№Г-42/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Президиума Смоленского областного суда
04 июля 2018 года г. Смоленск
Президиум Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Батршина Р.Ю.
членов президиума: Винеля А.В., Гузенковой Н.В., Ерофеева А.В., Макаровой Н.Н., Перова А.Е.,
по докладу судьи Винеля А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Ярцевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Денисову Александру Александровичу о взыскании задолженности за стационарное социальное обслуживание по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 26 в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области от 07 июня 2017 года, апелляционное определение Ярцевского городского суда Смоленской области от 26 сентября 2017 года,
у с т а н о в и л:
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ярцевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее - Учреждение) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за стационарное социальное обслуживание за период с июля 2016г. по февраль 2017г. включительно в размере 13817 руб. 64 коп. и расходов по оплате государственной пошлины. В обоснование исковых требований указало, что 14.05.2015г. между сторонами был заключен договор о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, по условиям которого за оказание истцом ФИО1 социальных услуг последним ежемесячно должна производится оплата, рассчитываемая но основе тарифов на социальные услуги и не превышающая 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Вместе с тем, в нарушение закона размер платы Учреждением исчислялся только из пенсии по старости ответчика, несмотря на то, что он как инвалид <данные изъяты> группы получает ежемесячную денежную выплату в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», в связи с чем образовалась соответствующая задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка № 26 в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области от 07.07.2017г., оставленным без изменения апелляционным определением Ярцевского городского суда Смоленской области от 26.09.2017г., исковые требования Учреждения удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ФИО1 просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, как принятые с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение.
26.04.2018г. дело истребовано в Смоленский областной суд, поступило 14.05.2018г.
Определением судьи Смоленского областного суда Винеля А.В. от 14.06.2018г. кассационная жалоба ФИО1 вместе с делом переданы для рассмотрения в суд кассационной инстанции - президиум Смоленского областного суда.
Заслушав доклад судьи Винеля А.В., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения судами были допущены.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 01.01.2015г. отделом социальной защиты населения в Ярцевском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО1 разработана индивидуальная программа социальных услуг (л.д. 62-67).
14.05.2015г. между Учреждением (исполнитель) и ответчиком (получатель социальных услуг) заключен договор о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов № 77, по условиям которого исполнитель на основании упомянутой индивидуальной программы обязуется оказать ФИО1 социальные услуги согласно Перечню оказываемых социальных услуг, который является неотъемлемой частью договора, а последний – вносить установленную договором плату за оказанные социальные услуги. Срок действия договора до 31.12.2017г. (л.д. 5-6).
Пунктами 2.1, 2.3 договора предусмотрено, что общая сумма платы, ежемесячно вносимая получателем социальных услуг, определяется исходя из размера платы за предоставление социальных услуг, составляет 5498 руб. 89 коп. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (п. 4 ст. 32 Федерального закона №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
15.02.2017г. на основании постановления Правительства РФ от 19.01.2017г. № 36 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии» между сторонами спора заключено дополнительное соглашение к договору, предусматривающее увеличение ежемесячной платы за стационарное обслуживание с 01.02.2017г. до 6025 руб. 56 коп. (л.д. 7).
Из материалов дела следует, что ФИО1 является получателем пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на основании п.1, п.п.2 п.2 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории – инвалиды <данные изъяты> группы (л.д. 39).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», п.п. «ж» п. 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 18.10.2014г. № 1075, исходил из того, что при расчете среднедушевого дохода ФИО1, как получателя социальной услуги за плату, следует учитывать все его доходы, полученные в денежной форме, в том числе и ЕДВ. Учитывая, что ответчик является получателем как пенсии, так и ЕДВ, то с указанных денежных доходов должны производиться отчисления за предоставленные социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания в размере 75 %. Установив, что ежемесячная плата за предоставление социальных услуг рассчитывалась только с учетом получаемой ответчиком пенсии, пришел к выводу об обоснованности заявленных Учреждением требований.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
Вместе с тем, выводы судебных инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права.
В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, а также права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В соответствии с частями 1, 2 ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
Согласно частям 3, 4, 5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 настоящего Федерального закона.
Из содержания указанных норм следует, что в договоре о предоставлении социальных услуг должен быть указан фиксированный размер ежемесячного платежа за предоставление услуг, который может быть меньше либо равен 75% среднедушевого дохода получателя такой услуги.
Как следует из текста договора о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 14.05.2015г., в нем содержатся предусмотренные ч. 2 ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» существенные условия, включая стоимость оказываемой услуги, которая определена в твердой денежной сумме (5496 руб. 89 коп.) и не превышающая установленную законом предельную величину.
Данное условие договора в установленном законном порядке не оспорено и недействительным не признано, в связи с чем, подлежит применению к спорным правоотношениям в период с 14.05.2015г. по 31.01.2017г. (до изменения стоимости услуги).
Изменение условий договора в части размера платы в одностороннем порядке допустимо лишь в случае изменения среднедушевого дохода гражданина и (или) предельной величины среднедушевого дохода, установленного законом субъекта РФ (п. 2.6 Договора).
Однако при разрешении дела судом первой инстанции данные обстоятельства учтены не были, что привело к вынесению незаконного решения.
Проверяя законность решения мирового судьи, городской суд допущенные нарушения норм материального права не устранил.
Допущенные нарушения являются существенными, непреодолимыми и могут быть устранены лишь путем отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), президиум Смоленского областного суда находит апелляционное определение Ярцевского городского суда Смоленской области от 26.09.2017г. подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
п о с т а н о в и л:
апелляционное определение Ярцевского городского суда Смоленской области от 26 сентября 2017 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий президиума
Смоленского областного суда Р.Ю. Батршин