Судья Степанова Е.А.
Докладчик Кадкин А.А. № 44г-67
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
президиума Приморского краевого суда
8 сентября 2014 г. г. Владивосток
Президиум Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Хижинского А.А.,
членов президиума Семенцовой Л.К., Троеглазова А.С., Хребтовой Н.Л., Демидовой Е.В.
при секретаре Волгиной Т.Н.,
с участием заместителя прокурора Приморского края Богомолова В.И.,
рассмотрел в кассационном порядке гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уссурийского городского округа о выполнении мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности
по кассационной жалобе администрации Уссурийского городского округа в лице представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 августа 2013 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 мая 2014 г. в части
на основании определения судьи Приморского краевого суда Украинской Т.И. о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Украинской Т.И., выслушав представителя администрации Уссурийского городского округа ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ..., заместителя прокурора Приморского края Богомолова В.И., просившего судебные постановления по делу изменить, президиум
У С Т А Н О В И Л:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Уссурийского городского округа о выполнении мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: время прибытия первого подразделения к месту вызова в с. Кондратеновка, с. Горнотаежное, с. Каймановка, с. Каменушка превышает 10 минут; не обеспечено исправное состояние пожарного резервуара возле школы в с. Каменушка; не созданы защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, в с. Горнотаежное – северная сторона, с. Каменушка – пер. Верхний, пер. Горный, ул. Нектарная. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации городского округа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и обязать её в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по устранению этих нарушений.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 16 августа 2013 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 мая 2014 г., заявление прокурора удовлетворено. Бездействие администрации Уссурийского городского округа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории Уссурийского городского округа признано незаконным. На администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в села Кондратеновка, Каменушка, Каймановка, Горнотаежное не менее 10 минут; обеспечить исправное пожарное состояние пожарного резервуара возле школы с. Каменушка; создать защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, в с. Горнотаежное – с северной стороны, в с. Каменушка – со стороны переулков Верхнего и Горного, улицы Нектарной.
В кассационной жалобе администрация Уссурийского городского округа просит судебные постановления, состоявшиеся по настоящему делу, отменить в части возложения обязанности в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в села Кондратеновка, Каменушка, Каймановка, Горнотаежное не менее 10 минут, как принятое с существенным нарушением норм материального и норм процессуального права.
Определением судьи Приморского краевого суда от 15 августа 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Приморского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче дела на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит судебные постановления подлежащими отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого рода нарушения норм материального и норм процессуального права допущены судами первой и второй инстанции по настоящему делу при рассмотрении требований прокурора о возложении на администрацию Уссурийского городского округа обязанности по обеспечению времени прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в села Кондратеновка, Каменушка, Каймановка, Горнотаежное в течение 10 минут.
Заявляя данные требования, прокурор сослался в их обоснование на положения части 1 статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Указанным Федеральным законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Частью 2 статьи 1 этого Закона предусмотрено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.
Главой 17 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ установлены общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны, в том числе частью 1 статьи 76 предусмотрено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
По смыслу Закона в его системном толковании, данной нормой установлены требования к дислокации подразделений пожарной охраны в городских округах и сельских поселениях, а не норматив прибытия подразделения пожарной охраны к месту пожара.
В связи с этим при разрешении требований прокурора в указанной части, с учетом пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящего к вопросам местного значения городского округа обеспечение первичных мер пожарной безопасности, суду следовало выяснить, отнесены ли вопросы размещения подразделений пожарной охраны к первичным мерам пожарной безопасности и какими полномочиями наделен городской округ в решении данных вопросов.
Перечень первичных мер пожарной безопасности установлен статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которые также подлежали применению при выяснении вопроса о компетенции органа местного самоуправления в обеспечении прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в течение 10 минут.
В кассационной жалобе представитель администрации Уссурийского городского округа утверждает, что вопросы организации тушения пожара, как совокупности оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий, относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации, а не городского округа.
Судом, кроме того, допущено существенное нарушение норм процессуального права при изложении резолютивной части решения.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в пункте 11 Постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
Возлагая на администрацию Уссурийского городского округа обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в села Кондратеновка, Каменушка, Каймановка, Горнотаежное не более (в решении ошибочно - не менее) 10 минут, суд не указал, какие конкретно мероприятия или действия необходимо предпринять для выполнения данного требования.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что исполнение решение в данной части затруднительно.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального и норм процессуального права являются существенными и подлежат исправлению при новом рассмотрении дела.
В то же время президиум краевого суда не находит оснований для удовлетворения дополнения к кассационной жалобе администрации Уссурийского городского округа на судебные постановления в части возложения обязанности обеспечить исправное состояние пожарного резервуара возле школы с. Каменушка. Создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в соответствии со ст. 19 Закона о пожарной безопасности относится к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Нормы материального права при рассмотрении требований прокурора в указанной части правильно применены судом первой и второй инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 августа 2013 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 мая 2014 г. в части обязанности администрации Уссурийского городского округа в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в села Кондратеновка, Каменушка, Каймановка, Горнотаежное не менее 10 минут отменить. Дело в указанной части направить на новое рассмотрение. В остальной части судебные постановления оставить без изменения.
Председательствующий А.А. Хижинский