ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-28/19 от 22.04.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Маркова Н.В. № 44г –28/2019

Докладчик: Молчанова Л.А.

Председательствующий: Молчанова Л.А.

Судьи: Казачков В.В., Овчаренко О.А.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

суда кассационной инстанции

г. Кемерово 22 апреля 2019 года

Президиум Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Ордынского А.В.

членов президиума: Сидорова Е.И., Захарова В.И., Карасевой Т.Д., Лазаревой О.Н., Фроловой Т.В., Шагаровой Т.В., Бойко В.Н.

при секретаре Левицкой С.Е.,

заслушав доклад судьи Ветровой Н.П.,

по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19.06.2018 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 02.10.2018 по делу по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным, признании права на пенсионное обеспечение, обязании включить периоды работы в льготный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости,

переданной определением судьи Кемеровского областного суда от 29.03.2019 с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Кемеровского областного суда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФР в г. Кемерово, пенсионный орган) о признании незаконным решения об исключении из специального стажа, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, периодов работы и отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы, и назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований ФИО2 указал, что он работал с 30.08.1994 по 31.10.1998 в качестве машиниста конвейера в цехе на участке рудоподготовки на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-металлургический комбинат», с 01.11.1999 по 31.12.1999, с 03.01.2000 по 05.01.2000, с 23.01.2000 по 11.09.2001 в должности машиниста вагоноопрокидывателя в цехе производства пролиметаллов, отделение рудоподготовки, измельчения и кучного выщелачивания в КГМЗ ЗАО «КазСабтон»; с 12.09.2001 по 25.04.2002 в должности транспортировщика в цехе производства серной кислоты из цинкового концентрата в технологической службе, обжиговый передел КГМЗ ЗАО «КазСабтон»; с 26.04.2002 по 18.02.2003, с 22.02.2003 по 23.09.2004 в должности машиниста конвейера в цехе производства полиметаллов, в отделении рудоподготовки, химреагентов и кучного выщелачивания КГМЗ ЗАО «КазСабтон».

27.09.2016 он обратился в ГУ УПФР в г. Кемерово с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 26.10.2016 в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 26.12.2016 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком № 1. Из указанного решения следует, что его стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 составляет 01 год 09 мес. (при необходимом 10 лет), в связи с чем, ему отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ФИО2 полагает решение ГУ УПФР в г. Кемерово от 26.12.2016 незаконным, поскольку при его обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости он представил все необходимые для назначения пенсии документы: трудовую книжку, архивную справку о подтверждении стажа работы от 05.03.2016, архивную справку о подтверждении удержаний в пенсионный фонд от 14.07.2016, архивную справку о подтверждении заработной платы от 14.07.2016, указывает, что все архивные справки выданы Государственным архивом г. Спепногорска Республики Казахстан. По мнению ФИО2, непредставление компетентными органами Республики Казахстан запрошенных пенсионным органом сведений, не является препятствием для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости, поскольку согласно Соглашению государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств государства их постоянного проживания (места жительства). Это Соглашение предусматривает положение о том, что для установления гражданам права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими на территории государств, являющихся участниками соглашения, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу названного соглашения.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 19.06.2018 исковые требования ФИО2 удовлетворены.

Признано незаконным решение ГУ УПФР в г. Кемерово от 26.12.2016 об отказе в установлении Безродному С.А, досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На ГУ УПФР в г. Кемерово возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО2 следующие периоды работы:

с 30.08.1994 по 31.10.1998 (4 года 2 месяца, 2 дня) в качестве машиниста конвейера в цехе на участке рудоподготовки на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-металлургический комбинат»,

с 01.11.1999 по 31.12.1999 (2 мес. 01 день),

с 23.01.2000 по 11.09.2001 (1 год 7 мес. 19 дней) в должности машиниста вагоноопрокидывателя в цехе производства пролиметаллов, отделение рудоподготовки, измельчения и кучного выщелачивания в КГМЗ ЗАО «КазСабтон»;

с 12.09.2001 по 25.04.2002 (07 мес. 19 дней) в должности транспортировщика в цехе производства серной кислоты из цинкового концентрата в технологической службе, обжиговый передел КГМЗ ЗАО «КазСабтон»;

с 26.04.2002 по 18.02.2003 (09 мес. 23 дня),

с 22.02.2003 по 23.09.2004 (1 год 07 мес. 02 дня) в должности машиниста конвейера в цехе производства полиметаллов, в отделении рудоподготовки, химреагентов и кучного выщелачивания КГМЗ ЗАО «КазСабтон»;

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 02.10.2018, решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19.06.2018, оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные акты как незаконные, дело передать на новое рассмотрение, указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился ФИО2, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, не сообщил о причинах неявки. Президиум, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ГУ УПФР в г. Кемерово ГУ УПФР в г. Кемерово ФИО3, действующую на основании доверенности от 23.05.2018 и представителя ФИО2–ФИО4, действующую на основании ордера от 22.04.2019, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Президиум приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ФИО2 о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода его работы с 30.08.1994 по 31.10.1998 в качестве машиниста конвейера в цехе на участке рудоподготовки на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-металлургический комбинат», с 01.11.1999 по 31.12.1999, с 03.01.2000 по 05.01.2000, с 23.01.2000 по 11.09.2001 в должности машиниста вагоноопрокидывателя в цехе производства пролиметаллов, отделение рудоподготовки, измельчения и кучного выщелачивания в КГМЗ ЗАО «КазСабтон»; с 12.09.2001 по 25.04.2002 в должности транспортировщика в цехе производства серной кислоты из цинкового концентрата в технологической службе, обжиговый передел КГМЗ ЗАО «КазСабтон»; с 26.04.2002 по 18.02.2003, с 22.02.2003 по 23.09.2004 в должности машиниста конвейера в цехе производства полиметаллов, в отделении рудоподготовки, химреагентов и кучного выщелачивания КГМЗ ЗАО «КазСабтон», суд первой инстанции сослался на Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и исходил из того, что включение периодов работы на территории иностранного государства, каким является Республика Казахстан, после распада СССР, законодательством не предусмотрено. Вместе с тем Правление Пенсионного фонда Российской Федерации распоряжением от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13.03.1992, но и после этой даты.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", на которое в обоснование своих выводов сослался суд первой инстанции, утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Учитывая приведенные положения пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р, и отметив, что за ФИО2 работодателем производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в спорные периоды трудовой деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды работы ФИО2, в том числе и после 01.01.2002, также подлежат включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

В качестве доказательств, подтверждающих стаж работы ФИО2 в тяжелых условиях на территории Республики Казахстан и, соответственно, наличие у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", судом приняты представленные им в пенсионный орган и впоследствии в суд документы: трудовая книжка, архивная справка о подтверждении стажа работы от 05.03.2016, архивная справка о подтверждении удержаний в пенсионный фонд от 14.07.2016 за период 2002-2004 годы в теньге и тиынах, архивная справка о подтверждении заработной платы от 14.07.2016 за период работы 1994-2004 года в теньге и тиынах, все архивные справки выданы Государственным архивом г. Спепногорска Республики Казахстан. Судом также приняты в качестве надлежащих, достоверных доказательств, подтверждающих стаж работы ФИО2 в тяжелых условиях на территории Республики Казахстан - архивная копии Перечня рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых устанавливается право на льготное пенсионное обеспечение по подразделениям ПО ЦГХК (Производственное объединение «Целинный горно-химический комбинат»), составленного работодателем истца и архивная копия Перечня льгот и компенсаций, предоставляемых работникам ЗАО «КазСабтоН».

Сославшись на положения части 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, суд первой инстанции указал на то, компетентные органы Республики Казахстан не представили необходимых документов, а ФИО2 по не зависящим от него причинам лишен возможности представить доказательства, подтверждающие факт его работы в условиях радиационной вредности на погрузке и разгрузке радиоактивного сырья, в месте с тем, данное обстоятельство не может лишать его права на назначение пенсии

Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж перечисленных выше периодов работы истца, продолжительность его стажа на работах с вредными условиями труда на момент возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости составила более требуемых 10 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты исполнения ФИО2 50 лет, то есть с 26.12.2016.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив их суждением о том, что отмена на территории Республики Казахстан с 01.01.1998 института досрочных пенсий не имеет значения, поскольку в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда» граждане, имевшие по состоянию на 01.01.1998 года стаж работы по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение государственного специального пособия. При этом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что вместо института льготных (досрочных) пенсий в Республике Казахстан установлено право на специальное пособие для лиц, которые до 01.01.1998 года имели стаж по Списку № 1 и № 2, но не имели к указанной дате право на пенсию на льготных условиях, поскольку такое право возникает при совокупности условий – наличие определенного количества лет стажа на соответствующих видах работ и достижение определенного возраста.

Президиум считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ, применяются правила международного договора (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 01.01.2002 и действовал до 01.01.2015 - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Приказом Министра труда России от 17.11.2014 N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в стаж на работах с вредными и особо вредными условиями), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, в данном случае из Республики Казахстан, судебными инстанциями учтены не были. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие у ФИО2 подтвержденного в предусмотренном законом порядке стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с работой с вредными условиями труда, судами не устанавливались.

Возлагая на УПФР в г. Кемерово обязанность включить ФИО2 в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, спорные периоды его работы, судебные инстанции не учли, что в деле отсутствуют какие-либо надлежащие доказательства, подтверждающие уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Казахстан, на территории которой в названные периоды осуществлялась трудовая деятельность ФИО2

Принимая в качестве доказательств, подтверждающих страховой стаж, а также стаж на работах с вредными условиями труда, ФИО2 на территории Республики Казахстан, представленные им архивные справки и оценивая данные доказательства как допустимые доказательства, подтверждающие наличие у ФИО2 оснований и условий для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (на работах с вредными условиями труда), судебные инстанции допустили существенное нарушение норм материального и процессуального права.

Правила оценки доказательств установлены статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 5 которой при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

В нарушение требований частей 5 и 7 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не проанализировал имеющуюся в этих документах информацию, в частности, речь идет о наличии в материалах дела архивных справок о подтверждении стажа работы от 05.03.2016, о подтверждении удержаний в пенсионный фонд от 14.07.2016 за период 2002-2004 годы в теньге и тиынах, о подтверждении заработной платы от 14.07.2016 за период работы 1994-2004 года в теньге и тиынах, выданных Государственным архивом г. Спепногорска Республики Казахстан, которые приняты судебными инстанциями в качестве достоверных и объективных доказательств, подтверждающего факт работы с вредными условиями труда уплаты и факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение за периоды трудовой деятельности ФИО2 на территории Республики Казахстан.

Суд апелляционной инстанции, на который процессуальным законом (абзац второй части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) равным образом возложена обязанность оценки имеющихся в деле доказательств, не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права.

Кроме того, судебная коллегия не проверила соблюдение условий для возникновения права у истца на включение в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости спорных периодов и назначения с их учетом досрочной страховой пенсии по старости, оценка представленным доказательствам, исходя из правильного определения этих обстоятельств, не дана.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Пунктом 1 указанного Постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:

- Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Разделом II «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых» Списка № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрены машинисты конвейеров, занятые на транспортировке горячего агломерата и окатышей (позиция 1020100а-13777); рабочие, занятые на шихтовке рудных и нерудных ископаемых (включая шихтовку в производстве окатышей), содержащих в пыли 2 процента и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния: бункеровщики, грохотовщики, дозировщики, дробильщики, машинисты конвейеров, машинисты мельниц, машинисты питателей, шихтовщики (позиция 1020100а-1753а); рабочие, занятые на дроблении, измельчении, помоле, сортировке и обогащении руд черных металлов, нерудных ископаемых и горнохимического сырья, содержащих в пыли 2% и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния: бункеровщики, грохотовщики, дозировщики, дробильщики, машинисты конвейеров, машинисты мельниц, машинисты питателей, занятые на подаче сухого сырья; сепараторщики (на сухом помоле); машинисты крана (крановщики) (позиция 1020100а-1753б).

Разделом VIII «Химическое производство» позицией 1080Б000-17541Б предусмотрены рабочие и мастера предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы, стеклопластики и полиуретаны, в том числе методом напыления), каучуков, лакокрасочной, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1 или 2 класса опасности, а также канцерогенов. Рабочие и мастера, занятые на ремонте и обслуживании технологического оборудования и электрооборудования в перечисленных производствах.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью подтверждающие, что спорные периоды работы истца ФИО2 на производстве, предусмотренном Списком N 1 - "Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых" или же "Химическое производство" на территории Республики Казахстан возможно зачесть в стаж, дающий право для назначении досрочной пенсии по старости, поскольку доводы истца о работе в спорные периоды на работах по Списку № 1 не подтверждены документами, выданными компетентными органами Республики Казахстан.

Выводы суда апелляционной инстанции сделаны без учета норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, а именно без учета ст. 1 Соглашения о пенсионном обеспечении граждан государств - участников настоящего Соглашения.

Как указано выше, согласно Соглашению для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ст. 6).

Из вышеназванных норм следует, что в случае приобретения права на пенсионное обеспечение на территории государства, входящего в Содружество Независимых Государств, реализация данного приобретенного права возможна не только на территории приобретения права, но и на территории государств-участников Соглашения, коим является Российская Федерации, при условии переселения.

Право на назначение льготной пенсии у гражданина после переселения в Российскую Федерацию сохраняется только в том случае, если такое право приобретено им на территории страны участницы указанного Соглашения (принцип сохранения гарантий).

Между тем, с 01 января 1998 года вступил в действие Закон республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в республике Казахстан" от 20 июля 1997 года N 136-1, который не предусматривал право лиц, осуществляющих работу машиниста вагоноопрокидывателя в цехе производства пролиметаллов, отделение рудоподготовки, измельчения и кучного выщелачивания, в должности транспортировщика в цехе производства серной кислоты из цинкового концентрата в технологической службе, в должности машиниста конвейера в цехе производства полиметаллов, в отделении рудоподготовки, химреагентов и кучного выщелачивания, на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, с 01.01.1998 назначение льготных пенсий в Республике Казахстан по Списку № 1 отменено.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что вместо института льготных (досрочных) пенсий на территории Республики Казахстан установлено право на специальное пособие законом Республики Казахстан от 13.07.1999 N 414 "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда" за счет бюджетных средств Республики Казахстан лицам, не получающим пенсию за стаж работы с вредными условиями труда, которое по мнению суда апелляционной инстанции, регулируют сходные, установленных российским законодательством, условия пенсионного обеспечения лиц, работавших в тяжелых и вредных условиях труда, основан на ошибочном толковании норм права.

Судом апелляционной инстанции не учтено, что Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" регулирует вопросы пенсионного обеспечения, а не вопросы дополнительного социального, обеспечения лиц, работающих по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или каких-либо иных лиц.

Изложенное свидетельствует о том, что как суд первой инстанции, так и суд апелляционной инстанции в нарушение ст. 67 ГПК РФ и ст. 198 ГПК РФ не дали надлежащей оценки всем доказательствам по делу, и вынесли решение, не изложив и не мотивировав свои выводы относительно принятого решения.

Следовательно, выводы судов в части применения Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначении истцу досрочной страховой пенсии без установления входящих в предмет доказывания по делу обстоятельств, влияющих на определение норм права и подлежащих применению при рассмотрении настоящего спора, не основаны на материалах дела.

Таким образом, допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции вышеуказанные нарушения норм права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя жалобы. Данные нарушения могут быть исправлены только посредством отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в обжалуемой части, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Ввиду изложенного президиум признает выводы судебных инстанций об удовлетворении исковых требований ФИО2 о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и назначении ему в связи с этим досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" сделанными без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, при не установлении судом обстоятельств, имеющих значение для дела и недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела. В связи с этим обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 381, статьёй 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19.06.2018 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 02.10.2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий А.В. Ордынский