ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-45 от 25.04.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Левина Т.А. № 44г-45

Докладчик: Лавник М.В.

Председательствующий: Лавник М.В.

Судьи: Корытникова Г.А., Дударёк Н.Г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

суда кассационной инстанции

г. Кемерово 25 апреля 2016 года

Президиум Кемеровского областного суда в составе:

Председательствующего: Кирюшина А.Н.,

членов президиума: Сидорова Е.И., Ордынского А.В., Донцовой В.А., Карасевой Т.Д., Русиновой А.В., Фроловой Т.В., Шагаровой Т.В.,

при секретаре Леонтьевой И.В.,

заслушав доклад судьи Шагаровой Т.В.

по кассационной жалобе представителя Управления социальной защиты населения Березовского городского округа – ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 24.02.2015 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11.08.2015 по делу по иску ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Березовского городского округа о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию,

переданной определением судьи Кемеровского областного суда от 11.04.2016 с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Кемеровского областного суда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Березовского городского округа о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию.

Требования мотивированы тем, что она начала свою трудовую деятельность с 17.07.1957 в должности библиотекаря, с 23.04.1958 работала в должности воспитателя в детском саду, с 02.09.1963 по 27.09.1973, с 31.08.1978 по 01.09.2007 работала учителем географии в школе №1 г. Березовского, с 27.09.1973 по 30.08.1978 работала в Березовском горкоме КПСС в должности заведующего отделом пропаганды и агитации, с 01.07.2014 по 29.08.2014 работала в должности воспитателя детского сада «Малышок», с 01.09.2014 по 29.11.2014 педагогом дополнительного образования в МБОУ дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Березовского городского округа.

С 15.10.1992 ей назначена пенсия в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

01.12.2014 истец обратилась в Управление социальной защиты населения Березовского городского округа с заявлением о назначении пенсии Кемеровской области как лицу, имеющему стаж педагогической работы 50 лет в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области».

В назначении пенсии в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области» Управлением социальной защиты населения Березовского городского округа ей было отказано, в педагогический стаж не был включен период работы с 27.09.1973 по 30.08.1978 в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС.

Считает данное решение необоснованным, поскольку она имела педагогический стаж 50 лет на день обращения к ответчику.

Согласно пп. а п.1 Приказа Минвуза СССР от 27.08.1987 № 605 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних и специальных учебных заведений», преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений, в том числе, время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов; в должности заведующего библиотекой горкома или райкома партии в период с 1952 по 1956 годы.

Просила признать решение Управления социальной защиты населения Березовского городского округа от 15.12.2014 об отказе в назначении пенсии в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области» незаконным, обязать Управление социальной защиты населения Березовского городского округа в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области» назначить ей пенсию с 01.12.2014.

Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 24.02.2015 постановлено:

Признать решение Управления социальной защиты населения Березовского городского округа от 15.12.2014 об отказе в назначении ФИО2 пенсии в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области» незаконным.

Обязать Управление социальной защиты населения Березовского городского округа включить в педагогический стаж ФИО2 периоды работы с 17.07.1957 в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры, с 27.09.1973 по 30.08.1978 в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС.

Обязать Управление социальной защиты населения Березовского городского округа назначить ФИО2 с 01.12.2014 пенсию в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11.08.2015 решение Березовского городского суда Кемеровской области от 24.02.2015 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель Управления социальной защиты населения Березовского городского округа – ФИО1 просит отменить решение Березовского городского суда Кемеровской области от 24.02.2015 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11.08.2015 как незаконные.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Управления социальной защиты населения Березовского городского округа ФИО1, действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как было установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, в периоды: с 17.07.1957 по 11.11.1957 ФИО2 работала в должности библиотекаря в Кемеровском районном отделе культуры; с 23.04.1958 по 26.09.1961 - в должности музыкального воспитателя Барзасского детского сада в Кемеровском районо; с 03.10.1961 по 04.10.1962 - в должности воспитателя детского сада № 79 шахта «Березовская»; с 01.09.1962 по 01.09.1963 - в должности воспитателя в группе продленного дня Дом культуры шахта «Березовская»; с 02.09.1963 по 08.09.1969 - в должности преподавателя географии в школе № 1 Березовского ГорОНО; с 08.09.1969 по 24.08.1971, с 24.08.1971 по 26.09.1973 – в должности организатора по внеклассной работы в школе № 1; с 27.09.1973 по 30.08.1978 - в должности заведующей отделом пропаганды и агитации, зав. Кабинетом политического просвещения в Березовским горкомом КПСС; с 31.08.1978 по 01.02.1982 - в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе № 1 в Березовском ГорОНО; с 01.02.1982 по 01.09.2007 - в должности учителя географии средней общеобразовательной школе № 1 в Березовском ГорОНО; с 01.07.2014 по 29.08.2014 - в должности воспитателя детского сада «Малышок»; с 01.09.2014 по 29.11.2014 - в должности педагога дополнительного образования МБОУ дополнительного образования детей «Центр творчества развития детей и юношества» Березовского городского округа (л.д. 5-18).

С 15.10.1992 ФИО2 была назначена пенсия в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», что подтверждается копией пенсионного удостоверения (л.д. 4).

01.12.2014 ФИО2 обратилась в Управление социальной защиты населения Березовского городского округа с заявлением о назначении ей пенсии Кемеровской области как лицу, имеющему стаж педагогической работы 50 лет в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области» (л.д. 21).

Письмом за подписью начальника Управления социальной защиты населения Березовского городского округа от 15.12.2014 № 04-4667 в назначении пенсии в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области» истице было отказано. При этом в педагогический стаж ответчиком не были включены период работы с 17.07.1957 по 11.11.1957 - в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры и период работы с 27.09.1973 по 30.08.1978 – в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС (л.д. 19-20).

Разрешая спор по существу, признавая отказ начальника Управления социальной защиты населения Березовского городского округа в назначении истице пенсии Кемеровской области незаконным, судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

При этом суды указали, что положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Однако президиум не может согласиться с указанным выводом судебных инстанций по следующим основаниям.

Так, в силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Закон Кемеровской области от 14.01.1999 № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области» был принят в соответствии с положениями Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное указанной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (части 3 и 4 статьи 26.3-1).

В силу пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, при отсутствии федерального законодательного регулирования, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить порядок и условия предоставления за счет средств субъекта Российской Федерации дополнительного пенсионного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования пенсиям, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 1 октября 2009 года N 1060-О-О и др.).

Закон Кемеровской области № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области» устанавливает систему пенсий Кемеровской области за счет средств областного бюджета в целях развития дополнительного пенсионного обеспечения. В указанном Законе законодатель установил дополнительный вид пенсионного обеспечения граждан, местом жительства которых является Кемеровская область.

В соответствии со статьей 1 Закона Кемеровской области № 8-ОЗ пенсии Кемеровской области назначаются и выплачиваются гражданам Российской Федерации, местом жительства которых является Кемеровская область, если иное не установлено настоящим Законом.

В указанном Законе субъект Российской Федерации самостоятельно определил круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, а также установил условия и порядок предоставления таких мер.

Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 октября 2008 г. N 797-О-О, согласно которой предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением, следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, то есть субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 88-О, от 3 апреля 2007 г. N 332-О-П).

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии, установленной Законом Кемеровской области «О пенсиях Кемеровской области» заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Определение размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием самого субъекта.

В этой связи, финансирование дополнительной пенсии, установленной Законом № 8-ОЗ, осуществляется за счет собственного дохода бюджета субъекта, который вправе вводить и изменять порядок и условия указанной пенсии определенной категории граждан, поскольку решение вопроса о дополнительных выплатах к пенсиям отнесено к исключительной компетенции субъекта.

В Законе № 8-ОЗ законодатель определил категории граждан, местом жительства которых является Кемеровская область, имеющих право на дополнительный вид пенсионного обеспечения, виды образовательных организаций (учреждений) периоды работы в которых учитываются при подсчете стажа педагогической работы.

Так, в соответствии с п.3 ч. 1 ст.8 Закона Кемеровской области от 14.01.1999 № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области» граждане, имеющие стаж педагогической работы 50 и более лет в расположенных (располагавшихся) на территории Кемеровской области общеобразовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих обучение, организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях, за исключением частных. При этом при подсчете стажа педагогической работы учитываются периоды работы в образовательных организациях (учреждениях), наименования которых подлежали (подлежат) приведению в соответствие с действовавшим (действующим) законодательством.

К образовательным организациям (учреждениям) для назначения пенсии Кемеровской области относятся: расположенные (располагавшиеся) на территории Кемеровской области государственные и (или) муниципальные образовательные учреждения следующих типов: общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии; учреждениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждениях дополнительного образования детей; учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования.

Таким образом, Законом № 8-ОЗ круг образовательных организаций (учреждений) периоды работы в которых засчитывается в педагогический стаж дающий право на получение пенсии Кемеровской области ограничен.

Вместе с тем, реализуя дискреционные полномочия, законодатель Кемеровской области в Законе Кемеровской области «О пенсиях Кемеровской области» закрепил перечень, а также определил основания возникновения права указанных лиц на пенсию за выслугу лет и порядок ее назначения и выплаты. При этом данные законоположения связывают возможность получения дополнительной пенсии с тем, что работа должна протекать в образовательных учреждениях, которые предусмотрены указанным Законом.

Включая в педагогический стаж ФИО2 период ее работы с 27.09.1973 по 30.08.1978 в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС, судебные инстанции исходили из того, что в названный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, согласно пункту 1 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Между тем, судебными инстанциями не было учтено, что требования ФИО2 о назначении пенсии Кемеровской области как лицу, имеющий стаж педагогической работы 50 лет, основаны на Законе Кемеровской области от 14.01.1999 № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области».

Отдел пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС, не относятся к типам образовательных организаций (учреждений) для назначения пенсии Кемеровской области, следовательно, не подлежит включению в педагогический стаж истицы период ее работы с 27.09.1973 по 30.08.1978 в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС.

Применение законодательства, используемого для подсчета стажа работы дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при назначении пенсии Кемеровской области, законодательством Кемеровской области не предусмотрено.

При этом нельзя согласиться с выводами судебных инстанций о включении в специальный стаж работы истицы, дающей ей право на назначении пенсии Кемеровской области в соответствии с постановлением Совета Министров СССРО от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения», поскольку в указанном постановлении речь идет о назначении государственной пенсии за выслугу лет, а не региональной пенсии, которая устанавливается с учетом финансовых возможностей региона в целях дополнительного пенсионного обеспечения граждан, проживающих на территории Кемеровской области.

Пункт 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на который сослались судебные инстанции в качестве оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истицы, применим только при досрочном назначении трудовой пенсии по старости и не регулирует вопросы назначения дополнительной пенсии, установленной Законом № 8-ОЗ.

То обстоятельство, что закон позволяет включить спорные периоды в специальный стаж педагогической работы при назначении истице трудовой пенсии, не означает, что невключение этих периодов при назначении дополнительной пенсии, предусмотренной Законом Кемеровской области, противоречит федеральному законодательству, учитывая дополнительный характер такой пенсии, и не свидетельствует об ухудшении положения, поскольку установление размера такой дополнительной пенсии к получаемой ими трудовой пенсии по старости является правом субъекта, исходя из финансово-экономических возможностей.

При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с выводами судебных инстанций о возможности включения с педагогический стаж истицы для назначения ей дополнительной пенсии по Закону № 8-ОЗ, периода ее работы с 27.09.1973 по 30.08.1978 в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС, который не относился и не относится к образовательным учреждениям.

Кроме того, нельзя согласиться с выводами судебных инстанций о том, что истица приобрела пенсионные права до введения нового правового регулирования, а соответственно, за ней сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения такого права.

В данном случае Закон Кемеровской области № 8-ОЗ был принят только 14.01.1999, т.е. гораздо позже периода работы истицы с 27.09.1973 по 30.08.1978 в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС. Соответственно, истица, работая в спорный период в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС, не могла рассчитывать на дополнительную пенсию, установленную Законом Кемеровской области № 8-ОЗ, которая на тот момент законом не была предусмотрена.

Вместе с тем, президиум не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в части включения в педагогический стаж периода работы истицы в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры с 17.07.1957 по 11.11.1957.

Так, Законом СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII были утверждены Основы законодательства союза ССР и союзных республик о народном образовании, которые введены в действие с 01.01.1974.

Согласно ст. 5 Основ, в соответствии с Конституцией СССР существовала и совершенствовалась единая система народного образования, которая обеспечивала общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служила коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовила ее к труду и общественной деятельности, которая включала, в том числе, внешкольное воспитание.

В силу ст. 51, 52 Основ внешкольная воспитательная работа осуществлялась внешкольными учреждениями, номенклатура которых утверждалась в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

В соответствии со статьей 5 Закона РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» система народного образования в РСФСР включала внешкольное воспитание.

Внешкольная воспитательная работа в соответствии со ст.ст. 80, 81 названного Закона осуществлялась, в том числе, внешкольными учреждениями.

Статьей 81 Закона РСФСР «О народном образовании» был установлен перечень внешкольных учреждений, к числу которых были отнесены: государственные органы, предприятия, учреждения и организации, колхозы, иные кооперативные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации создают в установленном порядке дворцы и дома пионеров и школьников, детские и юношеские библиотеки, дворцы и дома культуры, дворцы спорта и дома техники учащихся профессионально-технических учебных заведений, станции и клубы юных техников, натуралистов, туристов, детские железные дороги, спортивные школы, пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха и другие внешкольные учреждения.

Таким образом, внешкольные детские учреждения входили в систему народного образования.

Кроме того, пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается, в том числе, работа по специальности во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.

С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о том, что спорный период работы ФИО2 в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры подлежит включению в стаж педагогической деятельности без каких-либо дополнительных условий, следует признать обоснованным.

Таким образом, продолжительность стажа, дающего право на назначение пенсии Кемеровской области, с учетом включенного периода с 17.07.1957 по 11.11.1957 в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры, составляет менее 50 лет, т.е. менее требуемого, что не дает право истице на назначение пенсии по Закону Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области».

Допущенные судом первой и апелляционной инстанций нарушения являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов ответчика.

Поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права, все обстоятельства по делу установлены полно, президиум в силу п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ считает возможным, не передавая дело для нового рассмотрения, принять новое судебное постановление, которым отказать в иске ФИО2 в части обязания ответчика зачесть в педагогический стаж работы период с 27.09.1973 по 30.08.1978 в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС и назначения ей пенсии в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области» ввиду отсутствия требуемого стажа.

Руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Березовского городского суда Кемеровской области от 24.02.2015 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11.08.2015 в части удовлетворения исковых требований ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Березовского городского округа об обязании зачесть ФИО2 в педагогический стаж работы период с 27.09.1973 по 30.08.1978 и обязании Управления социальной защиты населения Березовского городского округа назначить ФИО2 с 01.12.2014 пенсию в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области» - отменить.

В отмененной части принять новое решение, которым в иске ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Березовского городского округа о включении периода работы с 27.09.1973 по 30.08.1978 в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС, об обязании Управления социальной защиты населения Березовского городского округа назначить ФИО2 с 01.12.2014 пенсию в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ от 14.01.1999 «О пенсиях Кемеровской области» - отказать.

В остальной части решение Березовского городского суда Кемеровской области от 24.02.2015 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11.08.2015 оставить без изменения.

Председательствующий Президиума

Кемеровского областного суда А.Н. Кирюшин