ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-71/19 от 24.10.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ПРЕЗИДИУМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2019 года № 44Г-71/2019

Президиум Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего председателя Забайкальского краевого суда

Шишкиной Н.П.,

членов президиума Воросова С.М., Литвинцевой И.В., Лобынцева И.А.,

Нестерова М.В., Ревенко Т.М.

при секретаре Крупович В.О.

рассмотрел кассационную жалобу представителя ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю» Робан З.Ф. на определение и.о. мирового судьи судебного участка №8 Ингодинского судебного района г. Читы мирового судьи судебного участка №9 Ингодинского судебного района г. Читы от 1 марта 2019 года и апелляционное определение Ингодинского районного суда г. Читы от 24 мая 2019 года по заявлению ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю» к Логинову К. А. о выдаче судебного приказа (мировой судья Петина М.А.; суд апелляционной инстанции – Порошина Е.В.).

В заседании приняла участие представитель ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю» Робан З.Ф.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Багдасаровой Л.В., президиум

установил:

ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю» обратилось с заявлением о выдаче судебного приказа, ссылаясь на то, что Логинов К.А. состоит с взыскателем в договорных отношениях по оказанию охранных услуг и имеет задолженность по их оплате в размере 1 274,56 руб.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка №8 Ингодинского судебного района г. Читы мирового судьи судебного участка №9 Ингодинского судебного района г. Читы от 1 марта 2019 года заявление возвращено по мотиву неуплаты государственной пошлины.

Апелляционным определением Ингодинского районного суда города Читы от 24 мая 2019 года определение мирового судьи оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в отдел делопроизводства краевого суда 27 августа 2019 года, представитель ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю» Робан З.Ф. выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными постановлениями.

По запросу судьи Забайкальского краевого суда от 28 августа 2019 года материалы истребованы у мирового судьи; 30 сентября 2019 года они поступили в краевой суд.

Определением судьи Забайкальского краевого суда от 9 октября 2019 года кассационная жалоба с материалами передана для рассмотрения в суд кассационной инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Проверив обоснованность суждений кассатора, президиум усматривает наличие названных в статье 387 ГПК РФ оснований для пересмотра обжалуемых определений.

В соответствии с часть 2 статьи 123 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.10.2019) заявление о вынесении судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере 50 процентов ставки, установленной для исковых заявлений.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 89 ГПК РФ, глава 25.3 НК РФ).

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 данного Кодекса.

Это законоположение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением вышеназванных (письма Минфина РФ от 10.05.2016 №№03-05-04-03/26674, от 16.03.2017 №03-05-04-03/14959).

В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (п.3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», действ. на день вынесения обжалуемых определений, п.1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 №510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2018 №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Росгвардия является центральным органом управления войсками национальной гвардии. Росгвардия для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии, и обеспечения их деятельности создает: структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии; территориальные органы Росгвардии; воинские части войск национальной гвардии; подразделения (органы) войск национальной гвардии, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения (органы) войск национальной гвардии); организации войск национальной гвардии (п.1 Указа Президента РФ от 30.09.2016 №510).

Росгвардия осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии, а также руководит деятельностью организаций, созданных в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке для выполнения задач в установленных сферах деятельности гвардии (п.5 Указа Президента РФ от 30.09.2016 №510).

Росгвардия в числе прочих полномочий организует охрану имущества физических и юридических лиц по договорам (подп.13 п.9 Указа Президента РФ от 30.09.2016 №510).

В соответствии с Федеральным законом «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.1). На войска национальной гвардии возлагается выполнение охраны имущества физических и юридических лиц по договорам (п.8 ст.2). В состав войск национальной гвардии входят: органы управления; объединения, соединения и воинские части; подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения); образовательные организации высшего образования и иные организации (ч.1 ст.5). Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения (ч.2 ст.5). Органы управления объединений, подразделения и организации войск национальной гвардии, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании уставов, утверждаемых руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ч.4 ст.5).

Уставом ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю», утв. приказом директора Федеральной службы служба войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 №224, определено, что ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю» включено в структуру названной федеральной службы, является составной частью федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего, в частности, охрану имущества и объектов физических и юридических лиц на договорной основе (п.1).

Предметом деятельности учреждения является участие в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии, по обеспечению государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина (п.17 Устава).

Одной из целей деятельности учреждения является охрана на договорной основе имущества физических и юридических лиц (п.18.1 Устава).

Для достижения этой цели учреждение за счет средств федерального бюджета организует, обеспечивает и осуществляет на основе договоров охраны имущества физических и юридических лиц от преступных и иных противоправных посягательств (п.19.1 Устава); ведет претензионно-исковую работу по своевременному взысканию дебиторской задолженности по договорам (п.19.30 Устава).

Средства, получаемые в соответствии с договорами на охрану имущества и объектов физических и юридических лиц и от предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и другими обстоятельствами зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ в полном объеме (п.34 Устава).

Из приведенных положений следует, что учреждение создано для выполнения задач и осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти. Поэтому оно подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.

С целью исправления допущенной судами ошибки президиум полагает необходимым отменить постановления мирового судьи и суда апелляционной инстанции и направить материалы в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

определение и.о. мирового судьи судебного участка №8 Ингодинского судебного района г. Читы мирового судьи судебного участка №9 Ингодинского судебного района г. Читы от 1 марта 2019 года и апелляционное определение Ингодинского районного суда г. Читы от 24 мая 2019 года отменить, материалы направить мировому судье судебного участка №8 Ингодинского судебного района г. Читы для рассмотрения вопроса о принятии заявления ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю» к Логинову К. А. о выдаче судебного приказа.

Председательствующий Н.П. Шишкина