ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-87/2014 от 30.07.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

с. Николаев Н.Н.д. Петрушенко Ф.П. 44г-87/14П О С Т А Н О В Л Е Н И Епрезидиума Волгоградского областного суда

 г. Волгоград 30 июля 2014 года

 Президиум Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего – Подкопаева Н.Н.

 членов президиума: Чаркина С.А., Зарубина А.В., Свиридовой Ю.В., Соловьевой Н.А., Юткиной С.М.

 при секретаре – Плехановой Е.В.

 на основании определения судьи Волгоградского областного суда Поволоцкой И.А. от 15 июля 2014 года о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции,

 по докладу судьи Волгоградского областного суда Поволоцкой И.А.,

 рассмотрев по поступившей 27 мая 2014 года кассационной жалобе Анищенко Лидии Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 марта 2014 года

 гражданское дело по заявлению Анищенко Лидии Николаевны об оспаривании решения комитета по строительству администрации Волгоградской области об отказе в предоставлении меры социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем,

 у с т а н о в и л :

 Анищенко Л.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения комитета по строительству администрации Волгоградской области (в последующем реорганизован в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, в министерство строительства Волгоградской области) об отказе в предоставлении меры социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

 В обоснование заявленных требований указала, что является дочерью ФИО., участника Великой Отечественной войны, умершего ДД.ММ.ГГГГ

 Нетрудоспособна с ДД.ММ.ГГГГ, имеет 2 группу инвалидности бессрочно, в связи с чем находилась на иждивении ФИО до момента его смерти, имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Эти обстоятельства установлены также вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ

 Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 Полагает, что как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны обладает правом на предоставление ей меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах», однако комитетом по строительству администрации Волгоградской области отказано в предоставлении ей указанной меры социальной поддержки. Считает отказ необоснованным и противоречащим требованиям закона.

 Просит признать незаконным отказ комитета по строительству администрации Волгоградской области в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета и обязать комитет по строительству администрации Волгоградской области предоставить ей меры социальной поддержки и обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета.

 Решением Чернышковского районного суда Волгоградской области от 14 января 2014 года заявление Анищенко Л.Н. удовлетворено, на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области возложена обязанность обеспечить Анищенко Л.Н. жильем за счет средств федерального бюджета.

 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 марта 2014 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении заявленных требований отказано.

 В кассационной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 марта 2014 года, просит его отменить.

 30 мая 2014 года судьей Волгоградского областного суда дело истребовано и поступило в Волгоградский областной суд 16 июня 2014 года.

 Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, поддержавшую кассационную жалобу, возражения ФИО., представителя министерства строительства Волгоградской области, обсудив доводы жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.

 В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

 При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права.

 Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ФИО1 обращалась с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании ФЗ «О ветеранах», но не обращалась о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности.

 С таким выводом согласиться нельзя, поскольку он сделан вследствие неправильного применения норм материального права.

 Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (п.1) постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

 В соответствии с подп.4 п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии в пенсионным законодательством Российской Федерации.

 Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержи, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

 Члены семей войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от имущественного положения.

 Как видно из материалов дела, ФИО1 считает незаконным решение министерства строительства Волгоградской области об отказе в предоставлении ей меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем и просит обязать названный орган предоставить ей данную меру социальной поддержки.

 Указанная в заявлении мера социальной поддержки предусмотрена ст.21 ФЗ «О ветеранах».

 В силу ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

 По данному делу исходя из заявленных ФИО1 требований, их обоснования, а также с учетом положений ст.21 ФЗ «О ветеранах» юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством являлось выяснение вопроса о том, является ли истица лицом, обладающим правом на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета и соответствует ли решение об отказе в предоставлении ей такой меры социальной поддержки требованиям действующего законодательства.

 Как установлено судом первой инстанции, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, является дочерью ФИО., участника Великой Отечественной войны, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

 Истица является инвалидом детства, а с ДД.ММ.ГГГГ имеет 2 группу инвалидности бессрочно, в связи с чем получает пенсию по инвалидности (л.д.15).

 Вступившим в законную силу решением Чернышковского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения ФИО1 на иждивении ФИО с ДД.ММ.ГГГГ до момента его смерти.

 Из ст.21 ФЗ «О ветеранах» следует, что правом на предоставление мер социальной поддержки имеют не только получающие пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособные члены семьи умершего участника Великой Отечественной войны, но и имеющие право на ее получение в соответствии с пенсионным законодательством.

 Согласно подп.1 п.2, п.6 ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности.

 При этом указанные лица, для которых помощь умершего была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

 Таким образом, ФИО1 имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством.

 ДД.ММ.ГГГГ постановлением № № <...> администрации Чернышковского городского поселения Волгоградской области ФИО1 как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

 Поскольку истица является нетрудоспособным членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством, признана нуждающейся в жилом помещении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ФИО1 обладает правом на предоставление мер социальной поддержки в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах», в том числе в виде меры по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

 В подп.4 п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах» отмечается, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

 Постановлением администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 года № 301-п (в редакции от 23.05.2011 года, 14.04.2014 года) «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» установлено (п.1), что реализация мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями членов семей умерший участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области, осуществляется по их выбору в форме:

 предоставления социальной выплаты; предоставления жилого помещения на праве собственности; предоставления жилого помещения по договору социального найма.

 Уполномоченным органом по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений, предоставлению жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма за счет субвенций федерального бюджета определено министерство строительства Волгоградской области (п.3).

 Социальная выплата осуществляется единовременно на основании сводного списка граждан, обладающих правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленные ФЗ «О ветеранах» (п.3 Порядка предоставления социальной выплаты, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 г. № 301-п (в редакции от 23.05.2011 года, 14.04.2014 года) «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета»).

 Предоставление социальной выплаты носит заявительный характер (п.7 Порядка).

 Как видно из материалов дела, реализуя свое право, истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты (л.д.136).

 В связи с этим управлением социальной защиты населения администрации Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в сводный список граждан, обладающих правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленные ФЗ «О ветеранах».

 Решением комитета по строительству Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в предоставлении социальной выплаты по основаниям отсутствия у нее права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, так как ФИО1 не является получателем пенсии по случаю потери кормильца.

 Между тем при принятии такого решения уполномоченным органом не принято во внимание, что, не являясь получателем пенсии по случаю потери кормильца, истица имеет право на ее получение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

 Поскольку иных оснований для отказа ФИО1 в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в решении не содержится, указание в решении на отсутствие у истицы права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не соответствует требованиям ФЗ «О ветеранах» и фактическим обстоятельствам, нарушает предусмотренные п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах» права ФИО1, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

 Учитывая изложенное, президиум находит, что допущенные судом апелляционной инстанции и названные выше нарушения являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ФИО1, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 марта 2014 года подлежит отмене, а решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 14 января 2014 года – оставлению без изменения как постановленное с соблюдением норм материального и процессуального права.

 При этом является неосновательным утверждение представителя министерства строительства Волгоградской области ФИО об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что в заявлении в суд ФИО1 просит предоставить ей жилое помещение, не соблюдая требования о заявительном характере, так как в своем заявлении в администрацию Чернышковского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ просила предоставить ей социальную выплату, а не жилое помещение.

 Как видно из заявления в суд (л.д.4), ФИО1 просит признать незаконным решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и обязать комитет по строительству обеспечить ее жильем за счет средств федерального бюджета как имеющую право на предоставление такого вида мер социальной поддержки.

 Таким образом, в заявлении указывается о нарушении права на меры социальной поддержки с указанием их конкретного вида.

 Меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета предусмотрены, как указано выше, подп.4 п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах».

 Из п.1 постановления администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 года № 301-п (в редакции от 23.05.2011 года, 14.04.2014 года) «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» следует, что предоставление социальной выплаты, предоставление жилого помещения на праве собственности, предоставление жилого помещения по договору социального найма является формой реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

 Форму реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета ФИО1 избрала ДД.ММ.ГГГГ, обратившись в установленном порядке с заявлением о предоставлении социальной выплаты.

 Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявительный характер предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета ФИО1 соблюден.

 В связи с тем, что в решении комитета по строительству администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) указывается на отсутствие у нее права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета и, следовательно, на все предусмотренные субъектом РФ формы их реализации (предоставление социальной выплаты, предоставление жилого помещения на праве собственности, предоставление жилого помещения по договору социального найма), ФИО1 в соответствии со ст.3 ГПК РФ обратилась в суд за защитой нарушенного права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, но не с просьбой о конкретной форме реализации названного вида мер социальной поддержки, поскольку форма реализации права избрана ею при подаче соответствующего заявления ДД.ММ.ГГГГ

 Таким образом, названные выше доводы представителя министерства строительства Волгоградской области ФИО не могут быть приняты во внимание как основание для отмены решения суда первой инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела норм материального права.

 Руководствуясь ст.388, 390 ГПК РФ, президиум

 п о с т а н о в и л :

 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 марта 2014 года отменить, решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 14 января 2014 года по гражданскому делу по заявлению ФИО1 об оспаривании решения комитета по строительству администрации Волгоградской области об отказе в предоставлении меры социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем оставить без изменения.

 Председательствующий подпись ФИО2

 Верно

 Судья

 Волгоградского областного суда ФИО3