Дело № 44г-25/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
президиума Ленинградского областного суда
Санкт-Петербург 09 апреля 2019 года
Президиум Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пучинина Д.А.,
членов президиума Кабировой Е.В., Морозова Н.А., Перфильева Г.В.,
ФИО1, ФИО2,
при секретаре Сидориной Д.Е.,
рассмотрев по поступившей в Ленинградский областной суд 10 января 2019 года кассационной жалобе Генерального директора муниципального предприятия муниципального образования Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области «Городская управляющая компания» - ФИО3 на решение мирового судьи судебного участка № 58 Ленинградской области от 29 июня 2018 года и апелляционное определение Приозерского городского суда Ленинградской области от 04 октября 2018 года гражданское дело № 2-715/2018 мирового судьи судебного участка № 58 Ленинградской области по иску Региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» в интересах ФИО4 к Муниципальному предприятию «Городская управляющая компания» о защите прав потребителя,
переданное на рассмотрение президиума Ленинградского областного суда определением судьи Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г. от 14 марта 2019 года,
установил:
Региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» обратилась к мировому судье судебного участка № 58 Ленинградской области с иском в защиту прав и законных интересов ФИО4 к Муниципальному предприятию «Городская управляющая компания» о взыскании убытков в размере 23616 рублей 06 коп. (за период с апреля 2015 года по март 2018 года – 3 года), неустойки за период с 16.04.2018 по 18.06.2018 в размере 23616 рублей 06 коп, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, а также в пользу Региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» и ФИО4 штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
В основание требований указала на то, что ответчик Муниципальное предприятие «Городская управляющая компания» (далее МП «ГУК») взимает плату за отопление жилого помещения круглогодично по нормативу потребления и в нарушение п. 42 (1) Приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, устанавливающих порядок расчета размера платы за отопление. Расчет платы осуществляет без учета коэффициента периодичности внесения платы, что увеличивает стоимость услуги. Размер платы за отопление при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(1): Pi = Si x (NT x K) x TT. При расчете платы за отопление по нормативу потребления равномерно в течение календарного года ответчик неправомерно пользуется формулой 2: Pi = Si x NT x TT, не применяя коэффициент периодичности (K) 8/12, чем увеличивает плату за отопление. Норматив потребления (NT) определяется с учетом отопительного периода и региональные власти не вправе устанавливать норматив потребления, который применяется равномерно в течение календарного года.
В суде представитель Региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» и ФИО4 поддержали иск по указанным в нем основаниям.
Представитель Муниципального предприятия «Городская управляющая компания» исковые требования не признал.
Решением мирового судьи судебного участка № 58 Ленинградской области от 29 июня 2018 года исковые требования Региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» в интересах ФИО4 удовлетворены частично.
С Муниципального предприятия «Городская управляющая компания» в пользу ФИО4 взысканы убытки в размере 23616 рублей 06 коп, неустойка за период с 16 апреля 2018 года по 18 июня 2018 года в размере 23616 рублей 06 коп., компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 13058 рублей 03 коп., а также в пользу Региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 13058 рублей 03 коп.
С Муниципального предприятия «Городская управляющая компания» в доход МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области взыскана госпошлина в размере 1916 рублей 96 коп.
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 04 октября 2018 года решение мирового судьи судебного участка № 58 Ленинградской области от 29 июня 2018 года оставлено без изменения.
С Муниципального предприятия «Городская управляющая компания» в пользу ФИО4 взысканы расходы на представителя в размере 2000 рублей.
В кассационной жалобе представитель ответчика Муниципального предприятия «Городская управляющая компания» (далее МП «ГУК») просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение принято при неправильном применении и толковании норм материального права. Норматив потребления коммунальных услуг по тепловой энергии, действующий на территории Ленинградской области, установлен с учетом круглогодичной системы оплаты потребления тепловой энергии, начисление платы за отопление по формуле, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, без дополнительного учета коэффициента периодичности, является правомерным. Применение при расчетах формулы, предусматривающей коэффициент периодичности внесения платы за коммунальную услугу по отоплению, приведет к двойному применению указанного коэффициента, и, как следствие, к значительному занижению данных о фактически полученных объемах коммунального ресурса.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 24 января 2019 года судьей Ленинградского областного суда данное гражданское дело было истребовано, поступило в Ленинградский областной суд 06 февраля 2019 года и передано на рассмотрение президиума Ленинградского областного суда определением судьи от 14 марта 2019 года.
В отзыве на кассационную жалобу МП «ГУК» Акционерное общество «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» полагает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции подлежащими отмене в полном объеме. Применение в данном случае формулы 2(1) приложения № 2 к Правилам № 354 необоснованно, поскольку указанные нормативы по отоплению уже рассчитаны с учетом коэффициента периодичности, а значит последующее повторное применение указанного коэффициента приводит к занижению подлежащего оплате потребителями объема коммунальной услуги по отоплению, установленного Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 № 313, что противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и ведет к неосновательному обогащению потребителя.
Заслушав доклад судьи Логовеевой Е.Г., возражения ФИО4, полагавшей решение суда законным, а доводы жалобы не обоснованными, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, президиум Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При проверке дела установлено, что такие существенные нарушения норм материального права были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
Из установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств и материалов дела следует, что ФИО4 является собственником 1/3 доли жилого помещения (л.д. 17-20 т.1), расположенного в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, по адресу: г. <данные изъяты>, управление которым осуществляет МП «ГУК», предоставляя и коммунальную услугу по отоплению.
Начисление платы за коммунальную услугу отопление производится круглогодично по нормативу потребления.
Расчет платы, взимаемой с истца производится по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению равному 0,0173 Гкал/кв.м общей площади жилых помещений в месяц (как дома постройки 1946-1970 годов) и определяется по формуле: Pi = Si x NT x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что у истца ФИО4 отсутствует обязанность по оплате тепловой энергии в течение календарного года, неверное применение ответчиком формул при расчете услуги отопления, привело к образованию переплаты в спорный период, указав на необходимость определения платы, взимаемой с потребителей коммунальной услуги по отоплению в отношении указанного многоквартирного дома по установленной пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и приложением № 2 к данным Правилам формуле 2 (1): Pi = Si x (NT x K) x TT, где: К - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, составляющий для Ленинградской области 8/12.
Данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, сделаны при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Пунктами 2 и 2(1), приложения №2 к указанным Правилам предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2: Pi = Si x NT x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяются по формуле 2(1): Pi = Si x (NT x K) x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», к количеству месяцев в календарном году.
Согласно п. 2(2) приложения №2 к указанным Правилам, в случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2 и 2(1).
При этом, в данном п. 2(2) приложения №2 к указанным Правилам содержится указание на применение непосредственно формул, но не самых положений пунктов 2 и 2(1).
Вышеуказанная редакция Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, приложения №2, содержащего пунктами 2 и 2(1) с формулами 2 и 2.1, введена в действие Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603, которым установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
До вступления в силу настоящего Постановления пунктом 2 приложения № 2 к указанным Правилам было установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2:, где: - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная формула соответствует формуле 2 п. 2(2) приложения № 2 к указанным Правилам в действующей редакции.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» Правительством Ленинградской области 24.11.2010 издано Постановление № 313 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета», которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета. При определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению учтены конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома. В норматив отопления включен расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв.м площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги за период, равный продолжительности отопительного сезона, деленный на 12 месяцев.
Указанным Постановлением № 313 от 24.11.2010 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется потребителям равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Норматив потребления тепловой энергии для домов постройки 1946-1970 годов, определен в размере 0,0173 Гкал/кв.м общей площади жилых помещений в месяц.
При этом, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (в редакции, действовавшей на момент издания постановления Правительства Ленинградской области № 313 от 24.11.2010, действовавшей по состоянию на 30.06.2012 г. и по состоянию на 30.06.2016 ), норматив отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) определялся по формуле:, где: - суммарный расход тепловой энергии на отопление жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома, определенный как сумма показаний коллективных приборов учета за отопительный период (Гкал); S - общая площадь жилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома (кв. м).
Таким образом, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, расчет действующего норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в месяц в размере 0,0173 Гкал/кв.м на территории Ленинградской области (установленного на месяцы календарного года в среднемесячной величине 1/12 от суммарного потребления тепловой энергии), осуществлен как за период, равный продолжительности отопительного сезона 8 месяцев, деленный на 12 месяцев, то есть с учетом коэффициента периодичности 8/12, для начисления платы за отопление равномерно в течение календарного года.
Решений об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению, с действующего на территории Ленинградской области способа оплаты: равномерно в течение календарного года, на иной способ: в течение отопительного периода, а также об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в месяц, рассчитанного исходя из суммарного расхода тепловой энергии на отопление деленного на 8 месяцев отопительного сезона, к которому и мог быть применен коэффициент периодичности 8/12, на территории Ленинградской области в установленном порядке после 30.06.2016 не принималось.
В соответствии с действующим по состоянию на 30 июня 2012 года и по состоянию на 30 июня 2016 на территории Ленинградской области способом оплаты коммунальной услуги по отоплению: равномерно в течение календарного года и установленным нормативом потребления коммунальной услуги по отоплению в месяц, рассчитанным на месяц календарного года в среднемесячной величине 1/12 от суммарного потребления тепловой энергии, как за период, равный продолжительности отопительного сезона 8 месяцев, деленный на 12 месяцев, то есть с учетом коэффициента периодичности 8/12, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме, размер платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Ленинградской области определяется по формуле 2 приложения №2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 с применением тарифа, установленного постановлением Правительства Ленинградской области № 313 от 24.11.2010.
Правовые основания для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом тарифа, установленного постановлением Правительства Ленинградской области № 313 от 24.11.2010, с применением формулы 2(1) приложения № 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, то есть с фактическим повторным применением коэффициента периодичности 8/12 и необоснованным уменьшением платы за коммунальную услугу по отоплению на 1/3, отсутствуют.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению ответчиком для ФИО4 определен верно в соответствии с действующим на территории Ленинградской области способом оплаты коммунальной услуги по отоплению: равномерно в течение календарного года и установленным нормативом потребления коммунальной услуги по отоплению в месяц, рассчитанным на месяц календарного года в среднемесячной величине 1/12 от суммарного потребления тепловой энергии, как за период, равный продолжительности отопительного сезона 8 месяцев, деленный на 12 месяцев, то есть с учетом коэффициента периодичности 8/12, заявленный иск является необоснованным, нарушений прав истца как потребителя не допущено.
В силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку допущенные судом первой и апелляционной инстанции существенные нарушения связаны с неправильным применением норм материального права, президиум полагает возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь частью 9 статьи 386, частью 2 статьи 193 и статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ленинградского областного суда
постановил:
решение мирового судьи судебного участка № 58 Ленинградской области от 29 июня 2018 года и апелляционное определение Приозерского городского суда Ленинградской области от 04 октября 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ленинградской области» в интересах ФИО4 к Муниципальному предприятию «Городская управляющая компания» о защите прав потребителя, отказать.
Председательствующий Д.А. Пучинин
Мировой судья судебного участка № 58 Судья Приозерского районного суда
ФИО5 ФИО6
докладчик на президиуме Логовеева Е.Г.
Мировой судья судебного участка № 58 Судья Приозерского районного суда
ФИО5 ФИО6
докладчик на президиуме Логовеева Е.Г.