ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан
по делу № 44г – 223 / 2018
г. Уфа 20 июня 2018 г.
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Тарасенко М.И.,
членов президиума Васильевой Е.Г., Иващенко В.Г.,
ФИО4, ФИО5,
ФИО6, ФИО7,
при секретаре Валеевой Р.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО8 к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на приобретение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на приобретение единовременной социальной выплаты,
переданное для рассмотрения определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гадиева И.С. от 5 июня 2018 г.,
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан ФИО9, поданной 3 апреля 2018 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гадиева И.С., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан ФИО10, поддержавшей доводы кассационной жалобы, ФИО8, его представителя ФИО11, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, президиум
установил:
ФИО8 обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее также – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее также - УФСИН России по РБ) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России, оформленного протоколом от 29 ноября 2016 г. №..., об отказе в постановке ФИО8 с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома; признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязании принять ФИО8 с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 8 января 2015 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходит службу в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №... УФСИН России по РБ» в должности главного инженера, имеет звание майора внутренней службы.
В целях реализации права на обеспечение жилым помещением он 14 июля 2014 г. обратился в ФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата).
Как стало известно из ответа на адвокатский запрос, решением комиссии ФСИН России от 29 ноября 2016 г. (протокол №...) ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила). Указано, что заявитель не предоставил информацию о постоянной регистрации сына ФИО1 до 27 июля 2012 г.
ФИО8 считал решение комиссии ФСИН России незаконным, поскольку данная информация не была представлена им по независящим от него обстоятельствам, в представленной им справке отдела адресно-справочной работы Управления ФМС России по Республике Башкортостан от 8 июля 2014 г. отмечено, что сведениями о предыдущем месте регистрации ФИО1 служба не располагает. Также ссылался на нарушение сроков рассмотрения его заявления.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы от 21 ноября 2017 г. в удовлетворении исковых требований ФИО8 к ФСИН России, УФСИН России по РБ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на приобретение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на приобретение единовременной социальной выплаты отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2018 г. решение Ленинского районного суда г. Уфы от 21 ноября 2017 г. отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом от 29 ноября 2016 г. №..., об отказе в постановке ФИО8 с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с 8 января 2015 г.;
за ФИО8 признано право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
на ФСИН России возложена обязанность принять ФИО8 с составом семьи из трех человек, в том числе, супругу ФИО2, сына ФИО1, дата ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 8 января 2015 г.
В поданной кассационной жалобе представитель ФСИН России и УФСИН России по РБ ФИО9 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2018 г., указывая, что документы, предусмотренные пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть обязательно приложены сотрудником к заявлению о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты; их отсутствие препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении; самостоятельно ФСИН России не имеет право запрашивать требуемые документы.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гадиева И.С. от 5 июня 2018 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО8 проходил службу в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №... УФСИН России по РБ» в должности главного инженера, имеет звание майора внутренней службы, проходил службу в системе ФСИН России с 25 ноября 2002 г.
ФИО8 состоит в зарегистрированном браке с ФИО2, от брака имеют сына ФИО1, дата ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истец зарегистрирован и проживает вместе с супругой и сыном в квартире по адресу: г. Уфа, адрес, площадью 44,6 кв.м, собственником квартиры является ФИО3 - мать супруги истца.
14 июля 2014 г. ФИО8 обратился в ФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России от 29 ноября 2016 г., оформленным выпиской из протокола №..., ФИО8 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно в связи с непредставлением информации о постоянной регистрации несовершеннолетнего сына до 27 июля 2012 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований Правил предоставления единовременной социальной выплаты при подаче заявления о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцом не была представлена справка о регистрации по месту жительства сына истца ФИО1 до 27 февраля 2012 г.; в отсутствие регистрации по месту жительства не было предоставлено свидетельство о регистрации по месту пребывания, как того требует подпункт «б» пункта 5 Правил; у органов ФСИН России отсутствует право самостоятельного сбора документов для постановки сотрудника на учет, в связи с чем у комиссии ФСИН России не имелось правовых оснований для постановки ФИО8 на учет для получения единовременной социальной выплаты при обращении с рапортом.
Отклоняя доводы истца о нерассмотрении ответчиком заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в установленный трехмесячный срок, суд указал, что данное обстоятельство не является юридически значимым, поскольку правовые основания для требуемой льготы отсутствуют, истцом не заявлены требования об оспаривании бездействия ответчика.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции сослался на положения статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления единовременной социальной выплаты и пришел к выводу, что решение комиссии ФСИН России об отказе ФИО8 в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты является необоснованным и не соответствующим положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что несовершеннолетний ребенок истца – ФИО1 – до 27 июля 2012 г. не имел регистрации как по месту жительства, так и по месту пребывания, в связи с чем истец не имел возможности получить выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов по какому-либо иному месту жительства несовершеннолетнего, кроме квартиры по месту своей регистрации, являвшейся также местом регистрации ребенка. В качестве документа, подтверждающего невозможность получения ФИО8 по не зависящим от него причинам выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов, предоставлена справка отдела адресно-справочной работы Управления ФМС России по Республике Башкортостан от 8 июля 2014 г. с отметкой о регистрации ФИО1 по месту жительства с 27 июля 2012 г. и указанием об отсутствии иных сведений о его регистрации.
На основании изложенных обстоятельств судебная коллегия пришла к выводу, что решение комиссии ФСИН России не соответствует закону и нарушает права истца на получение единовременной социальной выплаты, поскольку истцом предоставлены все документы, предусмотренные пунктом 5 Правил.
Президиум считает, что данные выводы апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б» пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з» пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Судом апелляционной инстанции приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям не применены.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке ФИО8 на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации о регистрации ребенка по месту жительства за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Делая вывод о том, что такой отказ не соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд апелляционной инстанции не учел, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Между тем несоблюдение ФИО8 установленных названными Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредставление им сведений о регистрации ребенка по месту жительства за последние 5 лет до подачи рапорта, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у ФИО8 оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Нельзя признать правильным и вывод суда апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что местом жительства сына истца ФИО12 должно быть признано место жительства его родителей, в связи с чем отсутствие документов со сведениями о регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства или месту пребывания за последние пять лет не препятствует реализации права истца на получение единовременной социальной выплаты. Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется понятие «место жительства несовершеннолетних граждан или граждан, находящихся под опекой» - это место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Однако при решении вопроса о постановке ФИО8 с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетнего ребенка ФИО1 в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представление ФИО8 вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (в том числе и несовершеннолетнего ребенка) за последние 5 лет до подачи заявления (рапорта) в комиссию.
В связи с этим выводы суда апелляционной инстанции о несоответствии решения комиссии ФСИН России об отказе ФИО8 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения, и о наличии у ФИО8 права быть принятым на такой учет на основании поданного им соответствующего рапорта, являются неправомерными.
Учитывая изложенное, апелляционное определение нельзя признать законным, так как оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене, а гражданское дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, верно применить нормы материального права и принять решение в строгом соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан,
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2018 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Председательствующий М.И. Тарасенко
...
...
...