовом отчете, суд исходил из того, что в документах кандидата, в том числе справке, имеется необходимая информация о номере счета, открытом в Дальневосточном банке ПАО «Сбербанк России», подразделение 9070/0147 в г.Хабаровске, также как в первом финансовом отчете. Непредставление первого финансового отчета в машиночитаемом виде суд не расценил как существенное нарушение законодательства, которое может служить основанием для отказа в регистрации кандидата исходя также из того, что представление первого финансового отчета предусмотрено только требованиями Инструкции № 47/310-7 от 21.07.2019, а не нормами федерального и краевого законодательства о выборах.
Обращая решение к немедленному исполнению, суд руководствовался положением ст.188 КАС РФ, а также положением Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", и исходил из особенностей, связанных с избирательной кампанией, окончанием срока регистрации кандидатов в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
С указанными выводами районного суда согласилась и судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда.
В кассационном представлении прокурор Хабаровского края Каплунов В.Н. просит решение отменить, ссылается на нарушение судами норм материального права. Согласно документам, представленным кандидатом 06 июля 2019 года в Комиссию в заявлении о намерении баллотироваться Пастухов А.А. указал неверно основное место работы и занимаемую должность, не воспользовался правом на уточнение и дополнение сведений об основном месте работы, в связи с чем, подписные листы содержат сведения о кандидате, которые не соответствуют действительности. Несоблюдение требования об указании в подписном листе сведений о кандидате, соответствующих действительности, согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона и подпункта 8 части 9 статьи 49 Кодекса влечет признание недействительными всех подписей избирателей в подписном листе, если в нем содержатся сведения о кандидате, которые не соответствуют действительности. Кроме того, в нарушение требований части 2 статьи 48 Кодекса, части 1 статьи 73 Кодекса, Постановления от 21 июня 2019 года № 47/310-7, Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при подготовке и проведении выборов в депутаты Хабаровской Думы седьмого созыва, Пастуховым А.А. не представлен машиночитаемый вид первого финансового отчета, что в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 ФЗ № 67 и пункта 3 части 8.1 статьи 50 Кодекса является основанием для отказа в регистрации кандидата. Также не указан адрес кредитной организации, в которой открыт специальный избирательный счет. Ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представленных документов требованиям закона несет лицо баллотирующиеся в депутаты.
В кассационной жалобе представитель Окружной избирательной комиссии № 10 Слепцов М.Л., просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неверные выводы суда о соответствии поданного Пастуховым А.А. заявления о намерении баллотироваться по одномандатному избирательному округу № 10 без существенных нарушений, которые могут служить основанием для отказа в регистрации, исходя из неравнозначности указания намерения баллотироваться согласию баллотироваться. Указывает на неверные выводы суда о заполнении Пастуховым А.А. заявления в соответствии с образцом, взятым в методических рекомендациях, исходя из того, что данная форма носит рекомендательный характер и не может применяться в случае несоответствия федеральному или краевому законодательству. Ссылается на неверный вывод суда об устранении нарушения Пастуховым А.А., выразившемся в отсутствии в поданном заявлении указания о том, что лицо принимает на себя обязательства – в случае избрания, прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности 19.07.2019, так как 06.07.2019 в комиссию было представлено заявление о намерении баллотироваться, заявление о выдвижении представлено не было. Исходя из формы и содержания поданного заявления и требований закона, не допускающего замены заявления в порядке подпункта 3 части 2 статьи 48 Избирательного кодекса Хабаровского края, комиссия не была уведомлена Пастуховым А.А. в надлежащем порядке о согласии кандидата баллотироваться, и не могла произвести замену документа в связи с его отсутствием. Считает не подтверждёнными выводы суда о том, что представленная справка с места работы содержит в угловом штампе данные о юридическом лице, а также о его структурных подразделениях, филиалах. Указывает на то, что сведения об основном месте работы и должности, указанные в справке, не соответствуют сведениям в подписных листах. Судом не принято во внимание отсутствие оснований для учета комиссией уточнений, представленных Пастуховым А.А. 25.07.2019 и 27.07.2019, поскольку подлежит оценке только предоставленный 23.07.2019 заявленный Пастуховым А.А. как первый финансовый отчёт. Судами сделан ошибочный вывод о том, что отсутствие первого финансового отчёта в машиночитаемом виде не является основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку предоставление первого финансового отчёта в пакете документов, необходимых для регистрации, прямо предусмотрено частью 2 статьи 48 Избирательного кодекса Хабаровского края, на основании пункта 9 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ. Отсутствие в полном объеме первого финансового отчета в машиночитаемой форме, а также форме, утвержденной Инструкцией, является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления заслуживают внимания в связи со следующим.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), части 1 статьи 42 Избирательного кодекса Хабаровского края, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов.
Пунктом 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 2 статьи 42 Избирательного кодекса Хабаровского края закреплено, что непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 названного закона (часть 1 статьи 34 Федерального закона № 67-ФЗ, часть 1 статьи 43 Избирательного кодекса Хабаровского края).
В силу подпунктов «в», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата является, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также частью 2.8 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края установлено право кандидата предоставлять в комиссию не позднее чем за один день до даты заседания комиссии уточнения и документы, содержащие сведения о нем, а также заменить ранее представленные им документы, при условии, что они оформлены с нарушением требований. А кроме того, действующим законодательством не предусмотрено право внесения уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществляющих сбор этих подписей.
Принимая во внимание характер требований избирательного законодательства, суды пришли к выводу о том, что административным ответчиком не доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а административным истцом Пастуховым А.А. доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Между тем вышеуказанные выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, так как ОИК № 10, принимая решение об отказе в регистрации Пастухова А.А. кандидатом в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, оценила с точки зрения соблюдения требований избирательного законодательства выявленную совокупность нарушений.
Так, поданное кандидатом 06 июля 2019 года в Комиссию заявление о намерении баллотироваться содержит сведения об основном месте работы и занимаемой должности кандидата. Аналогичные сведения о кандидате содержатся в 67 подписных листах, представленных в Комиссию. Однако, данные сведения не подтверждаются представленной Пастуховым А.А. справкой от 05 июля 2019 года № 231, содержащей иные сведения. В порядке реализации права, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также частью 2.8 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края уточнение и дополнение сведений об основном месте работы Пастуховым А.А. в установленные сроки (не позднее чем за один день до даты заседания комиссии) произведено не было.
Ввиду несоответствия информации о месте работы и занимаемой должности, представленной Пастуховым А.А. в ОИК № 10 и содержащейся в справке № 231 от 05 июля 2019 года, информации о кандидате, содержащейся в подписных листах и отсутствием возможности внесения уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, выводы о несоблюдении требований об указании в подписном листе сведений о кандидате, соответствующих действительности, согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подпункту 8 части 9 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края, изложенные в итоговом протоколе проверки подписных листов, являются обоснованными.
Пастуховым А.А. нарушены требования части 2 статьи 48 Кодекса о представлении для регистрации первого финансового отчета кандидата, форма которого согласно части 1 статьи 73 Избирательного кодекса Хабаровского края, пункта 12 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ устанавливается организующей выборы комиссией, согласно Постановлению от 21 июня 2019 года № 47/310-7 которой кандидат представляет свой первый финансовый отчет в виде бумажного носителя и в машиночитаемом виде. Отчет должен содержать указания на адрес кредитной организации, в которой открыт специальный избирательный счет, дату внесения подписи кандидата. Отчет не может содержать измененные наименования строк отчета. Данные требования кандидатом не соблюдены: адрес кредитной организации, в которой открыт специальный избирательный счет, не указан; в строку 3.6 внесены изменения в наименование строки отчета, дата внесения подписи кандидата отсутствует, машиночитаемый вид отчета не представлен.
Выявленные нарушения в их совокупности являются самостоятельными и достаточными основаниями для отказа в регистрации кандидата.
Кроме того, ОИК № 10 при вынесении решения об отказе в регистрации кандидата указала на нарушение пункта 1 части 3 статьи 43 Избирательного кодекса Хабаровского края, выразившееся в том, что Пастуховым А.А. не представлено заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, соответствующее требованиям пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и содержащее безальтернативную формулировку.
При таких обстоятельствах с учетом выявленных Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 10 нарушений в их совокупности Пастухову А.А. правомерно отказано в регистрации кандидатом в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 на основании подпункта «з» пункта 6.4, подпунктов «в», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67, подпункта 8 части 49 статьи 4, части 15 статьи 49, пункта 5 части 8.1 статьи 50 Избирательного кодекса Хабаровского края.
В соответствие с положениями п.11 ст.20 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене. Подобных оснований для отмены постановления № 34 от 1 августа 2019 года Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 не установлено. Решение принято комиссией в пределах установленной компетенции, в установленном законом порядке, основано за нормах действующего избирательного законодательства и ему не противоречит.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных актов и принятия по делу нового решения об отказе Пастухову А.А. в удовлетворении поданного им административного искового заявления.
В соответствии с требованиями ст. 361 КАС РФ подлежит удовлетворению заявление Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 города Хабаровска о повороте исполнения решения Индустриального районного суда г.Хабаровска от 17 августа 2019 года.
Руководствуясь статьей 328, пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства РФ, президиум Хабаровского краевого суда
п о с т а н о в и л:
кассационное представление прокурора Хабаровского края Каплунова В.Н., кассационную жалобу представителя Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 города Хабаровска Слепцова М.Л. удовлетворить,
решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 17 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 августа 2019 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Пастухова А.А. о признании незаконным и отмене постановления № 34 от 01.08.2019 Окружной избирательной комиссии №10 города Хабаровска об отказе в регистрации Пастухова А.А. кандидатом в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10; возложения обязанности на Окружную избирательную комиссию № 10 зарегистрировать Пастухова А.А. в качестве кандидата в депутаты Хабаровской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10; признания не соответствующим действующему законодательству окончательного протокола от 30.07.2019 в части признания недействительными 67 подписных листов, по установленным кодам 32,35 – отказать.
Удовлетворить заявление Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 города Хабаровска о повороте исполнения решения суда.
Осуществить поворот исполнения решения Индустриального районного суда г.Хабаровска от 17 августа 2019 года.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий С.Г. Барабанов