1 инстанция : Смирнова В.М.
2 инстанция : Жгутова Н.В. - председательствующий,
Дечкина Е.И. - докладчик,
Сотников И.А.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2018 года № 44Г- 3/2018
Президиум Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Осиповой И.Г.,
членов президиума Ягодиной Л.Б., Швецовой М.В., Бочкаревой И.Н.,
ФИО1,
при секретаре Дрозд И.О.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области, ФИО2 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки по определению судьи Вологодского областного суда Король И.Н., внесенному в президиум Вологодского областного суда по кассационной жалобе администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения представителя администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области ФИО3, ФИО2, представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русский Север» ФИО4, президиум
у с т а н о в и л :
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 182 в целях сохранения уникальных природных комплексов Вологодского Поозерья, использования их в рекреационных, эколого-просветительских и научных целях на территории Кирилловского района Вологодской области создан национальный парк «Русский Север» общей площадью 166 400 гектаров, из которых в пользование национальному парку предоставлено 75 900 гектаров земель государственного лесного фонда, без изъятия из хозяйственной эксплуатации включены в состав национального парка 90 500 гектаров земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе совхоза «Труженик» - 3800 гектаров (т.1 л.д. 23).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р национальный парк «Русский Север» включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.
Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север» внесены в Государственный кадастр недвижимости <ДАТА> на основании решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области №... (т.1 л.д. 41).
Земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, находится в зоне с особыми условиями использования территории национального парка «Русский Север» на землях населенного пункта.
<ДАТА> между администрацией Николоторжского сельского поселения Кирилловского муниципального района Вологодской области (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) заключен договор №... аренды названного земельного участка на срок ... лет с разрешенным использованием – отдельно стоящие односемейные малоэтажные дома до 2-х этажей включительно, с участками от 0,04 до 0,2 га (т.1 л.д. 10-15). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке <ДАТА>.
Оспаривая правомерность заключенной сделки по тому основанию, что в отсутствие согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации как органом, осуществляющим управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области не имела права распоряжаться земельным участком с кадастровым номером ..., который входит в границы национального парка «Русский Север» и является федеральной собственностью в силу закона, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) <ДАТА> обратилось в суд с иском к администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области, ФИО2 о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка с кадастровым номером ... от <ДАТА>№...; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде прекращения прав ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером ... и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером ....
Определением суда от 24 апреля 2017 года произведена замена ответчика администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области на администрацию сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области.
В судебном заседании представитель истца Минприроды России по доверенности ФИО5 исковые требования просил удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что спорный земельный участок находится в хозяйственной зоне, допускающей строительство жилых домов. Разрешенное использование земельного участка установлено в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Николоторжское, который Минприроды России не оспорен. Вокруг участка находятся жилые дома.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Николоторжское ФИО3 исковые требования не признала, указав, что спорный земельный участок в постоянное бессрочное пользование национальному парку «Русский Север» не предоставлялся и находится в распоряжении муниципальных органов власти, которые вправе предоставлять земельные участки гражданам в аренду, в силу чего администрация действовала в рамках предоставленных ей полномочий. Разрешенное использование земельного участка установлено в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Николоторжское, согласованным с Минприроды России.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» по доверенностиФИО4 пояснила, что спорный земельный участок находится в границах национального парка и в силу закона является федеральной собственностью.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,Территориальное управление Росимущества в Вологодской области (далее – ТУ Росимущества в Вологодской области) исковые требования поддержало, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (т.1 л.д.81-83).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра по Вологодской области) ФИО6 в судебное заседание не явилась, направила отзыв, в котором ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований просила отказать в связи с тем, что земельный участок, находящийся в границах национального парка и не предоставленный учреждению, осуществляющему управление национальным парком, не относится к федеральной собственности и не является ограниченным в обороте (т.1 л.д.144-149).
Решением Кирилловского районного суда Вологодской области от 03 мая 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 июля 2017 года, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области и ФИО2 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки удовлетворены.
Признан недействительным (ничтожным) договор №... аренды земельного участка с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>, заключенный <ДАТА> между администрацией сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района и ФИО2
Признано прекращенным (отсутствующим) обременение в виде права аренды у ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Установлено, что решение суда является основанием для погашения записи в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером ... в части обременения в виде права аренды ФИО2 на указанный земельный участок, а также погашения записи о виде разрешенного использования: отдельно стоящие односемейные малоэтажные дома до 2-х этажей включительно, с участками от 0,04 до 0,2 га.
В кассационной жалобе, поступившей в Вологодский областной суд 14 ноября 2017 года, администрация сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что спорный земельный участок является ранее учтенным, относится к категории «земли населенных пунктов», не изъят из хозяйственного использования и не предоставлен в пользование ФГБУ «Национальный парк «Русский Север». Полагает, что факт нахождения спорного земельного участка в составе земель населенных пунктов, на которые распространяется зона с особыми условиями использования территории национального парка «Русский Север», не свидетельствует о том, что он автоматически относится к федеральной собственности, а лишь указывает на возможность установления в отношении этого участка особого правового режима, предусматривающего определенные ограничения в его использовании и обороте.
По запросу судьи Вологодского областного суда от 15 ноября 2017 года дело истребовано в Вологодский областной суд для проверки в кассационном порядке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Вологодского областного суда находит их обоснованными.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такого характера нарушения допущены при рассмотрении спора судами обеих инстанций.
Разрешая спор, и удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 17, 27, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером ... расположен в границах национального парка «Русский Север», отнесенного к особо охраняемой природной территории федерального значения, находящейся в ведении Минприроды России, и является федеральной собственностью в силу закона, вследствие чего сделали вывод, что у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению им и оспариваемый договор затрагивает публичные интересы, нарушает права Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Действительно, статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации для природных территорий, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, установлен режим особой охраны и среди прочего на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещено строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами (подпункт 2 пункт 7).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон № 33-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12, подпунктом «б» пункта 2, пунктом 5 статьи 2, пунктами 1, 2 статьи 15 указанного Федерального закона национальные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения с выделением зон, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зон, в которых экономическая и иная деятельность ограничивается в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Зонирование территории осуществляется с выделением:
заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
зоны традиционного экстенсивного природопользования.
При этом на территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Вместе с тем, по смыслу подпункта «д» пункта 2 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ допускается строительство и эксплуатация указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующих объектов, если они связаны с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов.
С этим соотносится положение подпункта «д» пункта 1 статьи 15, который предусматривает выделение в пределах территории национального парка зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 769, конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
Приказом Минприроды России от 25 октября 2012 года № 345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север», пунктами 10, 10.5 которого на территории национального парка выделена зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в которой допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.
Учитывая, что содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов в силу упомянутых норм права зависит от целевого назначения земель, определенного на основании функционального зонирования территории этого национального парка, а в соответствии с Приложением № 2 к Положению о национальном парке «Русский Север» земли поселений сельского поселения Николоторжское входят в зону хозяйственного назначения, допускающую осуществление деятельности, связанной с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов и направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, исследованию подлежали обстоятельства, связанные с использованием спорного земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования (отдельно стоящие односемейные малоэтажные дома до 2-х этажей включительно, с участками от 0,04 до 0,2 га), для установления факта, не противоречит ли это целям и задачам национального парка «Русский Север» и не наносит ли ущерба природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам.
Однако в рассматриваемом случае такие обстоятельства судами не исследовались и не устанавливались, вследствие чего принятые по делу судебные акты, как не основанные на установленных в законном порядке фактах, не отвечают требованиям статей 195, 196 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Допущенные нарушения являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений, а поскольку для правильного разрешения спора требуется установление новых обстоятельств, что находится вне компетенции президиума, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить юридически значимые для дела обстоятельства, в том числе при возникновении вопросов, требующих специальных знаний, и посредством назначения соответствующей экспертизы, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Вологодского областного суда
п о с т а н о в и л :
решение Кирилловского районного суда Вологодской области от 03 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 июля 2017 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Кирилловский районный суд Вологодской области в ином составе судей.
Председательствующий Осипова И.Г.