ГСК: Шурлова Л.А. № 44г-295/19
Чернышова Н.И. (докл.)
Каледина Е.Г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
г. Ставрополь 22.08.2019
Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Козлова О.А.,
членов президиума: Бурухиной М.Н., Переверзевой В.А., Савина А.Н., Кудрявцевой А.В., Блинникова В.А.,
секретаря судебного заседания Ениной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коковой А.Е., также действующей в интересах несовершеннолетних Прыгуновой А.В. и Кокова Д.А., Кокова А.Р., Пахиловой Л.П. к администрации Минераловодского городского округа и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности включить в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в целях предоставления государственного жилищного сертификата,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Калоевой З.А. от 31.07.2019 по кассационной жалобе Коковой А.Е., Кокова А.Р. и Пахиловой Л.П. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09.04.2018 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 30.01.2019,
заслушав доклад судьи Савина А.Н.,
установил:
Кокова А.Е., также действующая в интересах несовершеннолетних Прыгуновой А.В. и Кокова Д.А., Коков А.Р., Пахилова Л.П. обратились в суд с указанным иском, указав, что в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в Ставропольском крае в связи дождевыми паводками в мае 2017 принадлежащий им жилой дом по адресу: «…», был признан непригодным для проживания и включен в перечень жилых помещений, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации. Вместе с тем Кокову А.Р., Прыгуновой А.В., а также несовершеннолетним Кокову Д.А. и Пахиловой Л.Г. было отказано во включение в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в целях предоставления государственного жилищного сертификате, с чем они не согласны. В указанный список была включена только Кокова А.Е., отказавшаяся от предоставляемого жилищного сертификата.
Решением Минераловодского районного суда Ставропольского края от 09.04.2018 в удовлетворении требований Коковой А.Е., также действующей в интересах несовершеннолетних Прыгуновой А.В. и Кокова Д.А., Кокова А.Р., Пахиловой Л.П. к администрации Минераловодского городского округа и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата из расчета общей площади 90,0 кв.м., возложения обязанности включить в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа в целях предоставления государственного жилищного сертификата отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 30.01.2019 данное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Коковой А.Е., Коковым А.Р. и Пахиловой Л.П. ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права, нарушением процессуальных правил.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в президиум краевого суда.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем в соответствии со ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено судом кассационной инстанции в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных на нее возражений министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, президиум краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24.05.2017 № 1216 с 10 часов 24.05.2017 введен режим чрезвычайной ситуации.
Домовладение, расположенное по адресу: «…», принадлежащее на праве общей долевой собственности Коковой А.Е., Кокову А.Р., Кокову Д.А. (по 1\4 доле) попало в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенним паводком 2017 на территории Минераловодского городского округа (л.д. 57-61).
Коков Д.А. и Прыгунова А.В. также являются собственниками (по 1/3 доле каждый) квартиры, расположенной по адресу: г«…» (л.д. 50, 51).
20.06.2017 Кокова А.Е. обратилась в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о включении её и членов её семьи: супруга - Кокова А.Р., дочери - Прыгуновой А.В., сына - Кокова Д.А. и мамы - Пахиловой Л.П., в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления на территории Минераловодского городского округа в мае 2017, в целях предоставления государственного жилищного сертификата (л.д. 45-46)
Как следует из письма Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа от 30.06.2017 № 1783/1, Кокова А.Е. включена в список граждан лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления на территории Минераловодского городского округа в мае 2017. В то же время Коков А.Р., Прыгунова А.В., Коков Д.А. и Пахилова Л.П. не включены в список на получение государственного жилищного сертификата, в связи с отсутствием у Кокова А.Р. и Пахиловой Л.Г. регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении, а также поскольку утраченное жилое помещение не является для Кокова Д.А. и Прыгуновой А.В. единственным жилым помещением, что также подтверждено в письме Управления от 30.01.2018 № 174, дополнительно содержащем сведения об отказе Коковой А.Е. от получения именного государственного жилищного сертификата в связи с несогласием с указанной в нем площадью 33 кв.м. (л.д. 29-30, 47).
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 13.09.2017 установлен юридический факт постоянного проживания Кокова А.Р. в жилом помещении по адресу: «…», пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, при этом Коков А.Р. признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.
Этим же решением отказано в удовлетворении аналогичных исковых требований Пахиловой Л.П. (л.д. 8-18).
Разрешая возникший между сторонами спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о регистрации Кокова А.Р. и Пахиловой Л.П. в спорном жилом помещении на момент затопления дома, который для несовершеннолетних детей Коковой А.Е. не является единственным жилым помещением.
С данными выводами и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы, приведенные кассаторами в части несогласия с выводами суда в отношении несовершеннолетних Прыгуновой А.В., Кокова Д.А., а также Пахиловой Л.П., не опровергают данных выводов, основаны на ином толковании норм права и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, на которую суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ч.ч. 1, 2 ст. 390 ГПК РФ, а также применительно к ст. 387 ГПК РФ, не наделен.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований в отношении Кокова А.Р. в связи с тем что он в спорном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации на регистрационном учете по месту жительства не состоял, суды неправильно применили нормы материального права, допустили нарушение процессуальных правил.
Так, общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абз. 1, 2, 7, 8, 9 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло 07.06.1995 постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 835 наименование этого постановление изменено - «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», далее - постановление Правительства РФ от 07.06.1995 № 561).
Пунктом 1 названного постановления признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (абзац первый).
Установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абз. 2 п. 1 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561).
Пунктами 3-5 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 предусмотрены обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561, 10.07.1995 Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.7.1995 № 916, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).
Согласно п. 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п. 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (п. 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 835 наименование этого акта Правительства Российской Федерации изменено - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
В соответствии с п.п. 4, 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации. Выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.
Таким образом, право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных п. 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов. Другими словами, реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 № 213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 № 213) редакция п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561 была уточнена в части условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно названной норме государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого, и для всех членов семьи которого, утраченное жилое помещение являлось единственным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении Кокова А.Р. в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, суд исходил из отсутствия у него регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1) под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений ст.ст. 2, 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.10.2008 № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (т.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В обоснование факта постоянного проживания Кокова А.Р. в спорном домовладении, истцы ссылались на обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 13.09.2017, которым установлен юридический факт постоянного проживания Кокова А.Р. в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Виноградная, д. 48, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.
В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», разъяснено, что, по смыслу ст. 327 ГПК РФ, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Вместе с тем, в нарушение приведенных выше норм процессуального права, суды не учли обстоятельства ранее рассмотренного дела и не указали мотивов несогласия с содержащимися в судебном акте выводами об установлении судом факта постоянного проживания Кокова А.Р. в спорном жилом доме.
Допущенные судом апелляционной инстанции, проверявшим законность решения суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права представляются существенными по смыслу ст. 387 ГПК РФ, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения в указанной части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 30.01.2019 подлежит отмене в части с направлением дела в отмененной части на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Ставропольского краевого суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 30.01.2019 в части оставления без изменения решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09.04.2018 в части отказа в удовлетворении исковых требований Коковой А.Е. и Кокова А.Р. к администрации Минераловодского городского округа и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании за Коковым А.Р. права на получение государственного жилищного сертификата из расчета общей площади 90,0 кв.м., возложения обязанности включить Кокова А.Р. в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа в целях предоставления государственного жилищного сертификата отменить.
Дело в отмененной части направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 30.01.2019 оставить без изменения.
Председательствующий О.А. Козлов