П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан
по делу №...г-281/2016
датаадрес
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: ФИО2
членов президиума: ФИО3, ФИО4, ФИО5,
ФИО6, ФИО7
при секретаре: ФИО8
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО10 на неправомерные действия Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан,
переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Усмановой Г.Ф. от дата, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, поданной дата представителем ФИО10, на определение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Усмановой Г.Ф., президиум
установил:
ФИО10 обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан. В обоснование своих требований указала на то, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны ФИО10, имеет в собственности жилой дом по адресу: адрес, д. Гумерово, адрес. дата она обратилась в Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако в удовлетворении заявления ей было отказано, поскольку актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан жилое помещение признано пригодным для постоянного проживания. Поскольку ее супруг ФИО10 проходил военную службу в период с сентября 1944 года по май 1945 года, является участником Великой Отечественной войны, на нее распространяются гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов. Кроме того, по заключению экспертизы техническое состояние дома оценено как не пригодное для проживания, износ дома составляет 72%. Просила признать отказ Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата постановлено: заявленные требования удовлетворить, обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан поставить ФИО10 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В апелляционном порядке решение сторонами не обжаловалось.
дата в суд поступило заявление Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного процессуального срока на апелляционное обжалование решения Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата, в котором указывается на то, что министерство формирует республиканский список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, влекущий в последующем предоставление средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья для данных категорий граждан, следовательно, является заинтересованным лицом по делу. Однако о рассмотрении заявления ФИО10 в министерство извещение не поступило, копия учетного дела и судебного акта были направлены Администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан в адрес министерства только дата.
Определением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата заявление Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного процессуального срока на апелляционное обжалование решения Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата определение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата оставлено без изменения, частная жалоба Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан – без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, поданной представителем ФИО10 (доверенность №... от дата) ставится вопрос об отмене определения Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата со ссылкой на неверное применение и толкование норм процессуального права, регламентирующих вопросы восстановления пропущенного процессуального срока лицам, не участвовавшим в деле, на апелляционное обжалование судебного акта.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Усмановой Г.Ф. от дата дело по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, поданной представителем ФИО10, передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции – президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Все участники судебного процесса извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 385 ГПК РФ.
Выслушав представителя Минтруда и соцзащиты населения Республики Башкортостан ФИО12 (доверенность №... от дата), представителя Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО13 (доверенность №... от дата), поддержавших кассационную жалобу, представителя ФИО10 – ФИО10 (доверенность №... от дата), возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата подлежащим отмене.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок.
В силу частей 2 и 3 статьи 320 ГПК РФ право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата№... «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что при решении вопроса о восстановлении срока апелляционного обжалования лицам, не привлеченным к участию в деле, о правах и обязанностях которых судом принято решение, судам первой инстанции следует учитывать своевременность обращения таких лиц с заявлением (ходатайством) о восстановлении указанного срока, которая определяется исходя из сроков, установленных статьями 321, 332 ГПК РФ и исчисляемых с момента, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав и (или) возложении на них обязанностей обжалуемым судебным постановлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного процессуального срока на апелляционное обжалование решения Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата, пришел к выводу о том, что при рассмотрении заявления ФИО10 не разрешался вопрос о правах и обязанностях Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, факт постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не создает для министерства дополнительных обязанностей, поскольку республиканские списки таких граждан формируются в министерстве на основании данных, представляемых органами местного самоуправления, наделенными в силу императивного предписания закона полномочиями по определению нуждаемости ветеранов и приравненных к ним категорий граждан на улучшение жилищных условий, а обеспечение жильем производится за счет субвенций из федерального бюджета в бюджет Республики Башкортостан.
С этим выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем с судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, требования ФИО10 основаны на положениях Указа Президента Российской Федерации от дата№... «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», а также Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах».
Указом Президента Российской Федерации от дата№... «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от дата № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до дата, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению таких мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Во исполнение приведенных выше правовых норм постановлением Правительства Российской Федерации №... от дата утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Согласно указанному выше Порядку предоставления мер социальной поддержки, республиканский список граждан, имеющих право на социальную поддержку в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах», формируется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на основании списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления; ответственность за обоснованность отнесения гражданина к соответствующей льготной категории несут территориальные органы (отделы территориальных органов) министерства; ежегодно уточненный республиканский список Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан доводится до Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, в связи с чем министерством осуществляется проверка документов граждан, вошедших в данный список, на наличие у них права на получение мер социальной поддержки.
Постановка члена семьи погибшего (умершего) инвалида и участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления влечет за собой в последующем включение его в сводный список, который формирует Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, а затем - выдачу сертификата на строительство или приобретение жилья, и соответственно расходование средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктами 5, 6, 9 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата№..., форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые несут ответственность за несоблюдение настоящих Правил и недостоверность представляемых в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений.
При таком положении доводы заявления Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о нарушении прав и интересов принятым судебным постановлением заслуживали внимания, однако суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, а суд апелляционной инстанции оставил указанные обстоятельства без внимания.
Как следует из приложенных к кассационной жалобе материалов, копия обжалуемого решения в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан из Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан поступила дата.
Заявление Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного процессуального срока на апелляционное обжалование решения Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата поступило в суд дата, то есть в пределах месячного срока, установленного статьей 321 ГПК РФ, к заявлению приложена апелляционная жалоба.
В соответствии со статями 321 ГПК РФ апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления подлежат отмене.
Принимая во внимание, что обстоятельства по вопросу восстановления пропущенного процессуального срока установлены в полном объеме, президиум полагает возможным принять по делу новое определение, которым удовлетворить заявление Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного процессуального срока на апелляционное обжалование решения Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата.
Руководствуясь статьями 388 и 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
определение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата отменить, принять по делу новое определение, которым заявление Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан удовлетворить, восстановить Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан пропущенный процессуальный срок на апелляционное обжалование решения Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата.
Председательствующий ФИО2
Справка: судья ФИО15
Апелляция: ФИО16 (пред.)
ФИО17, ФИО10 (докл.)