ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-15/19 от 26.02.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело N44 г-15 /2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Ленинградского областного суда

Санкт-Петербург 26 февраля 2019 года

Президиум Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Волковой Е.И.

членов президиума: Кабировой Е.В., Морозова Н.А., Перфильева Г.В., Пономаревой Т.А., Худякова А.А.

при секретаре Сидориной Д.Е.

рассмотрев по кассационной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области (ГУ) на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 5 июня 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 21 ноября 2018 года гражданское дело № 2-1660/2018 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области (ГУ) об обязании включить периоды работы в стаж для назначения пенсии, назначении пенсии,

переданное на рассмотрение президиума Ленинградского областного суда определением судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л. от 30 января 2019 года,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области (ГУ) об обязании включить периоды работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты обращения с заявлением о ее назначении-11 апреля 2016 года.

В обоснование заявленных требований указала, что решением ответчика от 11 июля 2016 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Считая данный отказ незаконным и нарушающим ее право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, истец просила обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период ее работы с 1 сентября 2009 года по 31 августа 2014 года в качестве социального педагога структурного подразделения «Детский дом» Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища № 70 Санкт-Петербурга; с 1 сентября 2014 года по 7 декабря 2015 года в качестве мастера производственного обучения и, по совместительству, в должности социального педагога в структурном подразделении «Детский дом» в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Лицей сервиса и индустриальных технологий» в стаж, признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и назначить пенсию с даты обращения с заявлением о ее назначении, то есть, с 11 апреля 2016 года.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 5 июня 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 21 ноября 2018 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области (ГУ) просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, считая их незаконными и необоснованными, постановленными при неправильном применении норм материального права.

В жалобе указано, что в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действительно указаны такие должности как социальный педагог и мастер производственного обучения.

Между тем, суд при разрешении дела суд не учел, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы не во всех образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в разделе 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, а только в специальных образовательных учреждениях, указанных в пунктах 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка, тогда как истица осуществляла трудовую деятельность в учреждениях, указанных в пунктах 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Суд также не принял во внимание, что пункт 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, содержит исчерпывающий перечень структурных подразделений, стаж работы в которых дает право на досрочное назначение пенсии. Структурное подразделение «Детский дом» пунктом 13 не предусмотрен.

Кроме того, в данном структурном подразделении находились, в том числе, лица старше 18 лет, которые не являются детьми, в связи с чем, работа в таком учреждении не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Должность мастер производственного обучения может засчитываться в стаж работы, при условии обучения в указанном учреждении не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.

Из содержания справки, предоставленной Санкт-Петербургским государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Лицей сервиса и индустриальных технологий» следует, что последнее является образовательным учреждением среднего профессионального образования, количество студентов и учащихся суммарно по всем отделениям которого, составляло: в 2010, 2011,2014,2016 годах менее 50% детей в возрасте до 18 лет.

Со слов ФИО1, по должности мастер производственного обучения ею не выполнялась норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 15 января 2019 года судьей Ленинградского областного суда данное гражданское дело было истребовано, поступило в Ленинградский областной суд 28 января 2019 года и передано на рассмотрение президиума Ленинградского областного суда определением судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л. от 30 января 2019 года.

Проверив дело, выслушав представителя Управления Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области (ГУ) ФИО2, поддержавшую кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, ФИО1 и ее представителя ФИО3, находящих судебные постановления законными и обоснованными, соответствующими требованиям действующего законодательства, а жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

При проверке дела установлено, что судами первой и апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, оказавшие влияние на исход дела.

Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 с 1985 года осуществляет педагогическую деятельность.

С 1 сентября 2009 года она была принята на должность в качестве социального педагога структурного подразделения «Детский дом» Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища № 70 Санкт-Петербурга.

На основании распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 3 сентября 2013 года № 2015-р Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 70 Санкт-Петербурга было переименовано в Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное училище «Лицей сервиса и индустриальных технологий».

С 1 сентября 2014 года ФИО1 была переведена на должность мастера производственного обучения (1 ставка) с совмещением 1 ставки социального педагога в структурном подразделении «Детский дом» лицея, в связи с чем, с истцом было оформлено дополнительное соглашение к трудовому договору.

8 декабря 2015 года истец переведена на должность заместителя директора по социальным вопросам в структурном подразделении «Детский дом» Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного училища «Лицей сервиса и индустриальных технологий».

11 апреля 2016 года ФИО1 обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

11 июля 2016 года решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Пенсионного фонда, в досрочном назначении пенсии по старости истцу было отказано.

При этом, к зачету не были приняты периоды ее работы: с 1 сентября 2009 года по 31 августа 2014 года в качестве социального педагога структурного подразделения «Детский дом» Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища № 70 Санкт-Петербурга; с 1 сентября 2014 года по 7 декабря 2015 года в качестве мастера производственного обучения и, по совместительству в должности социального педагога, в структурном подразделении «Детский дом» в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Лицей сервиса и индустриальных технологий».

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что должности социальный педагог и мастер производственного обучения указаны в пункте 1 раздела «Наименование должностей» «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а учреждения, в которых работала истец, указаны в пункте 1 раздела «Наименований учреждений» указанного Списка: Детский дом - пункт 1.3, учреждение начального профессионального образования: училища всех видов и наименований - пункт 1.9, образовательное учреждение среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), а том числе лицей- пункт 1.10.

Президиум не может согласиться с выводами судебных инстанций о наличии оснований для включения спорных периодов в страховой стаж истца, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Аналогичные положения, предусматривающие право педагогических работников на льготное пенсионное обеспечение, содержались и в статье 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 года "О списках, производств, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" включает в себя, в числе прочего, должности социального педагога и мастера производственного обучения (раздел «Наименование должностей», пункт 1), а также учреждения: Детский дом - пункт 1.3 раздела «Наименование учреждений», учреждение начального профессионального образования: училища всех видов и наименований - пункт 1.9 раздела «Наименование учреждений», образовательное учреждение среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), а том числе лицей- пункт 1.10 раздела «Наименование учреждений».

В соответствии с пунктом 11 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связано с особыми условиями труда, при которых организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, учитывающими также различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

В частности, пп.19 п.1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» предусматривает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с Типовым положением о Детском доме, утвержденным Приказом Министерства просвещения СССР 12 октября 1978 года №144, и действующим в период работы истца в качестве социального педагога структурного подразделения «Детский дом» Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища № 70 Санкт-Петербурга и в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном училище «Лицей сервиса и индустриальных технологий», и утратившим силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 25.05.2016 N 620, детские дома организуются для детей и подростков, лишившихся попечения родителей и в них обеспечивается содержание детей и подростков, их обучение и воспитание в возрасте от 3 до 18 лет.

В соответствии с Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года №481, дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или образовательные организации, в которых создаются условия, предназначенные для воспитания и проживания детей такой возрастной группы (п.20); дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия, или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными, помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (п.22); дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в образовательные организации при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (п.23); организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет (п.31).

В соответствии с Уставом Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лицей сервиса и индустриальных технологий», указанное образовательное учреждение является профессиональной образовательной организацией, целью деятельности которой является организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена, подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

В соответствии с Положением о структурном подразделении «Детский дом» Санкт–Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лицей сервиса и индустриальных технологий», Детский дом является структурным подразделением Лицея и не является самостоятельным юридическим лицом.

Основной целью деятельности структурного подразделения «Детский дом» является организация проживания и воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 15 до 23 лет, помещенных под надзор в образовательное учреждение.

Таким образом, поскольку в Детском доме Санкт–Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лицей сервиса и индустриальных технологий» находились в качестве воспитанников не только несовершеннолетние дети, но и лица в возрасте от 18 до 23 лет, не являющиеся детьми, работа в таком учреждении не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Кроме того, в пункте 13 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержащем перечень структурных подразделений организаций, работа в которых, на должностях указанных в Списке, засчитывается в стаж работы, отсутствует указание на такое структурное подразделение как детский дом.

В соответствии с пунктом 11 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», работа в должности социального педагога не засчитывается в стаж работы в таких образовательных учреждениях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как учреждения начального профессионального образования: училища всех видов и наименований (п.1.9 раздела «Наименований учреждений» Списка), и образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), лицей (п.1.10 раздела «Наименований учреждений» Списка).

Таким образом, вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, периоды работы истца в качестве социального педагога в структурном подразделении «Детский дом» Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища № 70 Санкт-Петербурга, а также в структурном подразделении «Детский дом» Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного училища «Лицей сервиса и индустриальных технологий», не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Должность мастер производственного обучения, которую истец занимала с 1 сентября 2014 года, предусмотрена Списком в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), однако, засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет (пункт 14 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Из содержания справки, предоставленной Санкт-Петербургским государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Лицей сервиса и индустриальных технологий» следует, что последнее является образовательным учреждением среднего профессионального образования, количество обучающихся в котором в 2014 году составляло 375 человек, из них несовершеннолетних 160 человек, количество обучающихся в 2015 году составило 360 человек, из них несовершеннолетних 180 человек.

Таким образом, в 2014 году в Лицее обучалось детей в возрасте до 18 лет менее 50%, в 2015 году 50%.

Согласно п.4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды выполнявшейся с 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Согласно выпискам из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, приобщенным к материалам дела, отсутствуют сведения о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В процессе рассмотрения дела установлено, что по должности мастер производственного обучения истцом не выполнялась норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Указанное обстоятельство ФИО1 не оспаривалось.

Учитывая изложенное, период работы истца в должности мастер производственного обучения в структурном подразделении «Детский дом» Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного училища «Лицей сервиса и индустриальных технологий», безосновательно включен судебными инстанциями в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Оценивая приведенные выше нарушения, допущенные судами первой и апелляционной инстанции, президиум приходит к выводу о существенном характере таких нарушений, в связи с чем, находит решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 5 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 21 ноября 2018 года подлежащими отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены и исследования дополнительных доказательств не требуется, президиум считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ленинградского областного суда

постановил:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 5 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 21 ноября 2018 года отменить.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области (ГУ) об обязании включить периоды работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты обращения с заявлением о ее назначении-11 апреля 2016 года, отказать.

Председательствующий Е.И. Волкова

Судья всеволожского городского суда: Курбатова Э.В. Судьи апелляционной инстанции: Заплохова И.Е.

(докл.), Алексеевой Е.Д., Герман М.В.

Докладчик на президиуме Кошелева И.Л.