№ 44г-99/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
президиума Хабаровского краевого суда
г. Хабаровск 16 июля 2018 года
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Веретенникова Н.Н.,
членов президиума Барабанова С.Г., Мироновой Л.Ю.,
с участием заявителя Трач В.М., его представителя Волкова А.Н., допущенного по устному заявлению истца,
при секретаре Борзуновой А.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трач В.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края о признании права на досрочную страховую пенсию по старости по кассационной жалобе Трач В.М. на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 20 декабря 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 марта 2018 года.
Выслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., объяснения заявителя Трач В.М., его представителя Волкова А.Н., изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда
у с т а н о в и л:
Трач В.М. обратился в суд к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края с иском о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В обоснование иска Трач В.М. указал о том, что решением от 09.11.2016г. ответчик отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа. При этом в льготный стаж необоснованно не включены периоды его работы по профессии монтер пути, главный кондуктор грузовых поездов, дублер помощника машиниста и периоды прохождения курсов повышения квалификации. Отказ ответчика считает незаконным, нарушающим его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения в пенсионный орган – 26.10.2016 года.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 20 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований Трач В.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 марта 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Трач В.М. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Хабаровский краевой суд 25 мая 2018 года, Трач В.М. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм права.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Скурихиной Л.В. от 21 июня 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
В соответствии с часть 2 статьи 385 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявивишегося ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края, который уведомлен судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не известил, об отложении судебного разбирательства ходатайство не заявил.
В силу статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Выслушав объяснения истца Трач В.М., его представителя Волкова А.Н., просивших отменить принятые по делу судебные постановления по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, обсудив доводы жалобы, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя в части и отмене принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.10.2016 Трач В.М. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края от 09.11.2016 № 285 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку по состоянию на 26.10.2016 стаж Трач В.М., дающий право на назначение указанной пенсии составляет 11 лет 09 месяцев 19 дней.
В льготный стаж решением пенсионного органа не включены период повышения квалификации с 14.02.1983 по 11.09.1983; работы в качестве монтера пути с 25.01.1984 по 06.03.1984; 21.12.1992 по 18.03.1993; 01.06.1993 по 30.06.1993; 01.12.1993 по 07.12.1993; 09.08.1994 по 31.08.1994 ввиду отсутствия документального подтверждения занятости истца на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов; работы в должности главного кондуктора грузовых поездов с 04.02.1986 по 27.04.1986; 26.12.1988 по 26.01.1989; 01.11.1993 по 30.11.1993; 01.01.1994 по 08.08.1994 года; 01.10.1994 по 13.03.1994, поскольку данная профессия не предусмотрена Списком от 24.04.1992 № 272.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом действующего правого регулирования спорные периоды работы истца в должности главного кондуктора грузовых поездов, дублера помощника машиниста, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР не подлежат включению в специальный стаж.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверяя правильность применения судами, разрешившими данное дело, норм пенсионного законодательства, президиум Хабаровского краевого суда полагает необходимым указать следующее.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «б» пункта 1 указанного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В данном Списке в разделе ХХХ Транспорт подразделе 1. Железнодорожный транспорт и метрополитен предусмотрены должности: кондукторы грузовых поездов; машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций, мотовозов.
В Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, предусмотрена должность «кондукторы грузовых поездов».
Пунктом 3 постановления Министерства труда и социального развития РФ от 1 апреля 2003 года № 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272.
Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 2 апреля 1976 года № 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года № 81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список № 2, раздел XXX, подраздел 1, включены «кондукторы грузовых поездов»), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов (п. 8).
Аналогичное положение содержится в пунктах 7, 9 Разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 29.
Кроме того, в разделе «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56 (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 года № 283/24-82) должность главного кондуктора грузовых поездов отдельно не выделена, в пункте 7 указанного раздела ЕТКС содержится тарифно-квалификационная характеристика кондуктора грузовых поездов, как общего наименования данной профессии.
Учитывая вышеприведенные положения закона в их взаимосвязи, выводы судов об отсутствии оснований для включения периодов работы истца с 04.02.1986 по 27.04.1986, с 26.12.1988 по 26.01.1989 в должности главного кондуктора грузовых поездов в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, нельзя признать правомерными.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части первой статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды общей и арбитражной юрисдикции оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Предоставление судам соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2012 года № 2404-О).
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости.
В силу части 1 статьи 327, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 этого же кодекса приведенные выше требования распространяются и на суд апелляционной инстанции, который в апелляционном определении должен указать установленные им обстоятельства, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на нормы права, которыми суд руководствовался.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса, либо без учета таких особенностей при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
В силу требований статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должно быть указано краткое содержание обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционных жалобы, представления, представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции; обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался. При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются.
В апелляционной жалобе Трач В.М., выражая несогласие с решением суда первой инстанции, указывал на необходимость применения к трудовой деятельности, осуществляемой Трач В.М. до 1992 года, Списка от 28.08.1956 № 1173, а к трудовой деятельности после 1992 года Списка 24.04.1992 № 272 и Списка от 26.01.1991 № 10. Заявитель указывал на то, что судом не было учтено, что после службы в армии истец с соблюдением установленного порядка в течение месяца устроился на работу, прошел стажировку в должности дублера помощника машиниста тепловоза, после чего был назначен на должность помощника машиниста. При этом дублер помощника машиниста входил в состав локомотивной бригады и в обязательном порядке указывался в маршрутном листе; все участники локомотивной бригады работали полный рабочий день в равных условиях, подвергались облучению от высоковольтной камеры локомотива. Также истец выражал несогласие с отказом во включение в льготный стаж периодов перевода истца с должности помощника машиниста в периоды простоев до одного месяца, а также периодов с 02.05.2004 по 31.05.2004, с 01.06.2004 по 28.01.2005, с 01.04.2005 по 09.03.2006.
Между тем в нарушение вышеприведенных требований закона суд апелляционной инстанции ограничился лишь формальным указанием на отсутствие оснований для отмены решения суда, мотивов в подтверждение своего вывода не привел, оценку доводам заявителя апелляционной жалобы о нарушении его прав не дал, чем нарушил гарантированное Конституцией Российской Федерации право заявителя на судебную защиту и доступ к правосудию.
Допущенные при разрешении настоящего дела нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем принятое по делу апелляционное определение подлежит отмене, а дело – направлению в суд апелляционной инстанции для нового рассмотрения в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, проверить доводы апелляционной жалобы заявителя, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и представленным доказательствам и в соответствии с установленными данными и требованиями закона разрешить дело.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
п о с т а н о в и л :
кассационную жалобу Трач В.М. удовлетворить в части,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 марта 2018 года отменить,
гражданское дело по иску Трач В.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края о признании права на досрочную страховую пенсию по старости передать в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда для нового рассмотрения в апелляционном порядке в ином составе судей.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.Н. Веретенников