№44Г-26/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА
г. Барнаул 28 июня 2016 года
Президиум Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Городова В.Н.,
членов президиума: Вейсгейм Л.А., Лобовой О.А., Немзоровой В.И.,
ФИО1,
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрел кассационную жалобу управления социальной защиты населения по городу Барнаулу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 января 2016 года по делу по иску
ФИО2 к управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вейсгейм Л.А., объяснения представителя управления социальной защиты населения по городу Барнаулу ФИО3, поддержавшей жалобу, президиум
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края», возложении обязанности.
В обоснование требований ссылалась на то, что с 2013 года является пенсионером, общий трудовой стаж составляет более 35 лет, в период трудовой деятельности была награждена Почетной грамотой комитета по образованию администрации района г.Барнаула, в связи с чем обратилась в управление социальной защиты населения по г.Барнаулу с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда Алтайского края», однако ей в этом было отказано. Отказ считает незаконным, так как Почетная грамота комитета по образованию г.Барнаула является ведомственной наградой, дающей ей право при наличии необходимого стажа на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края».
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 11 сентября 2015 года исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 января 2016 года решение суда отменено и принято новое решение, которым исковые требования ФИО2 удовлетворены в части.
Признано незаконным решение комиссии по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края» в <адрес> управления социальной защиты населения по городу Барнаулу *** от ДД.ММ.ГГ, в части отказа во включении ФИО2 в ходатайство о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края».
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд ДД.ММ.ГГ, управление социальной защиты населения по городу Барнаулу просит апелляционное определение отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что комитет по образованию администрации района города Барнаула не относился в момент награждения ФИО2ДД.ММ.ГГ Почетной грамотой и не относится в настоящее время к исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления, и выданная им Почетная грамота не относится к наградам, которые могут быть учтены при присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края», что подтверждается Уставом города; вопреки выводам суда апелляционной инстанции отказ основан на том, что орган, выдавший награду, не относится к исполнительно- распорядительным органам местного самоуправления, что нашло свое мотивированное отражение в решении суда первой инстанции.
По запросу судьи от ДД.ММ.ГГ дело истребовано, поступило в президиум Алтайского краевого суда ДД.ММ.ГГ. Определением судьи от ДД.ММ.ГГ кассационная жалоба вместе с делом передана на рассмотрение суда кассационной инстанции.
ФИО2, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с делом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Алтайского краевого суда находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к выводу о том, что в настоящем деле судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены
Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со статьей 7 указанного закона, ветеранами труда являются лица:
имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом «в» статьи 2 Закона Алтайского края от 15.04.2005 года № 24-ЗС «О присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» определено, что звание «Ветеран труда Алтайского края» является формой поощрения граждан за многолетний добросовестный труд. Звание «Ветеран труда Алтайского края» присваивается лицам, имеющим трудовой стаж работы не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, награжденным почетной грамотой за отличия в труде от имени представительных или исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Алтайского края (пункт 2 части 2).
Частью 4 данной статьи определено, что звание «Ветеран труда Алтайского края» присваивается Губернатором Алтайского края в порядке, установленном постановлением Администрации Алтайского края.
Порядок присвоения звания «Ветеран труда Алтайского края» утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 25.02.2014 года № 75 «Об утверждении порядка присвоения звания «Ветеран труда Алтайского края».
Данным Порядком определено, что гражданин, претендующий на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края», представляет в Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее – Главалтайсоцзащита) заявление утвержденной формы с приложением требуемых документов. Награжденные почетной грамотой за отличия в труде от имени представительных или исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Алтайского края также представляют копию документа, подтверждающего соответствующее награждение (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Заявления и документы в 10-дневный срок с даты их поступления в управление рассматриваются созданной при управлении комиссией по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края».
Приказом Главалтайсоцзащиты от 07.03.2013 года № 55 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края», в соответствии
с которым представленные документы рассматриваются комиссией.
Комиссия дает им правовую оценку в соответствии с требованиями, указанными в Административном регламенте (наличие гражданства, регистрации по месту жительства на территории Алтайского края, награды или поощрения за отличия в труде, соответствующего трудового стажа, документов, подтверждающих пять и более детей), и принимает решение о включении (невключении) гражданина в ходатайство.
По итогам заседания Комиссии оформляется решение.
В случае принятия Комиссией положительного решения управление включает гражданина в ходатайство, которое в течение 3 рабочих дней с даты принятия управлением решения направляет в Главалтайсоцзащиту.
В случае принятия Комиссией решения об отказе во включении гражданина в ходатайство управление оформляет и направляет гражданину уведомление утвержденной формы об отказе в письменном виде с указанием номера, даты принятия решения комиссией, причины отказа и с приложением представленных документов (копий документов).
Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 обратилась в управление социальной защиты населения по городу Барнаулу с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда Алтайского края», к которому были приложены документы согласно перечню, определенному постановлением Администрации Алтайского края от 25.02.2014 года № 75 «Об утверждении порядка присвоения звания «Ветеран труда Алтайского края». В качестве обоснования права на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края» ею представлена Почетная грамота, которой она была награждена комитетом по образованию администрации района г. Барнаула за многолетний добросовестный труд, профессиональное мастерство и высокое качество в работе с детьми по сохранению и укреплению их психологического здоровья, результативность в работе с родителями.
По результатам рассмотрения заявления ФИО2 управлением социальной защиты населения по городу Барнаулу в её адрес было направлено уведомление с исходящим номером * (л.д.7), из которого следует, что Почетная грамота комитета по образованию администрации района г.Барнаула не может быть учтена при присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края», поскольку решение принято не от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной власти Алтайского края, исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Алтайского края, исполкомов городских, районных Советов народных депутатов в период существования СССР и РСФСР, а также не от имени центральных и краевых органов КПСС, ВЛКСМ, профсоюзных, ветеранских организаций, центрального и краевого союза потребительских обществ, представительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Разрешая исковые требования ФИО2, суд первой инстанции, проанализировав действующее законодательство и Устав города Барнаула на дату награждения истицы Почетной грамотой комитета по образованию района г.Барнаула, пришел к выводу о том, что указанный комитет не относится ни к представительным, ни к исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления, а также к другим органам, награда которых предоставляет право на получение звания «Ветеран труда Алтайского края», в связи с чем в удовлетворении иска отказал.
Отменяя решение суда и принимая новое решение об удовлетворении иска ФИО2, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истица ходатайствовала о присвоении ей звания «Ветеран труда Алтайского края» по основаниям подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 15.04.2005 года №24-ЗС «О присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» как лицо, награжденное Почетной грамотой за отличия в труде от имени исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципального района, а комиссия отказала ФИО2 во включении в ходатайство о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края», так как Почетная грамота комитета по образованию администрации района г. Барнаула, которой была награждена ФИО2, не может быть учтена при присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края», поскольку награждение произведено органом, не относящимся к представительным органам местного самоуправления, и не включенным в Перечень организаций (юридических лиц), чьи поощрения за отличие в труде учитываются при присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края», и суд в связи с этим отказал в удовлетворении иска.
При этом, как указано судом апелляционной инстанции, суд первой инстанции неправильно применил материальный закон и не учел, что Законом Алтайского края от 15.04.2005 года №24-ЗС определено награждение Почетной грамотой за отличия в труде не только от имени представительных, но и от имени исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Алтайского края, к которым, по мнению судебной коллегии, относится комитет по образованию администрации района г. Барнаула.
Выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать законными по следующим основаниям.
Вопреки утверждениям суда второй инстанции, решение суда содержит ссылки на Устав города Барнаула, в редакции, действующей на момент награждения ФИО2 Почетной грамотой, на основе анализа которого сделан вывод о том, что комитет по образованию администрации района г.Барнаула ни к представительным, ни к исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления не относился. Судом первой инстанции также сделан вывод о том, что Почетная грамота комитета по образованию администрации района г.Барнаула к ведомственным наградам не относится.
Так, согласно действующему на 2008 год Уставу муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятому решением Барнаульской городской Думы от 16.11.1995 года №169, структуру органов городского самоуправления составляют представительный орган - Барнаульская городская Дума, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города, иные органы городского самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 25 Устава).
При этом городская администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края (ст. 27 Устава).
В силу статьи 28 Устава территориальными органами городской администрации являются районные, сельские (поселковые) администрации, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции городской администрации на территории района, села (поселка) в городе. Порядок формирования указанных органов, их полномочия определяются законодательством, настоящим Уставом и соответствующими Положениями.
В соответствии со статьями 92, 94 Устава исполнительно-распорядительные функции администрации города на территории районов в городе осуществляют администрации районов. Структура администрации района и расходы по ее содержанию определяются главой администрации района и утверждаются главой муниципального образования - главой администрации города. Структурные подразделения администрации района находятся в непосредственном и оперативном подчинении главы администрации района и осуществляют свою деятельность под организационным и методическим руководством соответствующих должностных лиц городской администрации.
Решением Барнаульской городской Думы от 23.08.2005 года №170, действовавшим до 2009 года, утверждено Положение о районе в городе Барнауле и районной в городе администрации. Согласно данному Положению администрация района является территориальным органом местного самоуправления, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на соответствующей территории. В структуру администрации района входят отраслевые органы: отделы, управления, комитеты, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в определенной сфере управления районом, а также территориальные органы.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что комитет по образованию администрации района г.Барнаула исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления не являлся, основан на нормах Устава города Барнаула.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, перечень которых является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Данным требованиям закона и разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, апелляционное определение не соответствует, поскольку суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, мотивы, по которым он пришел к противоположному выводу о том, что комитет по образованию администрации района г.Барнаула является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, и ссылки на законы, которыми он при этом руководствовался, не привел.
Между тем в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции, действующей на момент награждения истицы Почетной грамотой) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Правового обоснования того, что комитет по образованию администрации района г.Барнаула являлся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, апелляционное определение не содержит.
При этом доводы апелляционной жалобы ФИО2 о том, что Почетная грамота комитета по образованию администрации района г.Барнаула является ведомственной наградой, а комитет – правопреемник Министерства образования Российской Федерации, своего отражения и разрешения в апелляционном определении не нашли.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.
С учетом изложенного президиум считает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 января 2016 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу управления социальной защиты населения по городу Барнаулу удовлетворить частично.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 января 2016 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.Н.Городов