ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
8 ноября 2019 года г. Ханты-Мансийск
Президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Бушуева Д.Г.,
членов президиума: Дука А.Л., Остапенко В.В., Полуяна А.Л.,
при помощнике М.,
с участием
прокурора Ш.,
представителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре М..,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, о признании бесхозяйным имущества и обращении его в государственную собственность, по кассационной жалобе представителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре М. на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 апреля 2019 года,
Заслушав доклад судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Максименко И.В., пояснения представителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре М.., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Ш., считающего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению и судебные постановления подлежащими отмене, президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,
установил:
Нефтеюганский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании денежных средств в размере <данные изъяты> бесхозяйными и обращении их в собственность Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой установлено, что на лицевом счете бухгалтерии Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нефтеюганскому району (далее ОМВД) находятся денежные средства в размере <данные изъяты>, поступившие в (дата). Документы о наименовании организации-плательщике уничтожены в связи с истечением сроков хранения. С заявлениями о возврате денежных средств никто не обращался.
В судебном заседании старший помощник Нефтеюганского межрайонного прокурора Д. на удовлетворении требований настаивала.
Представитель заинтересованного лица П. против удовлетворения заявления не возражала.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2018 года, признаны бесхозяйными денежные средства в размере <данные изъяты>, находящиеся на залоговом счете бухгалтерии ОМВД России по Нефтеюганскому району и переданы Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее Межтеруправление).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 апреля 2019 года решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2018 года изменено в части передачи бесхозяйных денежных средств Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе с указанием на передачу денежных средств Управлению Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее Управление). В остальной части решение оставлено без изменения.
В поданной и поступившей в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2 сентября 2019 года кассационной жалобе представителем заявителя ставится вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для отмены обжалуемых судебных постановлений в части передачи денежных Управлению и принятия в этой части нового решения об обращении бесхозяйных денежных средств в собственность Российской Федерации.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 20 сентября 2019 года дело истребовано из суда первой инстанции, 15 октября 2019 года дело поступило в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Определением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Максименко И.В. от 23 октября 2019 года кассационная жалоба представителя заявителя с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе о причинах неявки не сообщил. Президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, мнение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для частичной отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, в связи с существенными нарушениями норм процессуального и материального права, выразившимися в следующем.
Из материалов дела следует, что ОМВД России по Нефтеюганскому району обратился в адрес Нефтеюганской межрайонной прокуратуры с заявлением о принятии мер по признанию бесхозяйными денежных средств, находящихся на залоговом счете бухгалтерии ОМВД России по Нефтеюганскому району и в ходе проведенной проверки установлено, что за период с 2003 года по 2018 год денежные средства в размере <данные изъяты> в качестве вещественных доказательств во временное распоряжение финансового обеспечения не передавались (л.д.7-9).
При проведении ревизии уголовных дел также не установлены обстоятельства и дела, по которым сданы денежные средства в указанном размере (л.д.10-11).
Согласно ответу Центрального Банка России на запрос ОМВД о движении денежных средств предоставление выписки по счету не представляется возможным в связи с истечением срока хранения (л.д.12-13).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 225, 226, 236, 262, 290, 293 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 45, 56, 60, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что отсутствуют сведения о принадлежности имущества каким-либо лицам, о наличии титульных или фактических владельцев, которые претендуют на указанное имущество, в течение длительного периода времени указанным движимым имуществом никто не интересовался, пришел к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению, изъятое имущество необходимо признать бесхозяйным, обратив его в собственность государства путем передачи Межтеруправлению для учета, оценки и распоряжения.
Рассматривая апелляционную жалобу Межтеруправления, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 225, 236, 262, 290, 293 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на подпункт «д» пункта 2 Порядка учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, которое определяет порядок учета, оценки и распоряжения обращенным в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации, в том числе движимым бесхозяйным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311, пришел к выводу о том, что Межтеруправление не является органом, уполномоченным принимать денежные средства, находящиеся на залоговом счете органа внутренних дел и являющихся бесхозяйным имуществом. Признанные бесхозяйными денежные средства подлежат передаче Управлению для последующего распоряжения, в связи с чем изменил решение в части и передал денежные средства Управлению.
Между тем, президиум не может согласиться с выводами судебных инстанций в части передачи денежных средств, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального и материального права.
Правильно придя к выводу о признании бесхозяйными денежных средств, находящиеся на залоговом счете бухгалтерии ОМВД России по Нефтеюганскому району, судебные инстанции неправильно определили в чью собственность указанное имущество должно быть передано.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).Суд апелляционной инстанции, в нарушение части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», в резолютивной части судебного постановления указал на передачу денежных средств Управлению, но без указания об обращении их в собственность Российской Федерации, при этом Нефтеюганский межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, как следует из мотивировочной части решения, на заявленных требованиях в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации о признании бесхозяйными денежных средств в размере <данные изъяты> и обращении их в собственность Российской Федерации настаивал и требования не изменял, о передаче денежных средств Управлению не просил.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пункту 5.31 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает поступления в федеральный бюджет также денежных средств, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением:
д) денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, средств от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков, которые в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке перечисляются: в валюте Российской Федерации - на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
18 февраля 2019 года приказом Министерства финансов Российской Федерации №22н утвержден Порядок перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам федерального казначейства, пункт 1 которого предусматривает, что настоящий Порядок разработан в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», и устанавливает правила перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.
Управление обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в Управлении; право самостоятельного распоряжения денежными средствами, находящимися на лицевых счетах своих клиентов, у Управления отсутствует, поскольку движение операций по счетам, открытым в органе Федерального казначейства осуществляется только от имени и по поручению своих клиентов - администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в Управлении.
Таким образом, для возможности распоряжения Управлением денежными средствами, признанными судом бесхозяйными, их необходимо вначале передать в собственность Российской Федерации, а затем уже на основании вышеуказанного Порядка, Казначейство будет иметь возможность на их зачисление на специальный счет, указанный в Порядке.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные постановления в части передачи Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе с указанием на передачу денежных средств Управлению Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм процессуального и материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Управления, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений в указанной части с принятием в этой части нового решения об обращении денежных средств в собственность Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
постановил:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2018 года в части передачи бесхозяйных денежных средств Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 апреля 2019 года в части передачи бесхозяйных денежных средств Управлению Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым денежные средства в размере <данные изъяты>, находящиеся на залоговом счете бухгалтерии отдела Министерства внутренних дел России по Нефтеюганскому району обратить в собственность Российской Федерации.
В остальной части решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 апреля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий Д.Г. Бушуев