ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-165/19 от 05.06.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

№ 44г-165/2019

г. Уфа 5 июня 2019 года

Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Усмановой Р.Р.

членов президиума Латыповой З.У., Канбекова И.З.,

ФИО1, ФИО2,

при секретаре Самигулиной Е.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных услуг «УфаСити.ми», действующей в интересах ФИО53 ФИО148, ФИО30 ФИО149, ФИО33 ФИО150, ФИО57 ФИО151, ФИО103 ФИО152, ФИО112 ФИО153, ФИО28 ФИО154, ФИО92 ФИО156 ФИО42 ФИО157, ФИО18 ФИО158, Башаран ФИО159, ФИО107 ФИО160, ФИО22 ФИО161, ФИО43 ФИО162 ФИО56 ФИО163, Валевской ФИО164, ФИО29 ФИО165, ФИО64 ФИО166 ФИО38 ФИО167 ФИО3 ФИО168 ФИО99 ФИО169 ФИО4 ФИО170 ФИО4 ФИО171 ФИО36 ФИО172 ФИО15 ФИО173, ФИО66 ФИО174, Домбровского ФИО175, ФИО97 ФИО176, Зарудне ФИО177, Збровской ФИО178 ФИО51 ФИО179 ФИО74 ФИО180, ФИО27 ФИО181 ФИО63 ФИО182, ФИО84 ФИО183 ФИО26 ФИО184 ФИО34 ФИО185, ФИО23 ФИО186, Корицкой ФИО187, ФИО69 ФИО188, Кудрявской ФИО189, ФИО86 ФИО190, Лобовой ФИО191, Лущ ФИО192, ФИО44 ФИО193, ФИО17 ФИО194, Махровой ФИО195 ФИО37 ФИО196, ФИО81 ФИО197, ФИО110 ФИО198 ФИО16 ФИО199 ФИО45 ФИО200, ФИО94 ФИО201, ФИО5 ФИО202, ФИО5 ФИО203, ФИО7 ФИО204 ФИО55 ФИО205, ФИО106 ФИО206, ФИО14 ФИО207, ФИО79 ФИО208, ФИО49 ФИО209 Ружицкого ФИО210 ФИО8 ФИО211, ФИО77 ФИО212 ФИО89 ФИО213 ФИО35 ФИО214, ФИО40 ФИО216, ФИО70 ФИО217, ФИО76 ФИО218 ФИО85 ФИО219, ФИО60 ФИО220 ФИО88 ФИО221, ФИО32 ФИО223 ФИО9 ФИО224, ФИО9 ФИО225 ФИО91 ФИО226 ФИО10 ФИО227 ФИО10 ФИО228 ФИО10 ФИО229, ФИО31 ФИО230, ФИО54 ФИО231 ФИО11 ФИО232, ФИО11 ФИО233 ФИО48 ФИО234 ФИО20 ФИО235, ФИО19 ФИО236, ФИО90 ФИО237, ФИО61 ФИО238, ФИО80 ФИО239 ФИО68 ФИО240, ФИО72 ФИО241, ФИО24 ФИО242 ФИО105 ФИО243 ФИО59 ФИО244 ФИО46 ФИО245, ФИО97 ФИО246, к акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» о защите прав потребителей,

по кассационной жалобе президента Автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных услуг, муниципальных и государственных услуг «УфаСити.ми» ФИО12, действующего в интересах собственников жилых помещений, поступившей в Верховный Суд Республики Башкортостан 14 февраля 2019 года,

переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Арманшиной Э.Ю. от 19 апреля 2019 года,

на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Арманшиной Э.Ю., выслушав представителя истца президента Автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных услуг, муниципальных и государственных услуг «УфаСити.ми» ФИО12 ФИО251, истцов Старцеву ФИО250, ФИО60 ФИО248, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей ответчика акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» Маловичко ФИО247, ФИО13 ФИО249, полагавших, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан

у с т а н о в и л:

Автономная некоммерческая организация по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных услуг «УфаСити».ми» (далее - АНО «УфаСити».ми»), действующая в интересах собственников жилых помещений, обратилась в суд с исковым заявлением с последующим уточнением в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» (далее – АО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы РБ») о защите прав потребителей. В обоснование иска указала, что истцы являются собственниками жилых помещений по указанным в исковом заявлении адресам и потребителями коммунальных услуг и несут ответственность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, соответственно свои обязанности, вытекающие из раздела 5 ЖК РФ, выполняют. Обязанность по содержанию общего имущества многоквартирных домов, указанных в исковом заявлении, возложена на ответчика, который обязался осуществлять содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, в соответствии с установленными нормативами. В ноябре 2016 года истцы получили квитанцию по оплате коммунальных услуг, где в строке «отопление» был начислен перерасчет, ставка по отоплению увеличилась на основании письма управляющей организации. При обращении в управляющую организацию, истцам было сообщено, что в определенных домах, в том числе и по дому истцов в 2015 году истекли сроки проверки приборов учета тепловой энергии. ОАО «Нефтеавтоматика» представило извещение о непригодности к дальнейшему применению этих теплосчетчиков. В связи с этим, ООО «БашРТС» ежемесячно с 2015 года, предъявляет АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан» счета за тепловую энергию по нормативу. В настоящее время в домах произведена установка новых приборов учета тепла. В силу Федерального закона от 23 ноября 2009 год № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2010 года № 646 «О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», постановления Правительства Российской Федерации № 466 от 21 октября 2013 года «О мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно»» контроль за состоянием и заменой неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров и т.п.), а также восстановление работоспособности (ремонт, замена), ремонт оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и.т.п.) относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (далее – МКД), обязана проводить управляющая организация. Исполнитель коммунальных услуг в силу действующего законодательства и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации. Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения. По мнению истцов, максимум за 40 дней управляющая организация могла установить новый общедомовой прибор учета тепловой энергии при надлежащем исполнении своих должностных обязанностей.

Ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, как лицо, ответственное за содержание и ввод к эксплуатацию коллективного прибора учета, при выявленных неисправностях должен в течение двух месяцев обеспечить устранение нарушений по Федеральному закону № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В результате бездействия ответчика, выразившегося в несвоевременной замене общедомового прибора учета, с ноября 2016 года, начисление за отопление населению производится по нормативному тарифу, и за три месяца производится доначисление суммы разницы между нормативными и ранее действующими тарифами. Сумма доначисления равными долями распределена на 2 месяца: ноябрь 2016 года и декабрь 2016 года, размер платы за отопление по увеличенной ставке установлен с ноября 2016 года по текущий момент. Размер платы за отопление в сумме доначисления за ноябрь 2016 года, декабрь 2016 года указан в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг по каждому истцу. Перерасчет по увеличенной ставке за отопление по завышенному тарифу по каждому истцу составляет разницу между ставкой по отоплению с ноября 2016 года и ставкой по отоплению, указанной в октябре 2016 года, умноженной на площадь жилого помещения истца и умноженные на количество месяцев, когда эту ставку начислял ответчик.

Действующее законодательство обязывает управляющую организацию обеспечивать надлежащее состояние и постоянную готовность общедомовых приборов учета к осуществлению поставок коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг населению. Бездействие ответчика привело к перерасчету и увеличению ставки по отоплению.

В частности, жители адрес обращались в Госкомитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с просьбой провести проверку по аналогичному нарушению (вх. №... от дата), на который был дан ответ о неправомерном завышении управляющей организацией размера платы за отопление и произведен перерасчет (доначисление) за предыдущие периоды. Также Госкомитетом было выдано предписание на устранение данных нарушений (исх. №... от дата). Собственники указанного жилого дома вновь обратились в Госкомитет с письмом по проверке данного предписания (вх. №... от дата), на который был дан ответ, что жильцам данного дома в ФИО109 2017 года по услуге «отопление» был произведен перерасчет (возврат) денежных средств в сумме доначислений, которые были начислены в ноябре - декабре 2016 года. Однако, большинство других из указанных 93 домов никаких перерасчетов не получили, несмотря на то, что ситуация по доначислениям и увеличению ставок по отоплению с ноября 2016 года у них аналогичная. Также в сентябре 2016 года сотрудники Госкомитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору проводили проверку дома № 92 по ул. Российской, по факту несвоевременной замены общедомового прибора учета тепла, в ходе которой на АО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы» был составлен протокол по нарушению Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что подтвердило факт бездействия ответчика по своевременной замене ОДПУ тепла. В связи с этим, ответчик обязан уплатить истцам проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11 ноября 2016 года, т.е. с момента выставления квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг с незаконными начислениями по отоплению и перерасчетом, до момента вынесения решения судом. Истцы обращались в адрес управляющей организации с досудебными претензиями, которые были оставлены без рассмотрения и без удовлетворения.

На основании изложенных обстоятельств, с учетом неоднократных уточненных исковых требований, истцы просили суд:

- признать незаконным бездействие АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфы РБ», выразившееся в несвоевременной замене общедомового прибора учета тепла в домах истцов;

- обязать АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфы РБ» произвести перерасчет по отоплению в платежном документе, выдаваемом на жилое помещение истцов, в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, в сумме доначисления за ноябрь-декабрь 2016 года в следующих размерах: ФИО50 - 1 973,26 руб., ФИО41 - 1 003,20 руб., ФИО6 - 994,16 руб., ФИО14 - 1 304,46 руб., ФИО15 - 1 233,72 руб., ФИО16 - 944,18 руб., ФИО17 - 1 183,12 руб., ФИО18 - 1 987,28 руб., ФИО19 - 1 755,86 руб., ФИО20 - 612,52 руб., ФИО21 - 680,46 руб., ФИО22 - 1 532,90 руб., ФИО23 - 1 539,84 руб., ФИО24 -1 411,52 руб., ФИО25 - 2 002,36 руб., ФИО26 - 841,82 руб., ФИО27 - 720,44 руб., ФИО28 - 1 305,72 руб., ФИО29 - 1 904,96 руб., ФИО30 - 848,72 руб., ФИО31- 693,18 руб., ФИО32 - 2 081,62 руб., ФИО33 - 1 392 руб., ФИО34 - 925,16 руб., ФИО35 - 787,86 руб., ФИО36 - 1 597,30 руб., ФИО37 - 2 135,24 руб., ФИО38 - 1 462,04 руб., ФИО39 - 1 321,90 руб., ФИО40 - 928,38 руб., ФИО42 - 1 162,14 руб., ФИО43 - 1 226,52 руб., ФИО44 - 1 549,80 руб., ФИО45 - 1 170,48 руб., ФИО46 - 1 923,66 руб., ФИО47 - 1 730,14 руб., ФИО48 - 989,30 руб., ФИО49 - 1 659,28 руб., ФИО51 - 1 213,06 руб., ФИО52 - 1 213,06 руб., ФИО53 - 2 141,08 руб., ФИО54 - 1 337,34 руб., ФИО55 - 1 810,62 руб., ФИО56 - 1 719,86 руб., ФИО57 - 00 руб., ФИО58 - 1 094,32 руб., ФИО59 - 2 063,32 руб., ФИО60 - 1 182,04 руб., ФИО61 - 1 193,46 руб., ФИО62 - 1 896,72 руб., ФИО63 - 1 852,32 руб., ФИО64 - 1 718,82 руб., ФИО65 - 715,78 руб., ФИО66 - 997,18 руб., ФИО67 - 1 064,66 руб., ФИО68 - 1 159,64 руб., ФИО69 - 956,90 руб., ФИО70 - 1 131,50 руб., ФИО71 - 931,60 руб., ФИО72 - 981,28 руб., ФИО73 - 975,84 руб., ФИО74 - 890,84 руб., ФИО75 - 1 730,62 руб., ФИО76 - 1 028,74 руб., ФИО77 - 774,26 руб., ФИО78 - 1 026,80 руб., ФИО79 - 1 932,28 руб., ФИО80 - 1 504,52 руб., ФИО81 - 2 635,54 руб., ФИО82 - 2 018,26 руб., ФИО83 - 2 044,62 руб., ФИО84 - 1 927,96 руб., ФИО85 – 1 506,78 руб., ФИО86 - 2 175,90 руб., ФИО87 - 1 527,18 руб., ФИО88 - 1 892,60 руб., ФИО89 - 2 416,80 руб., ФИО90 - 1 702,10 руб., ФИО91 - 1 553,70 руб., ФИО92 - 1 901,24 руб., ФИО93 - 1 843,12 руб., ФИО94 - 1 533,74 руб., ФИО95 - 1 560,62 руб., ФИО96 - 738,28 руб., ФИО97 - 1 154,26 руб., ФИО98 - 2 303,62 руб., ФИО97 - 1 082,68 руб., ФИО99 - 2 009,20 руб., ФИО100 - 1 169,30 руб., ФИО101 - 887,02 руб., ФИО102 - 1 973,22 руб., ФИО103 - 1 725,44 руб., ФИО104 - 1 527,52 руб., ФИО105- 1 533,74 руб., ФИО106 - 891,24 руб., ФИО107 - 1 627,30 руб., ФИО108 - 855,62 руб.;

- обязать ответчика АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфы РБ» произвести перерасчет по отоплению в платежном документе, выдаваемом на жилое помещение истцов, в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу в сумме перерасчета по увеличению платы за отопление по завышенному тарифу в следующих размерах: ФИО110 - 7 238,86 руб., ФИО111 - 2 007,39 руб., ФИО112 - 5 304,82 руб., ФИО14- 1 305,11 руб., ФИО15 - 4 112,57 руб., ФИО16 - 482,77 руб., ФИО17 - 4 341,39 руб., ФИО18 - 1 989,32 руб., ФИО19 - 6 437,39 руб., ФИО20 - 1 122,92 руб., ФИО21 - 1 587,73 руб., ФИО22 - 3 065,79 руб., ФИО23 - 3 079,66 руб., ФИО24 - 2 823,03 руб., ФИО25 - 5 339,64 руб., ФИО26 - 2 806,06 руб., ФИО27 - 2 641,52 руб., ФИО28 - 653,06 руб., ФИО29 - 1 904,70 руб., ФИО30 - 424,36 руб., ФИО31 - 693,22 руб., ФИО32 - 2 079,85 руб., ФИО33 - 1 393,12 руб., ФИО34 - 462,58 руб., ФИО35 - 394,06 руб., ФИО36 - 1 597,85 руб., ФИО37 - 2 137,24 руб., ФИО38 - 1 462,04 руб., ФИО39 - 1 322,10 руб., ФИО40 - 1 701,99 руб., ФИО42 - 4 260,17 руб., ФИО43 - 4 497,07 руб., ФИО44 - 2 067,27 руб., ФИО45 - 1 561,29 руб., ФИО46 - 7 057,72 руб., ФИО47 - 6 343,83 руб., ФИО48 - 3 627,63 руб., ФИО49 - 6 083,54 руб., ФИО51 - 8 503,66 руб., ФИО52 - 4 446,86 руб., ФИО53 - 8 153,48 руб., ФИО54 - 4 903,89 руб., ФИО55 - 6 648,58 руб., ФИО56 - 6 269,47 руб., ФИО57 - 2 437,75 руб., ФИО58 - 2 553,41 руб., ФИО59 - 7 508,40 руб., ФИО60 - 4 334,82 руб., ФИО61 - 4 375,05 руб., ФИО62 - 00 руб., ФИО63 - 6 792,10 руб., ФИО64 - 302,33 руб., ФИО65 - 2 624,51 руб., ФИО66 - 1 995,33 руб., ФИО67 - 3 903,76 руб., ФИО68 - 1 546,83 руб., ФИО69 - 7 449 руб., ФИО70 - 4 147,83 руб., ФИО71 - 1 707,91 руб., ФИО72 - 3 598,56 руб., ФИО73 - 3 578,27 руб., ФИО74 - 2 970,83 руб., ФИО75 - 5 612,29 руб., ФИО76 - 3 772,01 руб., ФИО77 - 774,26 руб., ФИО78 - 2 738,04 руб., ФИО79 - 7 089,37 руб., ФИО80 - 4 011,66 руб., ФИО81 - 6 149,51 руб., ФИО82 - 7 394,03 руб., ФИО83 - 5 451,75 руб., ФИО84 - 7 073,55 руб., ФИО85 - 5 524,88 руб., ФИО86 - 2 175,90 руб., ФИО87 - 5 607,43 руб., ФИО88 - 6 938,54 руб., ФИО89 - 8 868,69 руб., ФИО90 - 1 702,99 руб., ФИО91 - 4 143,09 руб., ФИО92 - 1 901,76 руб., ФИО93 - 6 757,14 руб., ФИО94 - 5 623,72 руб., ФИО95 - 2 081,72 руб., ФИО96 - 2 707,05 руб., ФИО97 - 1 154,04 руб., ФИО98 - 8 442,05 руб., ФИО97 - 1 084,69 руб., ФИО99 - 7 360,87 руб., ФИО100 - 4 290,67 руб., ФИО101 - 887,04 руб., ФИО102 - 7 242,56 руб., ФИО103 - 6 326,66 руб., ФИО104 - 5 600,86 руб., ФИО105 - 1 533,74 руб., ФИО106 - 445,61 руб., ФИО107 - 7 592,73 руб., ФИО108 - 855,69 руб. с 4 декабря 2017 года по день вынесения решения суда;

- обязать ответчика АО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы РБ» произвести в пользу истцов перерасчет по содержанию пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости работы по обслуживанию и содержанию общедомового учета тепловой энергии в составе ежемесячной платы за содержание в платежном документе, выдаваемом на жилое помещение истцов, в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу в следующих размерах: ФИО110 - 31,44 руб., ФИО111 - 15,98 руб., ФИО112 - 15,84 руб., ФИО14 - 20,78 руб., ФИО15 - 137,92 руб., ФИО16 - 109,44 руб., ФИО17 - 138,24 руб., ФИО18 - 106,85 руб., ФИО19 - 140,09 руб., ФИО20 - 17,78 руб., ФИО21 - 120,45 руб., ФИО22 - 121,92 руб., ФИО23 - 122,47 руб., ФИО24 - 111,93 руб., ФИО25 - 407,21 руб., ФИО26 - 188,40 руб., ФИО27 - 107,58 руб., ФИО28 - 170,92 руб., ФИО29 - 166,32 руб., ФИО30 - 89,57 руб., ФИО31 - 69,22 руб., ФИО32 - 96,14 руб., ФИО33 - 92,91 руб., ФИО34- 356,40 руб., ФИО35 - 59,09 руб., ФИО36 - 41,75 руб., ФИО37 - 165,89 руб., ФИО38 - 26,26 руб., ФИО39 - 147,67 руб., ФИО40 - 107,52 руб., ФИО42 - 120,15 руб., ФИО43 - 183,15 руб., ФИО44 - 58,34 руб., ФИО45 - 44,06 руб., ФИО46 - 204,71 руб., ФИО47 - 31,08 руб., ФИО48- 98,78 руб., ФИО49 - 13,38 руб., ФИО51 - 64,54 руб., ФИО52 - 64,54 руб., ФИО53 - 65,64 руб., ФИО54 - 78,96 руб., ФИО55 - 47,38 руб., ФИО56 - 25,74 руб., ФИО57 - 63,16 руб., ФИО58 - 193,71 руб., ФИО59 - 141,37 руб., ФИО60 - 132,05 руб., ФИО61 - 123,39 руб., ФИО62 - 165,60 руб., ФИО63 - 00 руб., ФИО64 - 124,32 руб., ФИО65 - 40,70 руб., ФИО66 - 15,89 руб., ФИО67 - 60,54 руб., ФИО68 - 43,66 руб., ФИО69 - 142,89 руб., ФИО70 - 60,20 руб., ФИО71 - 107,90 руб., ФИО72 - 109,62 руб., ФИО73 - 97,44 руб., ФИО74 - 21,74 руб., ФИО75 - 27,50 руб., ФИО76 - 18,48 руб., ФИО77 - 157,46 руб., ФИО78 - 126,46 руб., ФИО79 - 205,63 руб., ФИО80 - 87,52 руб., ФИО81 - 80,80 руб., ФИО82 - 93,21 руб., ФИО83 - 118,93 руб., ФИО84 - 205,17 руб., ФИО85 - 137,60 руб., ФИО86 - 156,60 руб., ФИО87 - 254,02 руб., ФИО88 - 165,24 руб., ФИО89 - 161,31 руб., ФИО90 - 159,34 руб., ФИО91 - 191,36 руб., ФИО92 - 80,10 руб., ФИО93 - 160,92 руб., ФИО94 - 27,55 руб., ФИО95 - 58,75 руб., ФИО96 - 41,98 руб., ФИО97 - 64,05 руб., ФИО98 - 172,28 руб., ФИО97 - 108,72 руб., ФИО99 - 92,80 руб., ФИО100 - 136,63 руб., ФИО101 - 99,16 руб., ФИО102 - 106,09 руб., ФИО103 - 124,80 руб., ФИО104 - 27,44 руб., ФИО105 - 27,55 руб., ФИО106 - 103,22 руб., ФИО107 - 90,30 руб., ФИО108 - 98,34 руб.;

- взыскать с ответчика АО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы РБ» в пользу истцов неустойку в следующих размерах: ФИО110 - 95 116,27 руб., ФИО111 - 31 143,45 руб., ФИО112 - 64 979,46 руб., ФИО14 - 27 066,29 руб., ФИО15 - 56 432,48 руб., ФИО16 - 13 873,58 руб., ФИО17 - 58 269,72 руб., ФИО18 - 42 018,67 руб., ФИО19 - 84 250,09 руб., ФИО20 - 18 040,63 руб., ФИО21 - 24 149,13 руб., ФИО22 - 48 575,08 руб., ФИО23 - 48 794,91 руб., ФИО24 - 43 942,81 руб., ФИО25 - 79 739,35 руб., ФИО26 - 39 475,33 руб., ФИО27 - 35 701,56 руб., ФИО28 - 21 531,27 руб., ФИО29 - 40 197,12 руб., ФИО30 - 13 776,33 руб., ФИО31 - 14 716,28 руб., ФИО32 - 43 044,47 руб., ФИО33 - 29 096,90 руб., ФИО34 - 17 633,23 руб., ФИО35 - 12 546,57 руб., ФИО36 - 32 724,99 руб., ФИО37 - 44 871,92 руб., ФИО38 - 29 828 руб., ФИО39 - 28 223,84 руб., ФИО40 - 27 680,16 руб., ФИО42 - 56 034,24 руб., ФИО43 - 59 717,09 руб., ФИО44 - 37 158,39 руб., ФИО45 - 28 063,69 руб., ФИО46 - 92 871,44 руб., ФИО47 - 81 942,03 руб., ФИО48 - 47 675,83 руб., ФИО49 - 78 415,16 руб., ФИО51 - 98 888,55 руб., ФИО52 - 57 874,30 руб., ФИО53 - 104 741,58 руб., ФИО54 - 63 897,12 руб., ФИО55 - 86 001,47 руб., ФИО56 - 81 032,40 руб., ФИО57 - 24 834,01 руб., ФИО58 - 38 837,01 руб., ФИО59 - 98 199,37 руб., ФИО60 - 57 110,42 руб., ФИО61 - 57 545,09 руб., ФИО62 - 20 850,06 руб., ФИО63 - 87 395,08 руб., ФИО64 - 80 640,15 руб., ФИО65 - 34 181,89 руб., ФИО66 - 30 414,95 руб., ФИО67 - 50 842,81 руб., ФИО68 - 27 803,82 руб., ФИО69 - 86 428,25 руб., ФИО70 - 53 982,66 руб., ФИО71 - 27 776,35 руб., ФИО72 - 47 410,43 руб., ФИО73 - 47 027,18 руб., ФИО74 - 39 261,36 руб., ФИО75 - 74 514,78 руб., ФИО76 - 48 722,37 руб., ФИО77 - 17 247,45 руб., ФИО78 - 39 341,11 руб., ФИО79 - 93 287,84 руб., ФИО80 - 56 653,42 руб., ФИО81 - 88 037,85 руб., ФИО82 - 96 100,63 руб., ФИО83 - 76 990,70 руб., ФИО84 - 93 079,54 руб., ФИО85 - 72 481,18 руб., ФИО86 - 45 579,97 руб., ФИО87 - 74 699,04 руб., ФИО88 - 90 953,38 руб., ФИО89 - 115 727,13 руб., ФИО90 - 36 036,32 руб., ФИО91 - 59 529,21 руб., ФИО92 - 39 258,15 руб., ФИО93 - 88 575,51 руб., ФИО94 - 71 347,14 руб., ФИО95 - 36 640,83 руб., ФИО96 - 34 524,37 руб., ФИО97 - 23 557,47 руб., ФИО98 - 108 415,22 руб., ФИО97 - 22 601,58 руб., ФИО99 - 93 966,28 руб., ФИО100 - 55 574,24 руб., ФИО101 - 18 601,11 руб., ФИО102 - 92 566,19 руб., ФИО103 - 81 196,65 руб., ФИО104 - 71 057,26 руб., ФИО105 - 30 733,68 руб., ФИО106 - 13 608,73 руб., ФИО107 - 87 982,57 руб., ФИО108 - 17 101,21 руб. по день вынесения решения суда;

- взыскать с ответчика АО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы РБ» в пользу истцов проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму долга в следующих размерах: ФИО110 - 979,26 руб., ФИО111 - 320,03 руб., ФИО112 - 669,59 руб., ФИО14 - 277,40 руб., ФИО15 - 568,32 руб., ФИО16 - 151,69 руб., ФИО17 - 587,26 руб., ФИО18 - 422,72 руб., ФИО19 - 870,95 руб., ФИО20 - 184,48 руб., ФИО21 - 241,11 руб., ФИО22 - 488,85 руб., ФИО23 - 491,06 руб., ФИО24 - 450,14 руб., ФИО25 - 780,46 руб., ФИО26 - 387,77 руб., ФИО27 - 357,38 руб., ФИО28 - 208,22 руб., ФИО29 - 404,97 руб., ФИО30 - 135,33 руб., ФИО31 - 147,38 руб., ФИО32 - 442,37 руб., ФИО33 - 296,06 руб., ФИО34 - 147,52 руб., ФИО35 - 125,64 руб., ФИО36 - 339,65 руб., ФИО37 - 454,17 рубля, ФИО38 - 310,83 руб., ФИО39 - 281,06 руб., ФИО40 - 279,61 руб., ФИО42 - 576,40 руб., ФИО43 - 608,42 руб., ФИО44 - 384,50 руб., ФИО45 - 290,39 руб., ФИО46 - 954,73 руб., ФИО47 - 858,27 руб., ФИО48 - 490,79 руб., ФИО49 - 823,07 руб., ФИО51 - 1 032,90 руб., ФИО52 - 601,66 руб., ФИО53 - 1 094,33 руб., ФИО54 - 663,45 руб., ФИО55 - 899,22 руб., ФИО56 - 849,28 руб., ФИО57 - 259,14 руб., ФИО58 - 387,76 руб., ФИО59 - 1 017,49 руб., ФИО60 - 586,45 руб., ФИО61 - 591,94 руб., ФИО62 - 201,62 руб., ФИО63 - 918,91 руб., ФИО64 - 852,66 руб., ФИО65 - 355,08 руб., ФИО66 - 318,11 руб., ФИО67 - 528,15 руб., ФИО68 - 287,70 руб., ФИО69 - 893,56 руб., ФИО70 - 561,20 руб., ФИО71 - 280,58 руб., ФИО72 - 486,84 руб., ФИО73 - 484,11 руб., ФИО74 - 410,50 руб., ФИО75 - 780,56 руб., ФИО76 - 510,33 руб., ФИО77 - 164,61 руб., ФИО78 - 400,21 руб., ФИО79 - 959,01 руб., ФИО80 - 586,38 руб., ФИО81 - 933,86 руб., ФИО82 - 1 000,54 руб., ФИО83 - 796,87 руб., ФИО84 - 956,87 руб., ФИО85 - 747,47 руб. ФИО86 - 462,60 руб., ФИО87 - 758,42 руб., ФИО88 - 938,76 руб., ФИО89 - 1 199,66 руб., ФИО90 - 361,97 руб., ФИО91 - 605,58 руб., ФИО92 - 404,26 руб., ФИО93 - 914,22 руб., ФИО94 - 760,85 руб., ФИО95 - 387,19 руб., ФИО96 - 366,24 руб., ФИО97 - 245,38 руб., ФИО98 - 1 142,28 руб., ФИО97 - 230,39 руб., ФИО99 - 996,05 руб., ФИО100 - 580,40 руб., ФИО101 - 188,59 руб., ФИО102 - 979,65 руб., ФИО103 - 855,95 руб., ФИО104 - 757,76 руб., ФИО105 - 326,08 руб., ФИО106 - 142,11 руб., ФИО107 - 980,10 руб., ФИО108 - 181,91 руб., с 4 декабря 2017 года по день вынесения решения суда;

- взыскать с ответчика АО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы РБ» в пользу АНО «УфаСити».ми» штраф за несоблюдение удовлетворения требований потребителей в добровольном порядке в размере 50% от суммы, удовлетворенной в пользу потребителя;

- взыскать с ответчика АО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы РБ» в пользу каждого из истцов причиненный моральный вред в размере 10 000 руб.;

- взыскать с ответчика АО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы РБ» в пользу каждого из истцов расходы по оплате юридических услуг в размере 4 000 руб.;

- взыскать с ответчика АО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы РБ» в пользу каждого из истцов расходы на оплату услуг копирования документов, необходимых для подачи в суд, в размере 560 руб.;

- взыскать с ответчика АО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы РБ» в пользу каждого из истцов почтовые расходы в размере 470 руб.

Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 августа 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года, в удовлетворении исковых требований АНО «УфаСити».ми», действующей в интересах собственников жилых помещений, к АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» о защите прав потребителей, отказано.

В кассационной жалобе президент АНО «УфаСити».ми» ФИО12 ставит вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 августа 2018 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года в связи с их незаконностью и необоснованностью. В обоснование своей жалобы указывает на то, что при разрешении спора судебными инстанциями не учтено, что управляющая организация в силу прямых указаний закона обязана была самостоятельно провести мероприятия, направленные на организацию установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, в том числе путем обращения в адрес ресурсоснабжающей организации и в течение 40 дней должна была заменить вышедший из строя прибор учета, однако, этого не сделала; наличие или отсутствие собрания собственников по замене ОДПУ не является препятствием для управляющей организации по исполнению своих прямых законных обязанностей по замене прибора учета; в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ и пунктов «и», «к» Правил содержания имущества в многоквартирном доме и правил измерения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана была принять меры для соблюдения требования законодательства об энергосбережении; у собственников жилья нет обязанности проводить собрания для принятия решения по установлению прибора учета тепла, если собственники не приняли такого решения, за них это обязана сделать управляющая компания; предъявленный ответчиком в ноябре-декабре 2016 года за расчетный период 2015 года перерасчет (доначисление) размера платы за отопление не является задолженностью, так как указанные суммы управляющей организацией не были своевременно предъявлены гражданам в платежных документах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; перерасчет платы за коммунальные услуги в случае, когда исполнителем возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового прибора учета, в срок, не превышающий трех расчетных периодов подряд законодателем не предусмотрен; судебными инстанциями не дана правовая оценка доводам истца, изложенным в исковом заявлении.

Дело по кассационной жалобе истребовано судьей Верховного Суда Республики Башкортостан и определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Арманшиной Э.Ю. от 19 апреля 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции – президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.

На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) президиум считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся собственников жилых помещений, представителей третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети», МУП ЕРКЦ ГО г.Уфа Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, администрации городского округа г.Уфы Республики Башкортостан.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, президиум находит, что решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального и процессуального права допущены судебными инстанциями при рассмотрении данного дела.

Согласно пункту 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

На основании пунктов 1, 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Как следует из пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.

Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками жилых помещений, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: ФИО113 собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес; ФИО83 - адрес; ФИО114 - адрес; ФИО81 - адрес; ФИО79 - адрес; ФИО78 - адрес; ФИО80 - адрес; ФИО115 - адрес; ФИО70 - адрес; ФИО40 - адрес; ФИО53 - адрес; ФИО42 - адрес; ФИО32 - адрес; ФИО92 - адрес; ФИО97 - адрес; ФИО87 - адрес; ФИО91 - адрес; ФИО101 - адрес; ФИО36 - адрес; ФИО54 - адрес; ФИО56 - адрес; ФИО82 - адрес; ФИО84 - адрес; ФИО116 - адрес; ФИО107 - адрес; ФИО14 - адрес; ФИО47 - адрес; ФИО112 - адрес; ФИО43 - адрес; ФИО23 - адресА, адрес; ФИО117 - адрес; ФИО34 - адрес; ФИО30 - адрес; ФИО58 - адрес; ФИО24 - адресА, адрес; ФИО45 - адрес; ФИО38 - адрес; ФИО67 - адрес; ФИО95 - по адресу: адрес; ФИО99 - адрес; ФИО90 - адрес, ком. 2,3; ФИО85 - адрес; ФИО65 - адрес; ФИО44 - адрес; ФИО51 - адрес; ФИО57 - адрес; ФИО46 - адрес; ФИО48 - адрес; ФИО26 - адрес; ФИО22 - адресА, адрес; ФИО35 - адрес; ФИО19 - адрес; ФИО18 - адрес; ФИО63 - адрес; ФИО64 - адрес; ФИО72 - адрес; ФИО60 - адрес; ФИО88 - адрес; ФИО93 - адрес; ФИО74 - адрес; ФИО105 - адрес; ФИО103 - адрес; ФИО71 - адрес.

Из регистрационных удостоверений следует, что: собственником адрес, расположенной по адресу: адрес является ФИО110; собственником адрес, расположенной по адресу: адрес является ФИО86, ФИО118

Управляющей компанией в отношении вышеуказанных жилых домов является АО «УЖХ адрес ГО адрес РБ», что подтверждается информацией, размещенной на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru) и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Поставка тепловой энергии (отопление) в указанные жилые дома в спорные периоды, осуществлялась ресурсоснабжающей организацией ООО «БашРТС» согласно договору теплоснабжения №.../РТС от дата на подачу тепловой энергии.

В спорных многоквартирных жилых домах, согласно действующему законодательству, установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии.

АНО «УфаСити».ми», обращаясь в суд в интересах собственников жилых помещений, с исковым заявлением о защите прав потребителей, в обоснование своих требований указывает на то, что в ноябре 2016 года потребители получили квитанцию по оплате коммунальных услуг, где в строке «отопление» был начислен перерасчет, размер платы за отопление увеличился на основании письма управляющей организации.

После обращения в управляющую организацию истцы получили информацию о том, что в конце 2015 - начале 2016 годов истек срок госповерки общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в определенных многоквартирных домах. Непригодность вышеуказанных средств измерения подтверждается копиями извещений, выданных Публичным акционерным обществом «Нефтеавтоматика».

В связи с этим, ООО «БашРТС» ежемесячно с 2015 года предъявляет АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» счета за тепловую энергию по нормативам потребления.

Ответчиком с ноября 2016 года истцам производилось доначисление за три месяца в виде разницы между нормативом на отопление, утвержденном Госкомитетом Республики Башкортостан по тарифам и размером платы за отопление за предыдущий год, определенного по показаниям общедомового прибора учета. Сумма доначисления равными долями распределена на 2 месяца: ноябрь 2016 года и декабрь 2016 года. Размер платы за отопление в сумме доначисления за ноябрь 2016 года, и декабрь 2016 года указан в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг по каждому истцу.

После истечения двух месяцев расчет размера платы за отопление жителям вышеуказанных МКД ответчиком производился исходя из норматива потребления тепловой энергии.

Перерасчет, произведенный ответчиком по каждому истцу, составляет разницу между размером платы по отоплению, исходя из норматива по отоплению с ноября 2016 года и размером платы по отоплению, указанной в октябре 2016 года, умноженной на площадь жилого помещения истца и умноженные на количество месяцев, когда эту ставку начислял ответчик.

Материалами дела также установлено, что жильцами адрес было подано обращение в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с заявлением о проведении проверки по аналогичному нарушению (вх. №... от дата), на который дан ответ, что управляющей организацией неправомерно завышен размер платы за отопление и произведен перерасчет (доначисление) за предыдущие периоды. Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору было выдано предписание на устранение данных нарушений (исх. №... от дата).

Далее, собственники указанного жилого дома вновь обратились в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с письмом по проверке данного предписания (вх. №... от дата), на которое был дан ответ, что жильцам данного дома в ФИО109 2017 года по услуге «отопление» был произведен перерасчет (возврат) денежных средств в сумме доначислений, которые начислены в ноябре – декабре 2016 года.

Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями статей 157, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктами 7, 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, пунктами 40, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, подпунктами «и», «к» пункта 11, 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, приказом № 149 от 7 апреля 2010 года Министерства энергетики Российской Федерации «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», исходил из того, что эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии является элементом содержания общего имущества, на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии; независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении; в то же время обязанность эксплуатации теплосчетчика законом возложена на собственников помещений; действующим законодательством, а также договором предоставления коммунальных услуг, заключенным между управляющей организацией и собственниками жилых помещений, уведомление управляющей компанией собственников многоквартирного дома о выходе объектов общего имущества из строя либо истечении срока госповерки общедомовых приборов учета энергетических ресурсов не предусмотрено; исполнитель коммунальных услуг обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации. При этом со стороны управляющей организации многоквартирных домов выполнены все возложенные законодательством обязанности по организации снабжения тепловой энергией собственников помещений многоквартирного дома, в настоящее время обязательства управляющей организации перед жителями жилого адрес в адрес исполнены в полном объеме, жителям указанного дома по услуге отопление излишне возвращена сумма в размере 137 596 руб. 09 коп.; согласно представленным в материалы дела справкам АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфы РБ» также произведены корректировки по услуге «отопление» за 2017 год. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что со стороны управляющей организации АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфы РБ» выполнены все возложенные законодательством обязанности по организации снабжения тепловой энергией собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании бездействия АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфы РБ», выразившегося в несвоевременной замене общедомового прибора учета тепла в домах истцов незаконным, обязании ответчика произвести перерасчет по отоплению в платежном документе, выдаваемом на жилое помещение истцов, в сумме доначисления за ноябрь-декабрь 2016 года, в сумме перерасчета по увеличению платы за отопление по завышенному тарифу, а также перерасчет по содержанию пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости работы по обслуживанию и содержанию общедомового учета тепловой энергии в составе ежемесячной платы за содержание в платежном документе, выдаваемом на жилое помещение истцов, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда и судебных расходов, не имеется.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность вынесенного решения, с приведенными выводами суда первой инстанции согласился.

Президиум находит, что при разрешении спора судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые выразились в следующем.

На основании части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Этим требованиям действующего процессуального законодательства судебные постановления не отвечают.

По смыслу частей 1, 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пунктам 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.

В соответствии с пунктом 7 статьи 9 указанного Федерального закона, государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании пункта 4 статьи 12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ).

На основании изложенных нормативно – правовых актов, Правительство Республики Башкортостан приняло Постановление «О мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно» от 21 октября 2013 года № 466, в пунктах 12 и 13 которого говорится, что контроль за состоянием и заменой неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.) а также восстановление работоспособности (ремонт, замена), ремонт оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся в общему имуществу в многоквартирном доме, обязана проводить управляющая организация.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов.

В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме,) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктами «и» и «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, одной из составляющих содержание общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) При этом положениями Правил №491 коллективные (общедомовые) приборы учета используемых энергетических ресурсов включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.

На основании подпункта «г» пункта 15 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года №124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил № 491.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положение об обслуживании общего имущества, собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в другом оборудовании, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг граждан, проживающих в многоквартирном доме.

В силу того, что эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии является элементом содержания общего имущества, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по эксплуатации теплосчетчика закреплена на уровне Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в силу системного анализа норм жилищного законодательства реализуется через выбранный способ управления МКД, а мероприятия по эксплуатации общедомового прибора учета и своевременному устранению выявленных несоответствий следует отнести к текущим обязательным работам и услугам.

Согласно части 4 статьи 67 ГПК РФ результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства и законы, которыми руководствовался суд.

В нарушение названных положений, судом оставлены без должной проверки доводы истца, действующего в интересах собственников жилых помещений многоквартирных домов, о том, что управляющей компанией АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфы РБ», как исполнителем коммунальных услуг, не выполнены все возложенные законодательством обязанности по организации снабжения тепловой энергией собственников помещений многоквартирных домов, а именно совершены все надлежащие действия по организации установки и ввода в эксплуатацию новых коллективных приборов учета тепловой энергии по истечении срока их госповерки, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации, что управляющей организацией исполнены в полном объеме обязательства по перерасчету по излишне уплаченной услуге «отопление» не только перед жителями жилого адрес в адрес, но и перед собственниками других жилых домов, в чьих интересах обратилось в суд АНО «УфаСити».ми».

Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 настоящего Кодекса.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, апелляционное определение, вынесенное судебной коллегией, является немотивированным, в связи с чем не может быть признано законным и обоснованным.

Допущенные нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика, в связи с чем решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 388, 390 ГПК РФ, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан

п о с т а н о в и л:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.

Председательствующий Р.Р. Усманова

Справка:

судья Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан ФИО119

судебная коллегия: Троценко Ю.Ю. (пред.), ФИО120 (докл.), Фархиуллина О.Р.