ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 44г-80
президиума Оренбургского областного суда
30 июля 2018 года г. Оренбург
Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего – Емельянова В.А.,
членов президиума: Акчуриной Г.Ж., Белинской С.В., Хакимовой О.В., Чернявской С.А.,
при секретаре Самохиной И.В.,
рассмотрев кассационную жалобу представителя Федеральной службы исполнения наказаний России – ФИО16 на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 06 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту – ФСИН России), управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области (далее по тексту – УФСИН России по Оренбургской области) о признании незаконным решения, обязании включить в очередь для получения единовременной социальной выплаты,
заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Лебедевой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что 12 июля 2016 года комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, было вынесено решение об отказе ему и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием на дату подачи рапорта обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, поскольку им не представлена информация о регистрации его детей за последние 5 лет.
Считает решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты необоснованным, поскольку его дети проживали по адресу: (адрес) в следующий временной период: сын - Арстан с момента рождения до 11 июля 2013 года, дочь - Дария с 30 января 2007 года по 11 июля 2013 года. С июля 2013 по настоящее время все члены семьи проживают по адресу: (адрес)
Фактические обстоятельства не изменились, все сведения были представлены.
Просил суд признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 12 июля 2016 года; обязать комиссию ФСИН России поставить его и членов его семьи (всего состав семьи 4 человека) на очередь для получения единовременной социальной выплаты с 18 февраля 2014 года.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены в части.
Суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от 12 июля 2016 года, обязал комиссию ФСИН России поставить ФИО1 и членов его семьи на очередь для получения единовременной социальной выплаты с 18 февраля 2014 года.
В удовлетворении иска к УФСИН по Оренбургской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 06 декабря 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд 18 мая 2018 года, представитель ФСИН России – ФИО17. просит отменить принятые по делу судебные постановления.
Определением судьи Оренбургского областного суда Кисловой Е.А. от 05 июля 2018 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, в связи с чем, на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Оренбургского областного суда находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области ФИО18 действующий на основании доверенностей, просил судебные постановления оттенить, кассационную жалобу удовлетворить.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела такого характера существенные нарушения норм материального права судами допущены.
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходит службу в уголовно-исполнительной системе, является сотрудником ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области; выслуга истца в календарном исчислении составляет более 13 лет.
С 14 августа 2004 года ФИО1, состоит в зарегистрированном браке с ФИО2 (до брака ФИО3), от брака имеют дочь ФИО4 Дарию, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына ФИО4 Арстана, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из копии паспорта ФИО1 следует, что он с 19 июня 2001 года по 30 января 2007 года был зарегистрирован по адресу: (адрес)
С 30 января 2007 года по 26 апреля 2012 года был зарегистрирован по адресу: (адрес)
С 12 мая 2012 года по 19 февраля 2013 года истец был зарегистрирован по адресу: (адрес)
С 11 марта 2013 года по 11 июля 2013 года зарегистрирован по адресу: (адрес)
С 17 июля 2013 года по настоящему времени зарегистрирован по адресу: (адрес)
Из копии паспорта ФИО2 следует, что она с 06 апреля 2005 года по 20 января 2007 года была зарегистрирована по адресу: (адрес)
С 30 января 2007 года по 26 апреля 2012 года по адресу(адрес)
С 12 мая 2012 года по 19 февраля 2013 года была зарегистрирована по адресу: (адрес)
С 11 марта 2013 года по 11 июля 2013 года зарегистрирована по адресу: (адрес)
С 17 июля 2013 года по настоящее время зарегистрирована по (адрес)
Согласно домовой книге по (адрес), дети истца – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по данному адресу с 12 мая 2012 года (л.д. 41-42).
Согласно свидетельствам о регистрации по месту жительства ФИО5, ФИО6, с 17 июля 2013 зарегистрированы по адресу: (адрес)
18 февраля 2014 года ФИО1 обратился в комиссию ФСИН России с рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 20).
12 июля 2016 года по результатам проверки представленных документов комиссией ФСИН России было принято решение об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием документов о месте жительства детей за последние 5 лет.
Согласно протоколу, заявителем представлены выписка из домовой книги по адресу: <...> свидетельство о регистрации по месту пребывания, а также выписка из домовой книги по адресу: <...>. Однако иные документы по указанным адресам отсутствуют. В учетном деле также не указано место жительства детей в период с момента их рождения до 2012 года. Информации по детям за последние 5 лет заявитель не представил (л.д. 8-9).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 12 июля 2016 года (протокол № 50) об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении на ответчика обязанности поставить ФИО1 с составом семьи из четырех человек на учет для получения названной выплаты, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты, и исходил из того, что к рапорту ФИО1 в комиссию ФСИН России были приложены все документы, необходимые для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе выписка из домовой книги, содержащая сведения о регистрации детей с 2012 года, свидетельства о регистрации по месту жительства детей, содержащие сведения о регистрации с 2013 года, копия паспорта истца и копия паспорта супруги ФИО2
Суд также со ссылкой на статью 20 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие сведений о регистрации детей ФИО1 до 2012 года не может являться основанием для отказа в постановке истца на учет для получения спорной выплаты, поскольку в силу данной нормы местом жительства несовершеннолетних детей признается место жительства их родителей.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем с данными выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 год № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).
По смыслу приведенной нормы, перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее – Правила).
Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з» пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении, обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судами первой и апелляционной инстанций приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям не применены.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации о месте регистрации детей ФИО1 с момент их рождения до 2012 года.
Делая вывод о том, что такой отказ не соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции не учел, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Между тем, несоблюдение ФИО1 установленных названными Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредоставление им сведений о месте регистрации детей до 2012 года, за последние 5 лет до подачи заявления (18 февраля 2014 года), лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у ФИО1 оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Вывод судов первой и апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что отсутствие документов со сведениями о регистрации несовершеннолетних детей ФИО1 по месту жительства или месту пребывания до 2012 года не препятствует реализации права истца на получение единовременной социальной выплаты, нельзя признать правильным.
Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется понятие «место жительства несовершеннолетних граждан или граждан, находящихся под опекой» - это место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Однако при решении вопроса о постановке ФИО1 с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетних детей ФИО1 в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представление ФИО1 вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (в том числе и несовершеннолетних детей) за последние 5 лет до подачи заявления.
Также из материалов дела следует, что заявителем ФИО1 в комиссию ФСИН России были представлены выписка из домовой книги по месту регистрации с 17 июля 2013 года по адресу: (адрес) свидетельство о регистрации по месту пребывания, а также выписка из домовой книги по адресу: (адрес), где заявитель с членами его семьи были зарегистрированы с 11 марта 2013 года по 11 июля 2013 года, площадь и статус данного жилого помещения неизвестны. Иные документы по указанным адресам заявителем не представлены.
В силу приведенного выше правового регулирования определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Поскольку ФИО1, претендующим на получение спорной выплаты, в соответствующую комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие все необходимые сведения с мест жительства его и членов ее семьи, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства и совместно проживающих членов его семьи в определенные периоды за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, выводы судов о необоснованности решения комиссии ФСИН России об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от 12 июля 2016 года и обязании ответчика поставить ФИО1 и членов его семьи на очередь для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им соответствующего рапорта (с 18 февраля 2014 года) являются неправомерными.
Принимая во внимание допущенные судебными инстанциями при рассмотрении дела нарушения норм материального права, которые являются существенными, повлиявшими на исход дела, учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), президиум Оренбургского областного суда считает, что кассационную жалобу представителя ФСИН России – ФИО19 следует удовлетворить частично, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 06 декабря 2017 года отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Оренбургского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу представителя Федеральной службы исполнения наказаний России – ФИО7 на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 06 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний России, управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о признании незаконным решения, обязании включить в очередь для получения единовременной социальной выплаты удовлетворить частично.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 06 декабря 2017 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.А. Емельянов