ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-55/2013 от 05.06.2013 Томского областного суда (Томская область)

Судья первой инстанции: Прохорова Н.В.,

Суд апелляционной инстанции: Радикевич М.А.,

Залевская Е.А., Емельянова Ю.С.

44г - 55/2013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Томского областного суда

г. Томск 05 июня 2013 года

Президиум Томского областного суда в составе:

председательствующего Кайгородова А.А.,

членов президиума: Школяр Л.Г., Кина А.Р., Ахвердиевой И.Ю., Батуниной Т.А., Каплюка А.В., Синяковой Т.П., Уваровой Т.В.

рассмотрел истребованное по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 16 августа 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 октября 2012 года дело по иску Шаяхметова Р.Т. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № 1932 от 16.07.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности на ответчика назначить дополнительное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения.

Заслушав доклад судьи Томского областного суда Жолудевой М.В., президиум Томского областного суда

установил:

Шаяхметов Р.Т. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области).

В обоснование заявленных требований указал, что работал в организации ядерного оружейного комплекса на Сибирском химическом комбинате 30 лет 10 месяцев. С 01.06.2012 ему выплачивается ДМО, при назначении которого был учтен только стаж работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», - 14 лет 8 месяцев, однако не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563.

12.07.2012 он обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете размера ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 16.07.2012 № 1932 в перерасчете ДМО ему отказано.

Решением Северского городского суда Томской области от 16 августа 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 октября 2012 года, исковые требования Шаяхметова Р.Т. удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной 20 марта 2013 года, представитель ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Томилин В.Н. просит указанные судебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шаяхметова Р.Т.

Считает, что право на назначение ДМО имеют только те работники, которые непосредственно принимали участие в видах деятельности, предусмотренных Указом Президента РФ № 1563 от 23.08.2000, и чья работа была сопряжена с наиболее высоким риском для жизни и здоровья. Учет общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса предусмотрен для граждан, которые перечислены в пп.«а» п.2 Положения № 549, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005. Истец к указанной категории граждан не относится. Со ссылкой на п.2 постановления Правительства РФ №549 от 01.09.2005 считает, что к участию в деле должно быть привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства, однако в удовлетворении ходатайства заявителя о привлечении указанного лица к участию в деле было необоснованно отказано.

08 апреля 2013 года дело поступило в суд кассационной инстанции по запросу от 29 марта 2013 года.

Определением судьи Томского областного суда от 28 мая 2013 года жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Томского областного суда.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке истец, представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области не явились, в связи с чем президиум Томского областного суда, руководствуясь ст.385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Томского областного суда приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

В соответствии со ст.387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения при рассмотрении данного дела допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что с 17.07.1981 по 31.05.2012 Шаяхметов Р.Т. работал на Сибирском химическом комбинате. С 13.04.2012 Шаяхметову Р.Т. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Страховой стаж работы истца в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составляет 30 лет 10 месяцев, специальный стаж на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними, - 14 лет 8 месяцев.

Распоряжением УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Шаяхметову Р.Т. с 01.06.2012 установлено ДМО в размере /__/ руб.

Решением ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 16.07.2012 № 1932 Шаяхметову Р.Т. отказано в перерасчете размера ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса продолжительностью 30 лет 10 месяцев.

Установив, что истцу назначена трудовая пенсия по старости на основании пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», его страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ составляет 30 лет 10 месяцев, т.е. более 20 лет, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Шаяхметов Р.Т. имеет право на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 30 лет 10 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса РФ.

С решением суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Между тем изложенные выводы судебных инстанций противоречат действующему правовому регулированию рассматриваемых правоотношений.

Указом Президента РФ № 1563 от 23 августа 2000 года «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на социальную поддержку (пункт 1 Указа).

Названным Указом и Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 года №549 (в ред. постановления Правительства РФ от 13 мая 2010 года № 328) (далее - Положение), гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при осуществлении ими указанных в Перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса при выходе на пенсию и при условии прекращения трудовой деятельности в организации ядерного оружейного комплекса установлено право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (абзац 3 пункта 2 Указа, подпункт «б» пункта 2 Положения).

Пунктом 9 Положения установлено, что минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах.

В соответствии с пунктом 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается:

на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения;

на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения.

Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:

сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;

сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено в подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7   настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В соответствии с Указом и Положением, регулирующими спорные правоотношения, основным критерием при определении права на дополнительное обеспечение является требование о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.

В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.

При разрешении настоящего спора судебными инстанциями не было учтено, что согласно абз.2 подп.«б» п.2 Положения в стаж, дающий право на установление дополнительного обеспечения указанным в данном подпункте гражданам, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных Перечнем.

Как следует из материалов дела, стаж продолжительностью 14 лет 08 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, учтен при исчислении размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии Шаяхметова Р.Т.

В ходе рассмотрения дела период, предусмотренный Перечнем и учтенный при исчислении ДМО (14 лет 08 месяцев), истцом не оспаривался. В соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказательств, свидетельствующих о его работе в организациях, осуществляющих виды деятельности, предусмотренных Перечнем, более 14 лет 08 месяцев не представлено.

Учет же общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса при назначении дополнительного обеспечения предусмотрен только тем гражданам, которые перечислены в абз.2 п.2 Указа, подпункте «а» пункта 2 Положения - граждане, награжденные орденами Российской Федерации и (или) СССР, удостоенные звания лауреата Ленинской премии, лауреата государственных премий СССР, лауреата государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреата премии Президента Российской Федерации, лауреата премии Совета; Министров СССР и (или) РСФСР, лауреата премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими предусмотренных перечнем видов деятельности, имеющие страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет, к которым истец не относится.

Согласно ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач гражданского судопроизводства является правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел; при этом в силу приведенной нормы гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка.

Допущенные нарушения норм материального и процессуального права свидетельствуют о фундаментальном нарушении ст.46 Конституции Российской Федерации, ст.6, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующих эффективную судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.

При таких обстоятельствах президиум Томского областного суда находит, что допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции вышеуказанные нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможно восстановление прав и законных интересов заявителя.

Данные нарушения могут быть устранены посредством отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

Поскольку судебными инстанциями были установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, то состоявшиеся по делу решение Северского городского суда Томской области от 16 августа 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 октября 2012 года подлежат отмене с принятием нового судебного постановления об отказе Шаяхметову Р.Т. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь п.5 ч.1 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

решение Северского городского суда Томской области от 16 августа 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 октября 2012 года по делу по иску Шаяхметова Р.Т. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № 1932 от 16.07.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности на ответчика назначить дополнительное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шаяхметова Р.Т. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области отказать.

Приостановление исполнения решения Северского городского суда Томской области от 16 августа 2012 года, принятое определением судьи Томского областного суда от 29 марта 2013 года, отменить.

Постановление президиума Томского областного суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий