ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-2038 от 18.09.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Глущенко В.Н. Дело № 44г-2038

ГСК Агибалова В.О.

Диденко И.А.

Диянов С.П. - докл.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

г. Краснодар 18 сентября 2013 года

Президиум Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Кисляка В.Ф.,

членов президиума: Мартыненко В.И., Николайчука И.А., Маняка Н.И., Загудаева Ю.Н., Епифанова В.М.,

при секретаре Герасимовой В.А.,

рассмотрев дело по заявлению Неличевой Е.Н. о признании недействующим нормативного правового акта в части, направленное в президиум определением судьи Краснодарского краевого суда Губской Л.П. от 13 августа 2013 года по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образовании г. Краснодар, поступившей 04 июня 2013 года, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 05 декабря 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2013 года,

заслушав доклад судьи Губской Л.П., объяснения представителя администрации муниципального образования г. Краснодар, учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, президиум

УСТАНОВИЛ:

Неличева Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Решения городской Думы г. Краснодара № 39 п. 3 от 23 октября 2003 года «Об утверждении проекта красных линий улиц ""» в части утверждения проекта красных линий "" незаконным, нарушающим ее права на приобретение земельного участка под объектом недвижимого имущества в собственность.

Требования обосновала тем, что ей на праве собственности принадлежат нежилые помещения № "" расположенные на первом этаже здания литер "" общей площадью "" кв.м по "" Она обратилась в администрацию муниципального образования г. Краснодар через муниципальное казенное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Краснодарский многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка по вышеуказанному адресу для эксплуатации магазина. Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар отказал ей в предоставлении испрашиваемого земельного участка, по причине расположения его за красной линией застройки.

Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар в письме от 28 августа 2012 года разъяснил, что красная линия по "" в районе дома "" установлена Решением городской Думы г. Краснодара № 39 п. 3 от 23 октября 2003 года.

В судебном заседании представитель Неличевой Е.Н. уточнила исковые требования, просила признать недействующим Решение городской Думы г. Краснодара № 39 п. 3 от 23 октября 2003 года «Об утверждении проекта красных линий улиц ""» с учетом изменений, внесенных Решениями городской Думы г. Краснодара от 27 марта 2008 года № 39 п. 12, от 26 февраля 2009 года № 53 п. 7, от 21 мая 2009 года № 56 п. 27, от 22 марта 2012 года № 28 п. 25, в части утверждения проекта красной линии "" г. "".

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 05 декабря 2012 года иск удовлетворен.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2013 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар просит отменить судебные постановления, считая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Дело истребовано в краевой суд 24 июня 2013 года, передано дело на изучение судье 24 июля 2013 года.

Обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, президиум считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Из материалов дела следует, что Неличевой Е.Н. на праве собственности принадлежат нежилые помещения "" здания с пристройкой литер А, А1 общей площадью 60,0 кв.м по адресу: г. < Ф.И.О. >1, "" (""), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выданным 22 января 2001 года.

"" < Ф.И.О. >14 обратилась в администрацию муниципального образования г. < Ф.И.О. >1 через муниципальное казенное учреждение муниципального образования г. < Ф.И.О. >1 «Краснодарский многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0306043:211 площадью 75 кв.м для эксплуатации магазина по "" в г. < Ф.И.О. >1.

Ответом директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар № 24276.26 от 23 мая 2012 года Неличевой Е.Н. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, по причине расположения его за красной линией застройки.

На обращение в департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар Неличева Е.Н. получила ответ № 29/7267 от 28 августа 2012 года, которым разъяснено, что красная линия по "" в районе дома "" установлена решением городской Думы г. Краснодара № 39 п. 3 от 23 октября 2003 года.

Ст. 251 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативно правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Удовлетворяя требования Неличевой Е.Н. о признании недействующим Решения городской Думы Краснодара № 39 п. 3 от 23 октября 2003 года «Об утверждении проекта красных линий улиц ""» с учетом изменений, внесенных Решениями городской Думы Краснодара от 27 марта 2008 года № 39 п. 12, от 26 февраля 2009 года п. 7, от 21 мая 2009 года № 56 п. 27, от 22 марта 2012 года № 28 п. 25, в части утверждения проекта красной линии "" "", суд первой инстанции указал на требования ст. 254 ГПК РФ и признал, что оспариваемое решение нарушает право заявительницы на приобретение участка под объектом недвижимости, находящимся в ее собственности.

Суд второй инстанции согласился с решением суда первой инстанции.

Президиум считает выводы судебных инстанций ошибочными.

Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В решении суда не указано, какому именно закону противоречит оспариваемое решение городской Думы Краснодара.

Ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Согласно п. 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утверждённой постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 года № 18-30, при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

Оспариваемое Решение городской Думы принято в соответствии с Концепцией долгосрочного развития генерального плана города Краснодара до 2025 года, утверждённой решением городской Думы Краснодара от 10 декабря 2002 г. № 29 п. 9 «Об утверждении Концепции долгосрочного развития генерального плана г. Краснодара на 2025 год», а также с Генеральным планом развития города Краснодара, утверждённым решением Городской Думы Краснодара от 26 февраля 2004 года № 46 п. 2 с целью обеспечения реконструкции улиц - увеличения их пропускной способности для транспорта и пешеходов на долгосрочную перспективу, а также обеспечение комфортных условий проживания в прилегающих жилых кварталах и микрорайонах, указанных в оспариваемом решении, в том числе - по "".

Вместе с тем, утвержденный Решением городской Думы Краснодара от 23 октября 2003 года № 39 п. 3 проект красных линий является градостроительной документацией и не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков к территориям общего пользования. В этом случае проекты красных линий могут использоваться как основание для последующего принятия исполнительным органом решений об изъятии или резервировании земельных участков для реализации муниципальных нужд в установленном законом порядке. Кроме того, оспариваемое решение городской Думы принято в 2003 году, а Градостроительный кодекс РФ, которому, по мнению Неличевой Е.Н., не соответствует оспариваемое решение, был указан в более поздней редакции (от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ).

Ст. 58 Градостроительного кодекса РФ от 07 мая 1998 года (в редакции Федеральных законов от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ и от 10 января 2003 года № 15-ФЗ) устанавливает, что проекты планировки - градостроительная документация, разработанная для частей территорий городских и сельских поселений и определяющая в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры, что красные линии и линии регулирования застройки являются элементом проектов планировок. Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения.

Ч. 3 указанной статьи устанавливает, что проект планировки является основой для разработки проектов межевания территорий, проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.

В соответствии с п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Обязательность проведения публичных слушаний в отношении утверждения красных линий предусмотрена в Градостроительном кодексе от 29 декабря 2004 года и была предусмотрена в предыдущей редакции Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 07 мая 1998 года (в редакции Федеральных законов от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ и от 10 января 2003 года № 15-ФЗ), действовавшей на дату принятия оспариваемого Решения.

Заявитель считает, что утвержденный Решением городской Думы Краснодара проект красных линий является градостроительной документацией и не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков к территориям общего пользования. В этом случае проекты красных линий могут использоваться как основание для последующего принятия исполнительным органом решений об изъятии или резервировании земельных участков для реализации муниципальных нужд в установленном законом порядке. Частично оспариваемое заявителем решение городской Думы г. Краснодара об установлении проектов красных линий само по себе не создает препятствий к фактическому владению и использованию соответствующим земельным участком до прекращения действия гражданско-правовых оснований для такого владения и пользования в установленном законом порядке.

По проекту постановления главы муниципального образования г. Краснодар «Об утверждении проекта планировки центральной части г. Краснодара» проведены публичные слушания. Заключение о результатах публичных слушаний по указанному вопросу было опубликовано 27 марта 2008 года в газете «Краснодарские известия».

Аналогичные действия, связанные с организацией и проведением публичных слушаний, были выполнены и при подготовке проекта постановления администрации муниципального образования город Краснодар «Об утверждении корректировки проекта планировки центральной части город Краснодар».

Постановление главы муниципального образования город Краснодар от 18 марта 2009 года № 815 «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара», а также постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 10 сентября 2010 года № 6839 «Об утверждении корректировки проекта планировки центральной части города Краснодара» были изданы в порядке, установленном действующим законодательством.

При разрешении спора судами не приняты во внимание вышеприведенные нормы, хотя они имели существенное значение для дела.

Учитывая изложенное, принятые по делу судебные постановления вынесены с нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, что в силу ст. 387 ГПК РФ является основанием для их отмены.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Кассационную жалобу удовлетворить.

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 05 декабря 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2013 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий В.Ф. Кисляк