ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Смоленского областного суда
Президиум Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Войтенко В.П.
членов президиума: Батршина Р.Ю., Вислогузовой Г.Н., Коршуновой Л.А.,
ФИО1, ФИО2,
По докладу судьи Абрамовой Т.Н.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ УПФ РФ в Руднянском районе Смоленской области о назначении досрочной пенсии по старости, переданное для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции определением судьи Смоленского областного суда от 21 декабря 2015 года, изучив кассационную жалобу ФИО3, поступившую в суд 24 ноября 2015 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 25 сентября 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Руднянском районе Смоленской области о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В обоснование иска указал, что ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж периоды его работы водителем пожарного автомобиля в пожарной части ....
Решением Демидовского районного суда Смоленской области от 2 июня 2015 года иск ФИО3 удовлетворен. В специальный стаж истцу включены периоды его работы с 15.06.1988 по 29.10.1992, с 01.01.1993 по 31.12.1993, с 01.01.1996 по 14.05.1997, с 01.06.1997 по 31.12.1997, с 01.07.2004 по 31.12.2005 в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в должности водителя, которая соответствует должности водителя пожарного автомобиля, в Государственном учреждении «Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области». Суд обязал пенсионный орган назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 19 сентября 2014 года- с даты обращения с заявлением о назначении пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 25 сентября 2015 года решение суда первой инстанции отменено в части включения в специальный стаж истцу периода его работы в должности водителя в ... с 01.07.2004 по 31.12.2005 и назначении досрочной пенсии по старости с 19.09.2014. В этой части судом апелляционной инстанции принято новое решение- об отказе в иске. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО3 просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в иске, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
Дело истребовано в суд 25 ноября 2015 года, дело поступило в суд 4 декабря 2015 года.
Определением судьи Смоленского областного суда Абрамовой Т.Н. от 21 декабря 2015 года дело передано для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции- президиум Смоленского областного суда.
Заслушав доклад судьи Абрамовой Т.Н., объяснения ФИО4 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ГУ-УПФ РФ в Руднянском районе Смоленской области ФИО6, проверив материалы дела исходя из доводов кассационной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Закон внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Областной закон «О пожарной безопасности» принят Смоленской областной Думой 28 декабря 2004 года, предметом правового регулирования которого являются отношения в сфере пожарной безопасности на территории Смоленской области в пределах компетенции Смоленской области как субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы ( пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации №437 от 18 июня 2002 года утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы ( пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданское обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором поименована должность водителя пожарного автомобиля.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, правом на досрочную трудовую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданский обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть, только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации таким правом не обладают.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО3, с 6 апреля 2000 г. он работал водителем в ... Отряда Государственной противопожарной службы ..., который на основании приказа Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области ... переименован в Федеральное государственное учреждение Отряд государственной противопожарной службы ..., а на основании приказа ... в связи с ликвидацией Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области ... переподчинен Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области.
Отменяя решение суда первой инстанции в части зачета в специальный стаж истцу периода его работы с 1 июля 2004 года по 31 декабря 2005 года в должности водителя в ..., суд апелляционной инстанции, сославшись на статью 5 областного закона № 122-з от 28 декабря 2004 года «О пожарной безопасности», сделал вывод, что ФИО3 работал водителем в противопожарной службе субъекта, а потому, спорный период не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости по правилам подпункта 18 части 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Выводы суда в этой части являются ошибочными.
В статье 5 указанного выше областного Закона определен состав противопожарной службы Смоленской области, а организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности противопожарной службы Смоленской области должны быть определены положением о противопожарной службе Смоленской области, утверждаемым правовым актом Администрации Смоленской области.
Противопожарная служба субъекта создана с 1 января 2009 года и Положение о противопожарной службе Смоленской области утверждено Постановлением Администрации Смоленской области от 31.12.2008 № 779. При этом, и областным Законом ( статья 12) и указанным Положением (п.6.1) предусмотрено, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности противопожарной службы Смоленской области является расходным обязательством субъекта и осуществляется за счет средств областного бюджета и средств, поступающих из источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Из приказа ... которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №1309 от 09.11.2001 «О совершенствовании Государственного управления в области пожарной безопасности» утверждено Положения о Федеральном государственном учреждении – Отряд Государственной противопожарной службы ... ГУ ГО ЧС Смоленской области, не усматривается, что указанная противопожарная служба является противопожарной службой субъекта. Само Положение, действовавшее в спорный период, судом апелляционной инстанции не исследовалось, а потому, вывод суда апелляционной инстанции о реорганизации отряда федеральной противопожарной службы, в трудовых отношениях с которым состоял истец, в противопожарную службу субъекта, не основан на доказательствах.
Кроме того, как указал в кассационной жалобе заявитель, суд апелляционной инстанции в нарушение требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы доводов апелляционной жалобы и отменил решение суда первой инстанции в части, которая не обжаловалась пенсионным органом.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В апелляционной жалобе ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области ставился вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части включения в специальный стаж ФИО3 периода его работы с 01.01.2005 по 31.12.2005 и назначения досрочной пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции вышел за пределы доводов апелляционной жалобы, не указав в судебном постановлении для того мотивы, и отменил решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж большего периода- с 01.07.2004 по 31.12.2005.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы заявителя заслуживают внимания, поскольку допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без отмены апелляционного определения в обжалуемой заявителем части невозможно восстановить его нарушенные права.
Руководствуясь статьями 388,390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 25 сентября 2015 года в части отказа в иске о зачете в специальный стаж ФИО3 периода его работы с 01.07.2004 по 31.12.2005 в должности водителя ФГУ ОГПС ... ГУ ГО ЧС Смоленской области и отказа в назначении досрочной пенсии по старости с 19.09.2014 отменить, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий президиума
Смоленского областного суда В.П.Войтенко