Мировой судья Карсаев В.М.
Судья Джамбинов Е.В. № 44г-17/2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И ЕПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯг. Элиста 8 октября 2014 года
Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Петренко В.Л.,
членов Президиума Мучаева М.Н., Коченковой Л.Д., Олюшева В.Э., Пюрвеевой А.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия к Найминовой К.Э. о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии, по кассационной жалобе представителя Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Шуптырова В.А. на решение мирового судьи судебного участка Целинного судебного района Республики Калмыкия от 30 апреля 2014 года и апелляционное определение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 18 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи об обстоятельствах дела, объяснения представителей Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Шуптырова В.А. и Росфиннадзора по Республике Калмыкия Хейчиева С.А., поддержавших доводы жалобы, возражения ответчика Найминовой К.Э., Президиум
у с т а н о в и л:
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее по тексту - Министерство) обратилось в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. <…> года Найминова К.Э. обратилась в Министерство с заявлением о получении субсидии в соответствии с Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 3 июня 2011 года № 161. К заявлению о выделении субсидии ответчик приложил выписку из похозяйственной книги № <…> от <…> года, выданную администрацией <…> СМО РК, о наличии у ответчика маточного поголовья крупного рогатого скота по состоянию на 1 января 2011 года в количестве <…> голов. По результатам проверки документов Министерством была перечислена субсидия в размере <…> руб. на расчетный счет ответчика. В ходе проведенной проверки в марте 2012 года Территориальным управлением Росфиннадзора по Республике Калмыкия были установлены факты завышения численности маточного поголовья КРС в выписке из похозяйственной книги на ответчика, представленной ранее в Министерство, по сравнению с данными лицевого счета лица, ведущего личное подсобное хозяйство, в похозяйственной книге администрации <…> СМО РК. Таким образом, был установлен факт неправомерной выплаты субсидии ответчику на сумму <…> руб., что является нарушением п. 1.2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», п. 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 года № 179. В ответ на полученное требование Министерства о возврате субсидии данные средства ответчиком возвращены не были. Министерство просило взыскать с ответчика денежные средства в сумме <…> руб., полученные Найминовой К.Э. в качестве субсидии.
Решением мирового судьи судебного участка Целинного судебного района Республики Калмыкия от 30 апреля 2014 года в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия отказано.
Апелляционным определением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 18 июня 2014 года указанное решение оставлено без изменения.
25 июля 2014 года поступила кассационная жалоба представителя Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Шуптырова В.А., в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований. Указывает, что основными условиями получения бюджетной субсидии являлось соответствие ответчика и ее личного подсобного хозяйства требованиям Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», наличие учтенного в похозяйственной книге муниципального образования поголовья коров на 1 января 2011 года и документально подтвержденные затраты на закупку кормов. Между тем, принимая решение об отказе в иске, судами не принято во внимание, что представленная Найминовой К.Э. выписка из похозяйственной книги содержит недостоверные сведения о наличии на 1 января 2011 года маточного поголовья в количестве <…> голов. Так, суды пришли к выводу о наличии у ответчика поголовья коров на основании копии заявления Найминовой К.Э., в котором она указала, что содержит поголовье КРС в пос. <…>, ул. <…>, <…>. Истец в дополнении к апелляционной жалобе указал, что в лицевом счете, открытом в похозяйственной книге <…> СМО по адресу, указанному ответчиком в заявлении (ул. <…>, <…>), главой ЛПХ являлась мать ответчика Н.Г.Н., которая в 2011 году также получила в Министерстве субсидию на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания <…> голов коров, которые были зарегистрированы в похозяйственной книге на 1 января 2011 года. Суды также не приняли во внимание доводы истца об отсутствии у ответчика земельного участка для ведения подсобного хозяйства, поскольку право на получение бюджетной субсидии имеют граждане, ведущие личное подсобное хозяйство на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно данным похозяйственной книги первым, то есть главой ЛПХ по адресу: с. <…>, <…>, д. <…>, является Н.Э.В. (племянник ответчика) по лицевому счету № <…>. Согласно записям в лицевом счете земельный участок был предоставлен ему в <…> году под индивидуальное жилищное строительство, а не под ведение личного подсобного хозяйства. Однако доказательства, подтверждающие наличие у Найминовой К.Э. земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства, принадлежащего ей на праве собственности или ином праве, ответчиком не представлены. С учетом изложенного в целях получения субсидии ответчик предоставила в Министерство недостоверную выписку из похозяйственной книги <…> СМО, на территории которого не имела земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства и не вела подсобное хозяйство. Следовательно, ответчик не соответствовала требованиям закона «О личном подсобном хозяйстве», не являлась сельскохозяйственным товаропроизводителем, субсидия ей была предоставлена с нарушением бюджетного законодательства и целевого назначения межбюджетной субсидии, за счет которой она предоставлялась. Согласно п. 13 Порядка предоставления субсидий ответственность за достоверность сведений, представляемых в уполномоченный орган, несет получатель субсидии, т.е. ответчик, и поэтому субсидия должна быть возвращена ею в бюджет, из которого была предоставлена.
Определением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Сидоренко Н.А. от 25 сентября 2014 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Калмыкия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Президиум находит, что имеются предусмотренные ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основания для отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле; примирение сторон.
При этом каждая из задач подготовки дела к судебному разбирательству, перечисленных в статье 148 Гражданского процессуального кодекса РФ, является обязательным элементом данной стадии процесса.
По смыслу ч. 2 ст. 56, ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ определение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью суда.
Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Такие нарушения при рассмотрении данного дела были допущены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, мировой судья исходил из того, что ответчик Найминова К.Э. на начало 2011 года имела в личном подсобном хозяйстве маточное поголовье крупного рогатого скота в количестве <…> голов, поэтому субсидия на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота в сумме <…> руб. была предоставлена ей правомерно.
С таким выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем с указанным выводом согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем.
На основании п. 2 ст. 3, п. п. 2 - 4 ст. 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве». Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Средства бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
В силу п. 2 ст. 2, п. п. 1, 2 ст. 3, ст. ст. 5, 6, п. 3 ст. 7 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, а также сельскохозяйственные животные, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства; количество сельскохозяйственных животных (пункты 1, 2 статьи 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»).
Согласно Порядку ведения похозяйственных книг, утвержденному приказом Минсельхоза России от 11 октября 2010 года № 345, ведение похозяйственных книг осуществляется органами местного самоуправления в целях учета личных подсобных хозяйств, на территории которых имеются хозяйства. Записи в книгу производятся должностными лицами, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств. Исправление записей, подчистки и не оговоренные текстовой записью поправки в книгах не допускаются. Любые исправления и зачеркивания должны быть оговорены и заверены подписью должностного лица с указанием даты внесения исправления. При составлении выписок, справок, в документах указывается номер книги и лицевой счет хозяйства. Записанного первым определяют как главу хозяйства. В случае замены главы хозяйства другим лицом из того же хозяйства в верхней части лицевого счета вписывается фамилия, имя и отчество нового главы хозяйства, его паспортные данные. Фамилия, имя и отчество и паспортные данные прежнего главы хозяйства зачеркиваются. В случае замены главы хозяйства другим лицом из того же хозяйства ранее записанные отношения к прежнему главе семьи должны быть зачеркнуты и указаны отношения к новому главе семьи. Выбывающие члены хозяйства исключаются (вычеркиваются) из книги с указанием даты и причин выбытия. В разделе II записывается площадь земельных участков, находящихся в собственности или пользовании члена хозяйства, а также номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер. В разделе III указывается количество сельскохозяйственных животных. Если хозяйство делится, то из лицевого счета исключаются (вычеркиваются) выбывающие лица, а выделяемое хозяйство открывает новый лицевой счет в книге по месту нахождения хозяйства. Также по прежнему хозяйству уточняются записи в книге по всем разделам, и в верхней части лицевых счетов делаются соответствующие пометки о разделе хозяйства. Если хозяйства объединились, то лицевой счет одного из хозяйств сохраняется (например, лицевой счет нового главы хозяйства), а лицевой счет другого хозяйства закрывается, с внесением в верхнюю часть листа обоих хозяйств соответствующих записей об их объединении. Лицевой счет каждого хозяйства после его заполнения должен быть подписан главой хозяйства, или, в случае его отсутствия, взрослым членом семьи, а также должностным лицом (пункты 1, 7, 8, 11, 13, 16, 22, 24, 29, 30 - 32).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 года № 179 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота.
Во исполнение данного Постановления, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 3 июня 2011 года № 161 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота.
Пунктами 2, 4, 13 указанного Порядка (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) определено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» при наличии и сохранности на территории Республики Калмыкия маточного поголовья на начало текущего финансового года. Субсидии предоставляются при наличии перечня документов, указанных в п. 6 Порядка, в том числе и выписки из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство. Ответственность за достоверность сведений, представляемых в уполномоченный орган, и целевое использование субсидий возлагается на получателей субсидий.
В силу статей 28, 289 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Из взаимосвязи приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что гражданин, зарегистрированный по месту постоянного проживания в сельской местности и ведущий по этому месту проживания личное подсобное хозяйство на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства и земельный участок которого зарегистрирован в установленном законом порядке, имеет право как сельскохозяйственный товаропроизводитель на меры государственной поддержки, предоставления субсидии из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, которое должно быть учтено в похозяйственной книге по лицевому счету гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство на основе сведений, представляемым на добровольной основе членом хозяйства.
Таким образом, с учетом приведенных норм имеющими юридическое значение для правильного разрешения данного дела являются следующие обстоятельства: наличие на начало текущего финансового года учтенного в сельской администрации по месту проживания и ведения личного подсобного хозяйства в похозяйственной книге по отдельному лицевому счету маточного поголовья крупного рогатого скота; ведение личного подсобного хозяйства на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения такого хозяйства гражданином, и земельный участок которого зарегистрирован в регистрирующем органе.
Как видно из материалов дела, в 2011 году Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия перечислило ответчику Найминовой К.Э. субсидию в размере <…> руб. на возмещение затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота в количестве <…> головы из расчета 2000 руб. на 1 голову. Субсидия была предоставлена за счет средств республиканского бюджета, источником образования которых являлась межбюджетная субсидия, предоставленная Республике Калмыкия из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 года № 179.
В документах на предоставление субсидии Найминова К.Э. указала, что является главой ЛПХ, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, <…> район, с. <…>, <…>, д. <…>, лицевой счет ЛПХ № <…>, имеет в собственности <…> коровы, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги администрации <…> СМО (б/н).
Обращаясь в суд с иском, Министерство указало, что актом встречной проверки подтверждения данных выписок из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории <…> СМО на 1 января 2011 года от 22 марта 2012 года, и актом проверки соблюдения субъектом РФ в 2011 году бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджетов субъектов РФ, заключивших соглашения с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств от 29 марта 2012 года, проведенными Территориальным управлением Росфиннадзора по Республике Калмыкия, установлены факты неправомерной выплаты субсидии на поголовье коров, которые фактически не числились по учету в похозяйственных книгах администрации <…> СМО, в том числе и Найминовой К.Э., что является нарушением бюджетного законодательства (нецелевое использование), Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» и влекут возврат, взыскание субсидий.
Так, в материалах дела имеется копия похозяйственной книги с лицевым счетом № <…> и по данному адресу первым указан глава хозяйства Н.Э.В., ответчик Найминова К.Э. указана по отношению к главе хозяйства родственницей. Из раздела 4 лицевого счета Найминова Э.В. видно, что согласно свидетельству № <…> от <…> года он имеет земельный участок, площадью <…> кв.м под индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, в заявлении Найминовой К.Э. от <…> года указано, что поголовье крупного рогатого скота находится в пос. <…>, ул. <…>, <…>. Между тем в заявлении на получение субсидии она указала адрес личного подсобного хозяйства: с. <…>, <…>, д. <…>.
При наличии указанных противоречий мировой судья не определил, имела ли ответчик Найминова К.Э. земельный участок, предоставлялся ли он ей для ведения личного подсобного хозяйства, не установил наличие учтенного по месту проживания и ведения личного подсобного хозяйства поголовья крупного рогатого скота, его количество.
Таким образом, суд не определил фактические обстоятельства дела, подлежащие исследованию, не предложил сторонам в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ представить доказательства в обоснование своих требований и возражений.
С учетом изложенного Президиум находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем решение мирового судьи судебного участка Целинного судебного района Республики Калмыкия от 30 апреля 2014 года и апелляционное определение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 18 июня 2014 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия
п о с т а н о в и л:
решение мирового судьи судебного участка Целинного судебного района Республики Калмыкия от 30 апреля 2014 года и апелляционное определение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 18 июня 2014 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационную жалобу представителя Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Шуптырова В.А. удовлетворить частично.
Председательствующий В.Л. Петренко