44г-23/15
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Волгоградского областного суда
г. Волгоград 11 марта 2015 года
Президиум Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Подкопаева Н.Н.,
членов президиума: Сарницкого С.Н., Туленкова Д.П., Чаркина С.А., Касьяна В.М., ФИО1, ФИО2, ФИО3,
при секретаре Чугуновой М.В.,
на основании определения судьи Волгоградского областного суда Клиничевой Г.В. от 25 февраля 2015 года о передаче кассационной жалобы с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и по докладу судьи Волгоградского областного суда Клиничевой Г.В.
рассмотрев, истребованное по поступившей 29 декабря 2014 года кассационной жалобе ФИО4 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 июня 2014 года,
гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному Казенному Учреждению «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» (далее по тексту ГКУ «ЦСЗН по Кировскому району Волгограда») о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с иском к ГКУ «ЦСЗН по Кировскому району Волгограда» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что она является получателем трудовой пенсии за выслугу лет, а также награждена ведомственным знаком отличия в труде Почетной грамотой Федерального медико-биологического агентства.
Ответчик отказал ей в присвоении звания «Ветеран труда» по тому основанию, что представленная Почетная грамота Федерального медико-биологического агентства не соответствует требованиям, предъявляемым к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку Федеральное медико-биологическое агентство является подведомственным органом и не имеет полномочия учреждать знаки отличия в труде.
Данный отказ истец сочла незаконным, нарушающим ее право на получение мер социальной поддержки, установленных для лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда», при этом полагала, что Федеральное медико-биологическое агентство является федеральным органом исполнительной власти, Почетная грамота Федерального медико-биологического агентства является ведомственным знаком отличия в труде и дает право на присвоение ей звания «Ветеран труда».
Решением Кировского районного суда г. Волгограда от 16 апреля 2014 года исковые требования ФИО4 были удовлетворены.
Отказ ГКУ «ЦСЗН по Кировскому району Волгограда» № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ года признан незаконным, на ответчика возложена обязанность направить в Министерство социальной защиты населения Волгоградской области ходатайство о присвоении ФИО4 звания «Ветеран труда».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 июня 2014 года решение суда отменено, по делу принято новое решение об отказе ФИО4 в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, оставив в силе решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства» ФИО5, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Комитета социальной защиты населения Волгоградской области ФИО6, президиум приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции, которые выразились в следующем.
Положение подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
При разрешении спора судом установлено, что приказом руководителя Федерального медико-биологического агентства № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 награждена Почетной грамотой Федерального медико-биологического агентства за многолетний добросовестный труд по оказанию медицинской помощи работникам предприятий и населению и в связи с празднованием Дня медицинского работника.
Письмом заместителя директора ГКУ «ЦСЗН по Кировскому району Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ № № <...> истцу отказано в удовлетворении ходатайства о присвоении ей звания «Ветеран труда», в связи с тем, что Почетная грамота Федерального медико-биологического агентства не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из наличия необходимого трудового стажа и того, что Почетная грамота Федерального медико-биологического агентства является ведомственным знаком отличия в труде и дает право на присвоение ей звания «Ветеран труда», поскольку Федеральное медико-биологическое агентство является федеральным органом исполнительной власти и наделено полномочием по утверждению ведомственных знаков отличия в труде.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении иска, указал на то, что награждения ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», должны быть произведены федеральным органом государственной власти, каковым Федеральное медико-биологическое агентство не является и не наделено правом учреждать ведомственные знаки отличия в труде.
Согласиться с таким выводом суда апелляционной инстанции нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Федеральное медико-биологическое агентство включено в структуру федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 206, и в редакции, действовавшей в момент награждения истца Почетной грамотой, и в редакции, действующей в настоящее время, Федеральное медико-биологическое агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения.
Исходя из изложенного вывод суда апелляционной инстанции о том, что Федеральное медико-биологическое агентство не является федеральным органом государственной власти, является ошибочным.
Кроме того, судебная коллегия не учла положения ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», которая к ветеранам труда относит определенные категории лиц, в том числе лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Положения Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержат нормативно-определенного понятия «ведомственный знак отличия в труде».
Между тем, правовой смысл подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ).
В Волгоградской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» урегулированы Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Главы администрации
Волгоградской области от 5 июля 2005 года № 649.
Согласно подп. «а» п. 1 указанного Положения, звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Волгоградской области, независимо от прекращения ими трудовой деятельности, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются документы, подтверждающие: а) награждение орденом или медалью либо присвоение почетного звания СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственным знаком отличия в труде; б) трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно пункту 6.8 указанного Положения, Федеральное медико-биологическое агентство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.
В подтверждение того, что Федеральное медико-биологическое агентство не наделено полномочиями правом учреждать ведомственные знаки отличия в труде, судебная коллегия сослалась на письмо департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития России № 18-5/1555 от 18 мая 2012 года.
Между тем, судебной коллегией оставлено без внимания письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 января 2013 года № 12-1/10/2-27 «Об утверждении Федеральным медико-биологическим агентством ведомственных знаков отличия в труде», согласно которому Федеральное медико-биологическое агентство наделено полномочием по утверждению ведомственных знаков отличия в труде, при наличии которых, а также при соблюдении прочих условий лицам, награжденным указанными знаками, могут присваиваться звания «Ветеран труда».
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем, могут быть исправлены только посредством отмены обжалуемого судебного постановления.
Согласно ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Поименованные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела ограничился лишь проверкой обстоятельства того, является ли Почетная грамота Федерального медико-биологического агентства ведомственным знаком отличия, и оставил без проверки и оценки обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения дела – наличие у ФИО4 второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда», апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 июня 2014 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 июня 2014 года по гражданскому делу по иску ФИО4 к Государственному Казенному Учреждению «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий подпись Н.Н. Подкопаев
Верно: Судья Волгоградского областного суда Г.В. Клиничева