Суд первой инстанции Лобанова Н.Ю.
Суд апелляционной инстанции Марисов А.М., Уварова В.В., Миркина Е.И.
№44г-24/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Томского областного суда
г. Томск 29 апреля 2019 года
Президиум Томского областного суда в составе:
председательствующего Полякова В.В.,
членов президиума: Ахвердиевой И.Ю., Батуниной Т.А., Жолудевой М.В., Сотникова А.В., Уваровой Т.В.
рассмотрел истребованное по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Томска от 07 марта 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12 октября 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Томского областного суда Залевской Е.А., президиум Томского областного суда
установил:
ФИО1 обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в Томском районе Томской области (межрайонное), пенсионный орган), просила суд:
-признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) от 18.07.2017 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии;
-включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: с 01.12.1992 по 16.05.1993, 02.08.1993 по 20.10.1993, 01.01.2013 по 31.12.2013;
-обязать ответчика назначить страховую пенсию досрочно с даты обращения -14.04.2017 (листы дела 3-7).
В обоснование указывала, что 14.04.2017 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как женщина, родившая двух и более детей, достигшая возраста 50 лет и имеющая на дату обращения 17 календарных лет страхового стажа в районах, приравненных к районам Крайнего Севера и более 20 лет общего страхового стажа. Полагала, что решением ответчика в льготный «северный» стаж необоснованно не включены периоды её работы с 01.12.1992 по 16.05.1993 и с 02.08.1993 по 20.10.1993 в качестве технички в МПЧ «Берёзка», располагавшемся на территории Бакчарского района, с 01.01.2013 по 31.12.2013 - в качестве уборщика служебных помещений ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Бакчарского района».
Решением Советского районного суда г. Томска от 07.03.2018 в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12.10.2018 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 22.01.2019 и поступивший 24.01.2019 в президиум Томского областного суда, ФИО1 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что не согласна с отказом судебных инстанций включить в льготный «северный» стаж периоды её работы с 01.12.1992 по 16.05.1993 и с 02.08.1993 по 20.10.1993 в МЧП «Берёзка». При обращении с заявлением о назначении пенсии 14.04.2017 она предоставляла в целях подтверждения данного стажа справку работодателя, и ответчик имел возможность самостоятельно проверить информацию о том, что МЧП «Березка» расположено в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку сведения об указанной организации в пенсионном органе имелись и имеются. Также ответчик мог запросить соответствующие сведения в порядке информационного взаимодействия в муниципальном архиве Администрации Бакчарского района. Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, ей при обращении с заявлением о назначении пенсии не было разъяснено о необходимости предоставления дополнительных документов о местонахождении МЧП «Березка».
Полагает, что период с 01.01.2013 по 31.12.2013 также подлежит включению в льготный стаж, поскольку она на основании гражданско-правового договора работала в указанное время уборщиком служебных помещений в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Бакчарского района», сведения об этом имелись и имеются в системе персонифицированного учёта пенсионного органа. ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Бакчарского района» не передал в пенсионный орган сведения о коде местности Крайнего Севера, однако ненадлежащие исполнение работодателем и пенсионным органом своих обязанностей в сфере персонифицированного учета стажа, не может нарушать её право на включение данного периода в стаж работы в целях досрочного назначения пенсии.
07.02.2019 дело поступило в суд кассационной инстанции по запросу от 01.02.2019.
Определением судьи Томского областного суда Залевской Е.А. от 29.03.2019 кассационная жалоба ФИО1 вместе с делом передана для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции – президиум Томского областного суда.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, просили дело рассмотреть без их участия в судебном заседании, в связи с чем президиум Томского областного суда, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Пересмотр в кассационном порядке судебных актов, вступивших в законную силу, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее правовой природе и предназначению.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, президиум Томского областного суда пришёл к выводу о том, что такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 2, 3 постановления от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение суда является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению; обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1); суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Таким образом, решение суда следует считать законным и обоснованным, при условии полного исследования всего предмета доказывания с установлением всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, и при правильном применении норм материального и процессуального права.
Данные требования судебными инстанциями не выполнены.
Частью 1 статьи 4, частями 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (здесь и далее- в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Согласно частям 1,2 статьи 22 того же Федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 14.04.2017 истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-УПФ РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) от 18.07.2017 №538/80403/17 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием у ФИО1 стажа работы необходимой продолжительности, дающего право на досрочное установление пенсии. При этом из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18.07.2017 №538 следует, что в льготный («северный») стаж ФИО1 включено 15 лет 5 месяцев 13 дней, а периоды работы с 01.12.1992 по 16.05.1993, с 02.08.1993 по 20.10.1993, с 01.01.2013 по 31.12.2013 в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, не зачтены (листы дела 22-32).
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца в МЧП «Березка», имевшие место с 01.12.1992 по 20.10.1993 не указаны в трудовой книжке истицы, сведений о том, что данное предприятие расположено в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, ответчику не представлено; доказательств, подтверждающих выполнение истицей работы в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в режиме полного рабочего дня истицей не представлено, а суммирование работы ФИО1 в нескольких организациях одновременно, в данном случае в ООО «СДС-Томь» и ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Бакчарского района», действующим законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции, оставляя указанный судебный акт без изменения, дополнительно указав, что в сведениях персонифицированного учёта данные о коде льготной работы истицы в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы заслуживают внимания в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Реализуя гарантированное ей право на судебную защиту, ФИО1 обратилась в суд за разрешением спора, поставив перед судом вопрос о правомерности отказа пенсионного органа во включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и о наличии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Данные обстоятельства являлись предметом судебной проверки, что обязывало суд, полно, всесторонне и объективно рассматривая возникший спор оценить действия пенсионного органа, представленные суду доказательства и разрешить вопрос о праве истицы на включение в льготный («северный») стаж спорных периодов и наличии у неё права на назначение пенсии с 14.04.2017.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных во исполнение приведённой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 (далее-Правила подсчёта № 1015), установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При рассмотрении дела судами установлено, что согласно справке выданной МЧП «Березка» от 20.10.1993, ФИО1 работала в МЧП «Березка» в должности технички с 01.12.1992 (приказ №4 от 01.12.1992) по 20.10.1993 (приказ №12 от 20.10.1993).
Данный период работы истца в МЧП «Березка» в трудовой книжке АТ-Ш №4632542 от 08.04.1986 не отражен, однако данная справка предоставлялась истицей при обращении с заявлением о назначении пенсии 14.04.2017 и приложена к указанному заявлению (листы дела 10-17, 33-43,52).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Статьёй 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов» (часть 7).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 8).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее-Перечень).
Согласно пункту 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
Согласно подпункту «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Также в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсия», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила ).
Пунктом 22 Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил).
Из системного толкования указанных положений закона следует, что пенсионный орган самостоятельно истребует необходимые для назначения пенсии документы в случае, если такие документы находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Отказывая ФИО1 во включении в льготный («северный») стаж периода работы в МЧП «Берёзка», суды не учли вышеприведенные нормы права, в связи с чем оставили без внимания и оценки те обстоятельства, что на справке от 20.10.1993 имеется оттиск печати МЧП «Березка» с указанием на место нахождение данного предприятия в с. Бакчар Томской области, а сведения о том, что МЧП «Березка» располагалось на территории Бакчарского района, имелись в муниципальном архиве администрации Бакчарского района, о чём суду в ходе судебного разбирательства также представлена справка от 21.11.2017 (лист дела 53).
Кроме того, судебные инстанции не проверили и не указали в обжалуемых судебных актах, обязан ли был пенсионный орган самостоятельно истребовать сведения о нахождении МЧП «Берёзка» на территории Бакчарского района Томской области и не разрешили вопрос о зачёте периода работы ФИО1 в МЧП «Берёзка» в льготный («северный) стаж истицы при условии выполнения соответствующей обязанности.
Выводы судов на отсутствие оснований для включения в соответствующий стаж периода работы истца с 01.01.2013 по 31.01.2013, также основаны на ошибочном толковании материального закона.
Из материалов дела следует, что истец в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 наряду с работой по трудовому договору в ООО «СДС-Томь» на 0,85 ставки, на основании договоров подряда от 09.01.2013 №1/13, 01.02.2013 №2/13 01.03.2013 №3/13, 01.04.2013 №4/13, 01.05.2013 №5/13, 01.06.2013 №6/13, 01.07.2013 №7/13, 01.08.2013 №8/13, 01.09.2013 №9/13, 01.10.2013 №10/13, 01.11.2013 №11/13, 01.12.2013 №12/13, заключенных с ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Бакчарского района», оказывала услуги по уборке помещений и территории указанного учреждения (листы дела 77-100).
Из выписки из лицевого счета застрахованного лица на ФИО2 от 16.04.2017 следует, что в период работы истца с 01.01.2013 по 31.12.2013, отчисление страховых взносов на страховую часть пенсии осуществляло как ООО «СДС-Томь», так и ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Бакчарского района» (листы дела 61-73).
При этом из искового заявления, пояснений суду первой инстанции от 20.02.2018, следует, что ФИО1 ссылалась на то, что одновременно с работой в ООО «СДС-Томь» работала в 2013 году по гражданско-правовым договорам в ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Бакчарского района», которое находилось на территории, приравненной к районам Крайнего Севера.
Рассматривая спор в указанной части, суды верно указали, что соответствующий период работы в ООО «СДС-Томь» зачёту в льготный («северный стаж») не подлежит, поскольку осуществлялась истицей на 0,85 ставки, то есть в течение неполного рабочего дня. Данный вывод кассатором не оспаривается.
В качестве правового обоснования данного вывода суды сослались на пункты 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, правильно применив данные нормы к периоду работы истицы в ООО «СДС-Томь». Правильно указав на то, что суммирование работы истца в ООО «СДС-Томь» и в ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Бакчарского района» в целях установления факта работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, действующим законодательством не предусмотрено, суды не приняли во внимание следующее.
Право на трудовую пенсию согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с указанным федеральным законом и нетрудоспособные члены их семей. К числу застрахованных лиц согласно статье 7 того же Федерального закона относятся, в том числе работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что к числу застрахованных лиц согласно статье 7 Федерального закона № 167-ФЗ относятся, в том числе работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг) ( пункт 7).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации
Пунктом 13 Правил подсчета №1015 установлено, что периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора гражданско-правового характера, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случае если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Пунктом 43 Правил подсчёта № 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н.
Пункт 48 Правил подсчёта № 1015 закрепил презумпцию выбора наиболее выгодного варианта пенсионного обеспечения, которая предполагает, что в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере.
Данная презумпция обязывает пенсионный орган при наличии в своем распоряжении необходимых сведений выбрать наиболее выгодный для гражданина вариант, не истребуя у него какого-либо дополнительного согласия, что отвечает интересам обратившегося гражданина.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судебные инстанции данные требования материального закона не применили, не разрешили вопрос о возможности включения пенсионным органом в льготный стаж истицы периода 2013 года как периода оказания ФИО1 услуг по гражданско-правому договору с ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Бакчарского района» при том, что ответчик имел сведения об уплате указанной организацией страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы истца, которая настаивала на том, что лица, работающие по договорам гражданско-правового характера в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, вправе претендовать на включение соответствующих периодов в льготный («северный») стаж для получения права на назначение пенсии досрочно, судом апелляционной инстанции также не рассмотрены.
Отсутствие в выписке персонифицированного учёта кода территориальных условий (МКС), вопреки указанию суда апелляционной инстанции, не может рассматриваться в качестве основания для исключения спорного периода работы истца из льготного (северного) стажа, поскольку противоречит приведённым номам права.
В силу части 2 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Постановлением Совета Министров СССР от 3.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Бакчарский район Томской области отнесён к районам, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, факт расположения ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Бакчарского района» на территории Бакчарского района Томской области на момент заключения между ним и истицей гражданско-правовых договоров, должно было быть проверено как юридически значимое обстоятельство судами на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, что сделано не было.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Поскольку суд апелляционной инстанции не выполнил требования, предусмотренные частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не учел разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил, не привёл выводов по результатам рассмотрения доводов апелляционной жалобы ФИО1, аналогичных изложенным в кассационной жалобе, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать отвечающим требованиям статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального и материального права следует признать существенными, так как они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участвующих в деле лиц.
С учетом изложенного в целях устранения допущенных нарушений и защиты нарушенных прав и законных интересов заявителя, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), президиум Томского областного суда находит необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12.10.2018 и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное и разрешить спор на основании норм материального, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Президиум Томского областного суда, руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12 октября 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии отменить.
Направить гражданское дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда.
Постановление президиума Томского областного суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий