ПРЕЗИДИУМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 года № 44Г-15-2014
Президиум Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Шишкиной Н.П.,
членов президиума Намцараева Б.Н., Багдасаровой Л.В., Калашниковой Л.А.,-
рассмотрел при секретаре Степановой И.В. кассационную жалобу представителя ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО1 на апелляционное определение Приаргунского районного суда от 13 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску ОАО «Читаэнергосбыт» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (мировой судья Пакульских В.И.; суд апелляционной инстанции – Помигуев В.В.).
В заседании принял участие представитель ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО3
Заслушав доклад судьи Багдасаровой Л.В., объяснения ФИО3, президиум
установил:
ОАО «Читаэнергосбыт» обратилось к ФИО2 с требованием о взыскании <сумма> руб. <сумма> коп. за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в <период>. При этом ссылалось на невыполнение ответчицей обязанности по оплате коммунальной услуги в установленные сроки.
Решением мирового судьи судебного участка № 43 Приаргунского района от 16 июля 2013 года с ФИО2 в пользу ОАО «Читаэнергосбыт» взыскана задолженность по оплате за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в сумме <сумма> руб. <сумма> коп. и государственная пошлина в размере <сумма> руб., всего <сумма> руб. <сумма> коп.
Апелляционным определением Приаргунского районного суда от 13 ноября 2013 года решение мирового судьи отменено с принятием нового решения об отказе в иске.
В кассационной жалобе, сданной в орган почтовой связи 28 апреля 2014 года, поступившей в отдел делопроизводства краевого суда 5 мая 2014 года и уточненной 10 июня 2014 года, заявитель выражает несогласие с апелляционным определением, считая его незаконным и необоснованным.
По запросу судьи Забайкальского краевого суда от 16 мая 2014 года дело истребовано у мирового судьи; 3 июня 2014 года оно поступило в Забайкальский краевой суд.
Определением судьи Забайкальского краевого суда от 16 июня 2014 года кассационная жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения в суд кассационной инстанции.
ФИО2, по адресу места жительства которой 16 июня 2014 года направлено заказное судебное извещение, в заседание не явилась. Президиум, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
При удовлетворении иска мировой судья со ссылкой на п. 2 ст. 539 ГК РФ исходил из того, что ФИО2 пользовалась электрической энергией и должна ее оплатить. Расчет платы произведен правильно.
Отменяя решение и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции со ссылкой части 7.1 и 8 статьи 155 ЖК РФ исходил из того, что действующее законодательство не допускает возможности внесения собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме напрямую ресурсоснабжающим организациям платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Это возможно при непосредственном управлении собственниками таким домом, но в рассматриваемом случае доказательств выбора данного способа управления не имеется.
С этим суждением районного суда президиум согласиться не может по изложенным ниже основаниям.
Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В части 7.1 указано, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Эти положения, наделяющие общее собрание правом изменения способа расчетов за индивидуальное потребление коммунальной услуги, действуют при наличии исполнителя такой услуги в лице управляющей компании, что судом апелляционной инстанции не учтено при постановлении определения.
Кроме того, судом не приняты во внимание иные нормы, в соответствии с которыми управляющая компания приобретает статус исполнителя коммунальных услуг лишь в случае заключения договора ресурсоснабжения с РСО.
Так, согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
По смыслу подпункта «а» пункта 9 Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил).
Управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил).
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 15 и 15 Правил (подп. «б» п. 17 Правил).
Таким образом, применение правила части 7.1 статьи 155 ЖК РФ было допустимым при условии выбора собственниками помещений многоквартирного дома управления управляющей компанией в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ и наличия между названной компанией и истцом договора энергоснабжения.
Однако по этим вопросам, подлежащим включению в предмет исследования, выводы в апелляционном определении отсутствуют.
Президиум находит ошибочным суждение районного суда о том, что существование договора от <Дата> определяет права и обязанности сторон по индивидуальному потреблению энергии и не дает оснований для начисления и взимания платы за электрическую энергию, использованную на общедомовые нужды многоквартирного дома.
Пунктами 7 и 40 Правил установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме; договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами. В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям настоящих Правил он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Следовательно, факт потребления электрической энергии собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме и внесения платы напрямую РСО (подп. «б» п. 17 Правил) будет свидетельствовать о заключении договора электроснабжения на условиях Правил, которыми предусмотрено не только индивидуальное потребление электрической энергии, но и ее потребление на общедомовые нужды.
Ошибочное применение и толкование районным судом материального закона привело к неправильному разрешению спора в целом. Данное нарушение может быть устранено только посредством отмены апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом разбирательстве суду следует учесть изложенное, включить в предмет исследования вопросы о способе управления жилым домом, наличии (отсутствии) договора о приобретении коммунального ресурса между управляющим домом (при наличии такового) и истцом, соблюдении требований нормативных правовых актов относительно метрологических характеристик общедомового прибора учета, его монтажа, допуска в эксплуатацию, технической поверки, предложить сторонам представить сведения об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и общей площади помещения потребителя в доме для проверки правильности расчета платы, разрешить спор в соответствии с материальным и процессуальным законами.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум
п о с т а н о в и л:
апелляционное определение Приаргунского районного суда от 13 ноября 2013 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Приаргунский районный суд.
Председательствующий Н.П. Шишкина