ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-59/19 от 11.07.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ПРЕЗИДИУМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2019 года № 44Г-59/2019

Президиум Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего и.о. председателя Забайкальского краевого суда

Нестерова М.В.,

членов президиума Воросова С.М., Литвинцевой И.В., Ходусовой И.В.

при секретаре Крупович В.О.

рассмотрел кассационную жалобу ФИО1 на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 24 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к войсковой части 10253 о признании действий незаконными, возложении обязанности заключить контракт о прохождении военной службы, взыскании судебных расходов (суд первой инстанции – Цоктоева О.В.; суд апелляционной инстанции – Подшивалова Н.С. (председательствующий, докладчик), Казакевич Ю.А., Погорелова Е.А.).

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Багдасаровой Л.В., президиум

установил:

ФИО1 обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий начальника штаба войсковой части 63559 по отказу в заключении с истцом контракта на прохождение военной службы, возложении обязанности заключить данный контракт. В обоснование указал, что в марте 2017 г. командир войсковой части 63559 выдал истцу отношение на должность инженера (авиационного комплекса) инженерно-авиационной службы (эскадрильи) авиационной эскадрильи (Су-30 см). Военным комиссариатом Улетовского района проведены мероприятия по отбору для поступления на военную службу по контракту, по результатам которых истец признан годным к прохождению военной службы по контракту. Однако командование войсковой части 63559 возвратило пакет документов со ссылкой на то, что ранее истец был уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта (л.д. 4-7, 94).

В дальнейшем истец уточнил требования и просил заменить ответчика на командира войсковой части 10253, обязать последнего назначить ФИО1 на должность инженера авиационного полка СУ-30 см в войсковую часть 63559 (л.д.94).

Протокольными определениями Читинского районного суда Забайкальского края от 11 сентября 2018 г. произведена замена начальника штаба войсковой части 63559 на надлежащего ответчика командира войсковой части 10253; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены войсковая часть 63559, военный комиссариат Улетовского района Забайкальского края (л.д. 103).

Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 24 октября 2018 года в иске отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 февраля 2019 года решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в отдел делопроизводства краевого суда 30 мая 2019 года, ФИО1 выражает несогласие с решением и апелляционным определением, считая их незаконными и необоснованными.

По запросу судьи Забайкальского краевого суда от 10 июня 2019 года дело истребовано из районного суда; 21 июня 2019 года оно поступило в краевой суд.

Определением судьи Забайкальского краевого суда от 1 июля 2019 года кассационная жалоба вместе с гражданским делом передана для рассмотрения в суд кассационной инстанции.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения не просили. Президиум, руководствуясь статьей 385 ГПК РФ, считает возможным разрешить спор без участия сторон и третьих лиц.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Проверив обоснованность суждений, изложенных в кассационной жалобе и письменных возражениях представителя войсковой части 10253 относительно нее, президиум усматривает наличие названных в статье 387 ГПК РФ оснований для пересмотра апелляционного определения.

Установлено, что приказом главнокомандующего ВВС от <Дата> старший лейтенант ФИО1, авиационный техник самолета расчета авиационно-технического отряда 120 гвардейского истребительного авиационного полка 26 гвардейской дивизии противовоздушной обороны, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта (л.д.33).

01.08.2017 ФИО1 обратился в военный комиссариат Улетовского района Забайкальского края с заявлением об оформлении на него документов для поступления в добровольном порядке на военную службу по контракту в войсковую часть 63559 на должность инженера авиационного комплекса Су-30 см (л.д.19).

26.01.2018 начальник штаба войсковой части 63559 возвратил военному комиссару Улетовского района Забайкальского края материалы в отношении ФИО1, указав на увольнение офицера по невыполнению условий контракта (л.д.34).

Отклоняя иск, районный суд исходил из того, что кандидатура ФИО1 рассмотрена ответчиком с соблюдением требований законодательства о военной службе; отказ в заключении контракта обусловлен несоответствием кандидата предъявляемым требованиям.

Суд апелляционной инстанции пришел к мнению об оспаривании истцом законности межведомственной переписки, не содержащей властного волеизъявления и касающейся осуществления полномочий кадровой службы в сфере контроля над комплектованием Вооруженных Сил РФ. Суд указал, что возвращение документов без реализации не является отказом в заключении контракта и не препятствует командиру войсковой части настаивать на продолжении процедуры заключения контракта.

Президиум не может согласиться с апелляционным определением по изложенным ниже основаниям.

Порядок отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту и заключения с ними контракта о прохождении военной службы установлен Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 №1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее – Закон, Положение соответственно).

Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны РФ от 30.10.2015 №660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее – Порядок).

Так, статьей 34 Закона предусмотрено, что отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту, за исключением кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами (п.3). Определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых на военную службу по контракту военными комиссариатами или пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается соответственно на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, или на создаваемые в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту (п.4).

В соответствии со статьей 5 Положения граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению офицерами, подают заявления в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете (п.1). Военные комиссариаты (пункты отбора, воинские части) регистрируют и принимают к рассмотрению заявления граждан (иностранных граждан), изъявивших желание поступить на военную службу по контракту. Гражданин (иностранный гражданин), заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту (п.4). Военный комиссар (командир воинской части) рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания, помимо прочего, о рассмотрении кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов или аттестационной комиссией воинской части (п.7). Определение соответствия кандидатов, отбор которых осуществляется военными комиссариатами (воинскими частями, пунктами отбора совместно с военными комиссариатами), требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов (аттестационные комиссии воинских частей, совместные комиссии пунктов отбора и военных комиссариатов) (п.14). Кандидат, признанный комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов (совместной комиссией пункта отбора и военного комиссариата) соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, получает от военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) или начальника пункта отбора соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта (п.16). Кандидатура гражданина (иностранного гражданина), прибывшего для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части. При необходимости по решению командира воинской части кандидат может быть направлен для рассмотрения его кандидатуры аттестационной комиссией воинской части в целях решения вопроса о заключении с ним контракта (п.19).

В соответствии с пунктом 2 Порядка гражданин, не находящийся на военной службе, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подает заявление в военный комиссариат по месту воинского учета (месту жительства) или в воинскую часть. Гражданину, не находящемуся на военной службе, обратившемуся непосредственно в воинскую часть с заявлением о поступлении на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, командиром (начальником) воинской части после рассмотрения его кандидатуры выдается отношение по рекомендуемому образцу согласно приложению №1 к настоящему Порядку. Отношение представляется гражданином в военный комиссариат по месту воинского учета (месту жительства).

Согласно пункту 3 Порядка отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - воинскими частями. Военные комиссариаты проводят отбор кандидатов на основании: отношения, выданного командиром (начальником) воинской части; перечней вакантных воинских должностей, подлежащих комплектованию офицерами, представляемых в военные комиссариаты командирами (начальниками) воинских частей.

В соответствии с пунктом 5 Порядка на кандидата, прошедшего отбор на военную службу по контракту, в воинской части подготавливается представление, оформляемое по рекомендуемому образцу согласно приложению №2 к настоящему Порядку. Представление и личное дело кандидата представляются в порядке подчиненности в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации. Главное управление кадров рассматривает поступившие материалы, готовит и представляет статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации проект приказа по личному составу. Приказы по личному составу о приеме граждан на военную службу по контракту и заключении соответствующих контрактов подписываются статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации. Выписка из приказа о приеме на военную службу доводится Главным управлением кадров до кадрового органа вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, Северного флота, центрального органа военного управления, из которого поступили материалы на кандидата, а также до военного комиссариата по месту воинского учета (воинской части, проводившей мероприятия по отбору) кандидата. Личное дело кандидата направляется в военный комиссариат по месту воинского учета (воинскую часть, проводившую мероприятия по отбору). Военный комиссариат доводит приказ о приеме на военную службу до гражданина, вручает ему предписание для убытия в воинскую часть, информирует о порядке убытия и заключения контракта, направляет в воинскую часть его личное дело и уведомляет командира (начальника) воинской части о сроке его прибытия.

Командир (начальник) воинской части на основании выписки из приказа о приеме на военную службу заключает с гражданином первый контракт в день его прибытия в воинскую часть, а с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - в день получения выписки из приказа о приеме на военную службу (п.6 Порядка).

Во исполнение приведенных норм 24 марта 2017 года командир войсковой части 63559 выдал отношение, адресованное военному комиссару Улетовского района Забайкальского края, с просьбой дать указания о проведении мероприятий по отбору для поступления ФИО1 на военную службу по контракту (л.д.20).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии военного комиссариата Забайкальского края от 06.09.2017 старший лейтенант запаса ФИО1 соответствует требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту (л.д.81).

9 сентября 2017 года аттестационная комиссия войсковой части 63559 приняла решение ходатайствовать о приеме истца на военную службу по контракту, заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы сроком на 5 лет, назначении на воинскую должность инженера авиационной эскадрильи войсковой части 63559 (л.д.78).

11 сентября 2017 года в отношении ФИО1, прошедшего отбор на военную службу по контракту, командир 120 отдельного истребительного авиационного полка 11 армии ВВС и ПО подготовил представление о приеме старшего лейтенанта запаса ФИО1 на военную службу по контракту (л.д.76-77).

Изложенные обстоятельства указывают на то, что военным комиссариатом Забайкальского края и войсковой частью 63559 приняты находящиеся в их компетенции положительные решения относительно обращения ФИО1 о поступлении на военную службу по контракту.

Но направленные в порядке подчиненности в войсковую часть 10253 представление и личное дело кандидата вернулись с резолюцией «не согласовано» (л.д.77).

В отзыве относительно искового заявления представитель войсковой части 10253 указал, что после получения от командира войсковой части 63559 материалов на ФИО1, в том числе личного дела, и их изучения командир войсковой части 10253 принял решение о возврате указанных документов ввиду несоответствия кандидатуры истца установленным требованиям (л.д.121- 122).

Информация о том, что подобное возвращение инициатору (войсковой части 63559) документов не являлось препятствием для продолжения процедуры отбора кандидата для поступления на военную службу по контракту и предполагало дальнейшее проведение названных мероприятий, в деле отсутствует.

ФИО1 расценил административное решение командира войсковой части 10253 как отказ в заключении контракта, а причину отказа (увольнение с военной службы за неисполнение условий контракта) не основанной на законе (л.д.94, 146-147).

Сведений об изменении истцом предмета и оснований иска в материалах дела не имеется.

В кассационной жалобе ФИО1 указывает, что судебная коллегия проигнорировала существо судебного разбирательства и за истца решила, что именно являлось предметом его обжалования.

Частью 3 статьи 196 ГПК РФ предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 5 постановления от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» разъяснил, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.

При таких фактических условиях и нормах процессуального закона у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для утверждения об оспаривании истцом межведомственной переписки, не имеющей властного волеизъявления, и возможности продолжения процедуры заключения контракта.

Допущенные судом второй инстанции нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и вынести решение в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 февраля 2019 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Забайкальский краевой суд.

Председательствующий М.В. Нестеров