ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-25/2017 от 13.04.2017 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Суд первой инстанции: судья Абатского

районного суда Тюменской области Лихачева Н.В.Апелляционная инстанция:

Корикова Н.И. (предс.)Николаева И.Н. (докл.), Хамитова С.В.

пОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

город Тюмень «13» апреля 2017 года

Президиум Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

членов президиумас участием прокурора

ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5

рассмотрел поступившую в суд кассационной инстанции кассационную жалобу представителя администрации Абатского муниципального района Тюменской области ВОН, действующей на основании доверенности от <.......> года, на решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2016 года и истребованное по данной жалобе гражданское дело <.......> по иску прокурора Абатского района Тюменской области в интересах ШВМ, БНН, САА1, СИВ, ЧОН, ТАВ, ТЕМ, САА, ПВИ, ЗНЛ, ААП, ЧОМ, ПБГ, ЧВИ, ЗАД, ЧВР, ИНП, МАГ Аси МАГ, НГА к управлению ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, взыскании денежных средств, переданные для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции на основании определения судьи Чесноковой А.В. от «22» марта 2017 года.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения представителя администрации Абатского муниципального района Тюменской области – ВОН, действующей на основании доверенности <.......> от <.......> и поддержавшей доводы кассационной жалобы в полном объеме, возражения прокурора, полагавшего оставить обжалуемое заявителем судебное постановление – без изменения, а кассационную жалобу заявителя – без удовлетворения, президиум Тюменского областного суда

у с т а н о в и л:

Прокурор Абатского района Тюменской области обратился в суд с иском в интересах ШВМ, БНН, САА1, СИВ, ЧОН, ТАВ, ТЕМ, САА1, ПВИ, ЗНЛ, ААП, ЧОМ, ПБГ, ЧВИ, ЗАД, ЧВР, ИНП, МАГ, НГА, к Управлению ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области о признании бездействия, выразившегося в невключении в смету расходов на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения, незаконным, к администрации Абатского муниципального района Тюменской области и управлению ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района о взыскании солидарно денежных средств в пользу: ШВМ в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; БНН в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; САА1 в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; СИВ в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ЧОН в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ТАВ в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ТЕМ в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; САА1 в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ПВИ в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ЗНЛ в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ААП в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ЧОМ в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ПБГ в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ЧВИ в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ЗАД в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ЧВР в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; ИНП в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; МАГ в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>; НГА в размере <.......> руб., уплаченных по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки прокуратурой Абатского района по факту незаконного ограничения заявителей в праве на получение коммунальных услуг (водоснабжения), установлено, что в периоды с <.......> по <.......> и с <.......> по <.......> в <.......> проводился ремонт водопровода. При этом жилые дома, расположенные по <.......>, были отключены от старой системы центрального водоснабжения. Таким образом, водоснабжение в дома заявителей было приостановлено в связи с проведением ремонтных работ, подрядная организация за выполнение работ по подключению жилых домов (абонентов) к новой центральной системе водоснабжения потребовала с граждан денежные средства. Однако, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не может считаться расторжением договора. Следовательно, возложение на граждан обязанности нести расходы на оплату работ по подключению домов к центральной системе холодного водоснабжения является незаконным.

Решением Абатского районного суда Тюменской области от 14 июля 2016 года постановлено:

«Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать бездействие управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области, выразившегося в невключении в смету расходов на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения <.......>, незаконным.

Взыскать солидарно с администрации Абатского муниципального района Тюменской области и управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области в пользу:

ШВМ, проживающей по адресу: <.......>1, <.......>, денежные средств в размере <.......> (<.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

БНН, проживающего по адресу: <.......>2, <.......>, денежные средства в размере <.......> (<.......>) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

САА1, проживающей по адресу: <.......>1, <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

СИВ, проживающей по адресу: <.......>1, <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ЧОН, проживающей по адресу: <.......>2, <.......>, денежные средства в размере <.......> тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ТАВ, проживающей по адресу: <.......>2, <.......>, денежные средства в размере <.......> тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ТЕМ, проживающей по адресу: <.......>1, <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

САА, проживающей по адресу: <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ПВИ, проживающего по адресу: <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ЗНЛ, проживающей по адресу: <.......>, денежные средства в размере <.......>) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ААП, проживающего по адресу: <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ЧОМ, проживающей по адресу: <.......>1, <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ПБГ, проживающего по адресу: <.......>1, <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ЧВИ, проживающего по адресу: <.......>1, <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ЗАД, проживающего по адресу: <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ЧВР, проживающей по адресу: <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

ИНП, проживающей по адресу: <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

МАГ Аси МАГ, проживающей по адресу: <.......>2, <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>.

НГА, проживающей по адресу: <.......>, денежные средства в размере <.......> рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от <.......>».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2016 года решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 июля 2016 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель администрации Абатского муниципального района Тюменской области ВОН просит отменить вышеуказанные судебные постановления, принять по делу новое решение.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В связи с поступлением в суд кассационной инстанции Тюменского областного суда кассационной жалобы заявителя, <.......> судьёй Тюменского областного суда гражданское дело <.......> по иску прокурора Абатского района Тюменской области в интересах ШВМ, БНН, САА1, СИВ, ЧОН, ТАВ, ТЕМ, САА, ПВИ, ЗНЛ, ААП, ЧОМ, ПБГ, ЧВИ, ЗАД, ЧВР, ИНП, МАГ Аси МАГ, НГА к управлению ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, взыскании денежных средств, было истребовано в Тюменский областной суд и определением судьи кассационная жалоба представителя администрации Абатского муниципального района Тюменской области ВОН с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции – в президиум областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения судьи областного суда о возбуждении кассационного производства, президиум Тюменского областного суда считает, что принятые по делу решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2016 года – следует отменить в части признания бездействия управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области, выразившегося в невключении в смету расходов на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения <.......>, незаконным и взыскании денежных средств в пользу истцов с управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области, в указанной части принять решение об отказе в иске к данному ответчику, в остальной части решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2016 года - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Абатского муниципального района Тюменской области – оставить без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с принятыми судебными постановлениями в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права. Указывает, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопрос холодного водоснабжения населения решён путём заключения администрацией Абатского муниципального района договора аренды от <.......><.......> с ООО «Теплосервис <.......>», а также определением гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению - ООО «Теплосервис <.......>». При ремонте водопровода в <.......> переподключение к новой магистрали проводилось поэтапно, по мере готовности к эксплуатации отдельных участков центральной магистрали водопроводных сетей. Ремонт водопровода проходил путём параллельной прокладки нового трубопровода, что не могло быть причиной прекращения подачи воды по существующему старому водопроводу до ввода в эксплуатацию новой магистрали. Однако в ходе проведения ремонтных работ произошёл порыв старого водопровода на <.......>, и в целях временного и бесперебойного водоснабжения жителей вышеназванных улиц до момента переподключения к новой магистральной водопроводной сети были установлены временные водоразборные колонки. Таким образом, как указывает заявитель, администрацией Абатского муниципального района исполнена обязанность по организации водоснабжения в <.......>, в том числе в ходе исполнения муниципального контракта. Также указывает, что подводящие водопроводы к частным домам (квартирам) истцов в схему водоснабжения Ощепковского сельского поселения не входят и, соответственно, не являются муниципальной собственностью, а потому бремя расходов по его содержанию несёт собственник. Включение Управлением ЖКХ в смету расходов на ремонт водопровода в <.......> расходов на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению частных жилых домов будет являться незаконным и приведёт к нецелевому использованию бюджетных средств. Кроме того, заявитель указывает, что истцами был выбран более дорогой способ проведения сетей водопровода – горизонтальное бурение.

Президиум Тюменского областного суда находит выводы судов нижестоящих инстанций частично ошибочными по следующим основаниям.

Как правильно установлено судами и следует из материалов дела, водопроводное хозяйство (насосная станция пл. <.......> кв.м., сеть водопроводная и сооружения на ней), находящееся по адресу: <.......>, состоит на балансе Управления ЖКХ, транспорта и связи, является муниципальным имуществом.

Согласно договору <.......> аренды муниципального имущества от <.......>, управление имущественных отношений администрации Абатского муниципального района (арендодатель), управление ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района (балансодержатель) и ООО «Теплосервис <.......>» (арендатор), заключили договор, согласно которому администрация Абатского муниципального района передает, а ООО «Теплосервис <.......>» принимает в аренду имущество согласно приложению. Имущество передаётся для водообеспечения населения Абатского муниципального района, в том числе <.......>.

В соответствии с п.3.2.1 договора арендатор обязан эксплуатировать указанные системы и (или) объекты в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поставлять абонентам товары, оказывать услуги в сфере водоснабжения, при осуществлении деятельности с использованием указанных систем и (или) объектов обеспечивать возможность получения абонентами соответствующих товаров, услуг, а также подключать абонентов к указанным сетям, отдельным объектам указанных систем и (или) новым централизованным системам холодного водоснабжения, отдельным объектам указанных систем (том 1 л.д.189-194).

Согласно акту приёма-передачи муниципального имущества, передаваемого в аренду, балансодержателем управлением ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района передано в аренду ООО «Теплосервис <.......>» муниципальное имущество по водоснабжению, в том числе водопроводное хозяйство, протяженностью <.......> м. в <.......>.

Распоряжением администрации Абатского муниципального района от <.......> утверждена муниципальная программа «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспорта муниципального района на 2015-2017 годы».

Согласно техническим мероприятиям, указанным в программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в <.......>, включён ремонт сетей водоснабжения и ремонт водопроводных сетей (по инвестиционной программе).

В соответствии с заключённым между Управлением ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района и ООО «Сибирьгазсервис» муниципальным контрактом на выполнение работ <.......> от <.......>, ООО «Сибирьгазсервис» (Подрядчик) обязуется выполнить работу по ремонту водопровода <.......>, в соответствии с локальным сметным расчётом, управление ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района обязуется принять выполненные работы, обеспечить их оплату. Финансирование работ по настоящему контракту производится за счёт средств бюджета Абатского муниципального района.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьёй 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлен перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе организация водоснабжения населения; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В силу ч.ч.1,2,3,4 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», подключение объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления.

Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Договор о подключении к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При наличии технической возможности подключения (к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд руководствовался ст.ст. 426, 539-548 ГК РФ, ст. 3 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», и исходил из того, что истцы пользовались услугой по водоснабжению, до проведения ремонта были подключены к магистральной системе водоснабжения, производили оплату до момента прекращения подачи воды. Суд установил, что при составлении сметы расходов в рамках муниципального контракта должностные лица управления ЖКХ, транспорта и связи не включили в смету расходы на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе, в результате чего, истцы были вынуждены понести расходы по оплате строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома.

Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.

В то же время, суды в данном случае не учли, что в силу ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Не допускается отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке.

По настоящему гражданскому делу в соответствии с условиями муниципального контракта <.......> от <.......>, заключённого между Управлением ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района и ООО «Сибирьгазсервис», ООО «Сибирьгазсервис» (Подрядчик) обязуется выполнить работу по ремонту водопровода <.......>, в соответствии с локальным сметным расчётом, управление ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района обязуется принять выполненные работы, обеспечить их оплату. Согласно п. 3.4 конктракта финансирование работ по настоящему контракту производится за счёт средств бюджета Абатского муниципального района (л.д.23-32).

Президиум Тюменского областного суда находит вывод суда о взыскании денежных средств с администрации Абатского муниципального района Тюменской области правильным, постановленным в соответствии с действующим законодательством - ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6, ст. 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

В то же время, президиум Тюменского областного суда считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции о солидарном взыскании денежных средств с администрации Абатского муниципального района Тюменской области и управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области уплаченных истцами денежных средств по договорам на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению являются ошибочными, постановленными с нарушением норм материального права.

Так, взыскивая солидарно с администрации Абатского муниципального района Тюменской области и управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области уплаченные истцами денежные средства по договорам на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению, суд первой инстанции исходил из того, что в рамках муниципального контракта Управление ЖКХ, транспорта и связи не разрешило вопрос об организации надлежащего водоснабжения по существующей магистрали водоснабжения путём проведения её ремонта, в связи с чем жители <.......> остались без воды и были вынуждены организовать подключение водоснабжение жилых домов за свой счёт, путём подключения к новой магистрали и замене существующего подводящего водопровода, тогда как до проведения ремонта истцы пользовались услугой по водоснабжению, были подключены к магистральной системе водоснабжения, производили оплату до момента прекращения подачи воды.

Между тем, в данном случае согласно муниципальному контракту <.......> от <.......>, был предусмотрен ремонт водопровода <.......> в соответствии с локальным сметным расчетом к настоящему муниципальному конкракту (л.д.23-31). То есть в рамках данного муниципального контракта предусмотрены работы в определенном объеме в пределах выделенных средств, объем которых предусмотрен локальной сметой в контракте. Установление судом незаконности бездействий Управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области по невлючению в смету расходов на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения <.......> не влекут, по мнению президиума Тюменского областного суда, в данном случае за собой причинение ущерба в рамках контракта, поскольку распределение денежных средств производится из бюджета Абатского муниципального района и не входит в компетенцию Управления. В силу Положения об Управлении ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района, утвержденного решением Думы Абатского муниципального района от 15.04.2016г. <.......> действительно Управление является юридическим лицом, имеющим свой расчетный счет и другие счета в банках и иных кредитных учреждениях, гербовую печать. При этом в функции Управления в том числе входит формирование программных мероприятий и финансовых средств для реализации муниципальных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Из материалов дела следует, что муниципальная программа «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспорта муниципального района на 2015-2017 годы» была утверждена распоряжением администрации Абатского муниципального района от <.......> (т. 2 л.д.127-153).

Распоряжением Администрации Абатского муниципального района от 16.06.2015г. утвержден также перечень мероприятий по повышению надежности и эффективности работы инженерных систем ЖКХ и приведению их в технически исправное состояние по Абатскому району на 2015 год, в который входит ремонт водопровода <.......> (т.1, л.д.20-22).

Однако, судом установлено, что в <.......> был проведен не ремонт старого водопровода, а произведена замена центральной системы холодного водоснабжения, при этом доказательств необходимости проведения замены, а не ремонта существующего водопровода, как это предусмотрено Программой и Муниципальным контрактом <.......> от <.......>, ответчиками, как того требует ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено. Равно как и не представлено доказательств несанкционированного подключения граждан к центральной системе холодного водоснабжения <.......>. Между тем, контракт заключен в рамках освоения бюджетных средств, выделенных на развитие жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспорта муниципального района на 2015-2017 годы.

С учетом изложенного, президиум областного суда полагает необходимым отменить судебные постановления в указанной части и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании бездействий Управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области по невлючению в смету расходов на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения <.......> незаконным.

Кроме того, в соответствии с положениями ст.322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.

Указанные случаи по делу не установлены, в связи с чем президиум Тюменского областного суда считает, что оснований для возложения солидарной ответственности на ответчиков у суда не имелось, а поэтому находит необходимым отменить судебные постановления в части солидарного взыскании денежных средств в пользу истцов с администрации Абатского муниципального района Тюменской области и управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области, в указанной части принять решение об отказе в иске к управлению ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области о взыскании денежных средств.

С учетом изложенного, приведенные выше нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом первой и апелляционной инстанции являются существенными, непреодолимыми, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов администрации Абатского муниципального района Тюменской области, в связи с чем президиум Тюменского областного суда считает, что в силу п. 5 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятые по делу решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2016 года – следует отменить в части признания бездействия управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области, выразившегося в невключении в смету расходов на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения <.......>, незаконным и взыскании денежных средств в пользу истцов с управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области, в указанной части принять решение об отказе в иске к данному ответчику, в остальной части решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2016 года - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Абатского муниципального района Тюменской области – оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 388, п. 2 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Тюменского областного суда

п о с т а н о в и л:

решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2016 года – отменить в части признания бездействия управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области, выразившегося в невключении в смету расходов на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения <.......>, незаконным и взыскании денежных средств в пользу истцов с управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области, в указанной части принять решение об отказе в иске к данному ответчику, в остальной части решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2016 года - оставить без изменения.

Председательствующий: (подпись) ФИО1

Копия верна:

Судья Тюменского областного суда А.В. Чеснокова