ГСК: Мирошниченко Д.С. (докл.) № 44г-346/18
Турлаев В.Н.
Фоминов Р.Ю.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
г. Ставрополь 26.07.2018
Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Кузина Е.Б.,
членов президиума: Шаталовой Е.В., Песоцкого В.В., Савина А.Н., Бурухиной М.Н., Блинникова В.А.,
секретаря судебного заседания Ениной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края к Уланову Г.Н. о взыскании арендной платы,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Переверзевой В.А. от 04.07.2018 по кассационной жалобе администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 06.02.2018 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25.04.2018,
заслушав доклад судьи Савина А.Н.,
установил:
администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района обратилась в суд с иском к Уланову Г.Н. о взыскании арендной платы по договору аренды земель населенных пунктов от 31.10.2007 № 112 за период с 30.08.2017 по 31.10.2017 в размере 834675 рублей 19 копеек.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 06.02.2018 в удовлетворении данного иска отказано в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25.04.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрацией муниципального образования города Михайловска Шпаковского района, в лице представителя Костроминова В.В., подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права указанных судебных постановлений.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в президиум краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных Улановым Г.Н. возражений, заслушав представителя администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района – Чейкову О.А., просившую жалобу удовлетворить, Уланова Г.Н., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
В соответствии с требованиями ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как видно из материалов дела, судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела.
Судом установлено, что на основании постановления главы администрации Шпаковского муниципального района от 31.10.2007 № 336 комитетом имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района и Улановым Г.Н. заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью … кв.м с кадастровым номером …, местоположение которого установлено относительно ориентира расположенного в границах участка. Ориентир … км южнее автодороги … (район садоводческого товарищества «…», почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, район Шпаковский), для садоводства. В этот же день указанный земельный участок передан Уланову Г.Н.
Срок аренды установлен по 30.10.2017, размер арендной платы – 3926 рублей 16 копеек в год.
Согласно п.п. 3.4. данного договора размер арендной платы пересматривается в связи с переоценкой кадастровой стоимости земельного участка, при изменении базового размера арендной платы, при принятии нормативных правовых актов Российской Федерации и Ставропольского края, касающихся условий сдачи в аренду земельных участков. В этом случае исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к Договору.
Подпунктом 3.5. договора предусмотрено, что размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
28.01.2016 решением Думы города Михайловска № 453 утвержден Генеральный план муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, который опубликован в газете «Михайловские вести» (от 02.02.2016 № 8) и размещен в открытом доступе на официальном сайте администрации города Михайловска.
Постановлением администрации города Михайловна от 11.08.2017 № 1072 «О дополнении перечня земельных участков, включенных в границу населенного пункта города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края» земельный участок с кадастровым номером … переведён из категории земель сельскохозяйственного назначения и включен в границу города Михайловска.
Истец, обращаясь в суд с иском, просил взыскать с ответчика арендную плату за период с 30.08.2017 по 31.10.2017 исчисленную в соответствии с порядком определенным Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.03.2016 № 112-п, на основе государственной кадастровой оценки земель.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что договор аренды № 112 от 31.10.2007, предусматривает процедуру внесения изменений, касающихся размера арендной платы, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате в порядке Постановления Правительства Ставропольского края от 29.03.2016 № 112-п, поскольку соответствующие изменения в договор аренды в установленном законом порядке сторонами не внесены.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Вместе с тем, с данными выводами согласиться нельзя, поскольку они сделаны с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, а также действовавших до 01.03.2015 положений п. 3 ст. 65 ЗК РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу названных положений федерального законодательства, а также абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), согласно которому в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, размер арендной платы за земли, находящиеся в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
Публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также участков, право собственности на которые не разграничено, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения (в том числе посредством утверждения переменных показателей, являющихся частью согласованной в договоре формулы).
Поскольку регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Таким образом, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к ч. 3 ст. 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора, в котором предусмотрена возможность такого изменения.
На территории Ставропольского края отношения по определению арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, регулируются постановлением Правительства Ставропольского края от 29.03.2016 № 112-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов».
Из материалов дела следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществлено на основании Постановления администрации города Михайловна от 11.08.2017 № 1072 «О дополнении перечня земельных участков, включенных в границу населенного пункта города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края». Последующее изменение кадастровой стоимости земельного участка связано с применением удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером …, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, размер арендной платы в договоре аренды от 31.10.2007 определен не по результатам торгов, арендная плата по договору является регулируемой и подлежит исчислению исходя из постановления Правительства Ставропольского края от 29.03.2016 № 112-п, что влечет обязанность арендатора платить арендную плату за публичный участок в измененном размере с даты вступления в силу указанного нормативного правового акта независимо от воли сторон договора, информирования арендодателем арендатора и без внесения в текст договора изменений.
Учитывая изложенное, допущенные нарушения норм материального и процессуального права представляются существенными по смыслу ст. 387 ГПК РФ, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25.04.2018 подлежит отмене, а дело направлению на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Ставропольского краевого суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25.04.2018 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий Е.Б. Кузин