Дело № 44г-9/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Ленинградского областного суда
Санкт-Петербург 26 мая 2015 года
Президиум Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Шевчука В.Б.,
членов президиума Андреевой Т.Б., Морозова Н.А., Подносовой И.Л.,
Пономаревой Т.А., Пучинина Д.А., Стрижакова А.А.
при секретаре Бахуревич Е.В.,
рассмотрев по поступившей 27 февраля 2015 года кассационной жалобе представителя администрации <данные изъяты> – по доверенности Н.В. на определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 декабря 2014 года истребованное гражданское дело № 2№ Кировского городского суда Ленинградской области по иску С.А. к администрации муниципального образования <данные изъяты>, администрации <данные изъяты> о признании права собственности на жилой дом,
переданное на рассмотрение президиума Ленинградского областного суда определением судьи Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г. от 27 апреля 2015 года,
установил:
С.А.., ссылаясь на положения статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит о признании права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указал, что является действующим Главой крестьянского (фермерского) хозяйства и собственником земельного участка по названному выше адресу с разрешенным использованием – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого направления (цветоводство). Жилой дом возведен на участке по согласованию с администрацией <данные изъяты>, что подтверждается распоряжением главы администрации <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ года и в соответствии с Типовым договором о возведении индивидуального жилого дома от <данные изъяты> 1992 года. Однако <данные изъяты> 2014 года в государственной регистрации права собственности на дом было отказано.
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 08 сентября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 декабря 2014 года решение Кировского городского суда Ленинградской области от 08 сентября 2014 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования С.А. удовлетворены.
Суд признал за С.А. право собственности на жилой дом площадью 59,6 кв.м с кадастровым № по адресу: <адрес>.
В кассационной жалобе представителем администрации <данные изъяты> – по доверенности Н.В. ставится вопрос об отмене принятого по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного и необоснованного, постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Податель жалобы полагает, что решение об удовлетворении требований принято судом апелляционной инстанции при отсутствии правовой нормы, позволяющей строительство индивидуального жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения, а также в нарушение единообразия в толковании и применении судами общей юрисдикции норм материального права. Действовавшее на момент возведения спорного жилого строения (1992 год) законодательство предоставляло гражданину право возводить жилые строения и сооружения необходимые для осуществления деятельности фермерского хозяйства, которые в свою очередь входили в состав общего имущества крестьянского хозяйства и не приобретали самостоятельный статус, позволяющий характеризовать их как отдельные объекты права. Кроме того, земельный участок расположен в зоне крестьянских (фермерских) хозяйств, за границами населенного пункта <данные изъяты>. В указанной зоне размещение и строительство самостоятельных объектов недвижимости - индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Просит об оставлении без изменения решения Кировского городского суда Ленинградской области от 08 сентября 2014 года об отказе в удовлетворении заявленных С.А. требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 11 марта 2015 года судьей Ленинградского областного суда данное гражданское дело было истребовано, поступило в Ленинградский областной суд 25 марта 2015 года и передано на рассмотрение президиума Ленинградского областного суда определением судьи от 28 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Логовеевой Е.Г., выслушав объяснения представителя администрации <данные изъяты> – по доверенности хххххх, поддержавшего жалобу, пояснения С.А.., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из дела следует, что С.А. является действующим Главой крестьянского (фермерского) хозяйства и ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым № находящийся по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого направления (цветоводство).
Распоряжением Главы администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> 1992 года № <данные изъяты> «О строительстве жилого дома для постоянного проживания, гаража, хозблока, хранилища» С.А. разрешено строительство жилого дома для постоянного проживания, гаража, хозблока и хранилища на выделенном земельном участке.
Пунктами 2 и 3 этого распоряжения предписано строительство вести по проекту, согласованному с гл. архитектором района, и заключить в месячный срок договор о возведении жилого дома, нотариально его удостоверить.
Типовым договором от <данные изъяты> 1992 года предусмотрено строительство на земельном участке одноэтажного деревянного дома полезной площадью 25,6 кв.м, в том числе жилой 18 кв.м.
В период после 1992 года по 2014 год на указанном земельном участке С.А. возведено жилое строение (дом), сарай, хранилище, две теплицы, баня, пристройка к бане, два навеса, туалет, забор, на которые истец просит признать право собственности, ссылаясь на то обстоятельство, что жилой дом возведен на участке по согласованию с администрацией <данные изъяты>, в соответствии с распоряжением главы администрации <данные изъяты> № <данные изъяты> от <данные изъяты> 1992 года и Типовым договором о возведении индивидуального жилого дома от <данные изъяты> 1992 года.
Правовое положение фермерского хозяйства С.А. на момент возникновения правоотношений, регулировалось Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г., а также Земельным кодексом РСФСР 1991 года.
Земельный кодекс РСФСР 1991 года предусматривал подразделение земель в соответствии с их основным целевым назначением на семь категорий, включая земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно - заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко - культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (статья 4).
Отнесение земель к конкретным категориям и перевод их из одной категории в другую производился в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель (статья 5).
Согласно статьи 26 Земельного кодекса РСФСР земли пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных целей.
В соответствии со статьей 53 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент издания распоряжения главой администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ1992, землевладельцы обязаны были использовать земельные участки в строгом целевом назначении, возводить жилые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре.
При этом статьей 10 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года гражданам, ведущим фермерское хозяйство, было предоставлено право на выделенном для ведения хозяйства земельном участке, возводить жилые строения и сооружения, необходимые для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
По смыслу положений приведенного выше законодательства, действовавшего на момент возникновения правоотношений, на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для организации крестьянско-фермерского хозяйства, могло производиться строительство зданий и сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Строительство индивидуального жилого дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, законом не предусмотрено.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции правильно истолковав и применив положения статей 4, 5, 26 Земельного кодекса РСФСР, 1991 года, установив отсутствие доказательств изменения категории земельного участка и вида разрешенного использования, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных С.А. исковых требований, поскольку действовавшее на момент возникновения правоотношений земельное законодательство также не предусматривало возможности осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом судом отмечено, что и в настоящее время в силу пунктов 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территории.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, посчитал, что истец при возведении спорного жилого дома, руководствовался разрешением на такое строительство, в связи с чем вправе требовать признания за ним права собственности на такую постройку, изготовленную и созданную им, в силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав при этом на необоснованность доводов администрации <данные изъяты> о том, что для признания права собственности на возведенный истцом жилой дом, необходимо изменение целевого назначения земельного участка, на котором индивидуальное строение размещено.
Изучив обжалуемое судебное постановление суда апелляционной инстанции, президиум находит, что судом апелляционной инстанции был неправильно истолкован закон, в связи с чем неправильно определены юридически значимые обстоятельства и сделан неправильный вывод о доказанности заявленных требований, а также наличии правовых оснований для удовлетворения иска и признания за С.А. права собственности на названный жилой дом.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации также исходит из представлений о земле как об основе жизни и деятельности человека и одновременно - как о недвижимом имуществе, рассматривая землю в качестве объекта права собственности и иных прав (пункт 1 статьи 1). Осуществляя с учетом этого деление земель по целевому назначению на категории (земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и др.), данный Кодекс определяет юридические основания приобретения прав на конкретные земельные участки (используемые для строительства жилого дома, гаража, ведения личного подсобного или дачного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (помимо хозяйства при доме), садоводства или огородничества, сенокошения и выпаса скота и пр.).
В силу положений статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Для признания за лицом права собственности на имущество по правилам пункта 1 названной выше нормы закона необходимо наличие следующих условий: вещь должна быть изготовлена лицом для себя; вещь должна быть создана с соблюдением закона и иных правовых актов, то есть применительно к объектам недвижимости таким требованием при возведении спорной постройки является отвод земельного участка под строительство в установленном порядке, получение необходимых разрешений и согласований.
Как указано выше, с силу положений статьи 10 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года на земельном участке, предоставленном для организации крестьянско-фермерского хозяйства могло производиться строительство зданий, сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из совокупного анализа текста распоряжения Главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ и положений заключенного в соответствии с этим распоряжением Типового договора о возведении индивидуального жилого дома следует, что на земельном участке было разрешено строительство жилого строения для целей осуществления деятельности крестьянского хозяйства, что не противоречило действовавшему на момент издания распоряжения законодательству, и такой объект не является самостоятельным объектом права собственности, а определяется как объект – жилое строение, входящее в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.
Между тем, строительство индивидуального жилого дома на таком земельном участке законом не было предусмотрено, поскольку в таком случае необходим перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в иную категорию, в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством.
Статья 81 действующего в настоящее время Земельного кодекса Российской Федерации также закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Удовлетворяя требования, суд апелляционной инстанции не учел, что земельный участок, принадлежащий С.А. расположен за границами населенного пункта в зоне крестьянских (фермерских) хозяйств.
Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Помимо изложенного, доводы о возведении дома по согласованию с администрацией <данные изъяты>, несостоятельны, поскольку объем разрешенного указанным распоряжением и Типовым договором строительства не соответствует фактически возведенному строению.
Так распоряжением от <данные изъяты> 1992 года С.А. разрешено строительство одноэтажного деревянного дома полезной площадью 25,6 кв.м, в том числе жилой 18 кв.м, гаража, хозблока и хранилища на выделенном земельном участке.
Однако в период с 1992 года по 2014 год на указанном земельном участке С.А. произведено строительство жилого дома площадью по наружному обмеру 70,9 кв.м (бетонные блоки по периметру), состоящего из 4-х жилых комнат, жилой площадью 34,1 кв.м, кирпичного сарая, хранилища, двух теплиц, бани, пристройки к бане, двух навесов, туалета, забора, на которые истец просит признать право собственности, что подтверждено техническим паспортом на фермерское хозяйство (жилой дом) составленным 29 мая 2014 года (л.д. 72), правкой БТИ от <данные изъяты> 2014 (л.д.№).
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Оценивая приведенные выше нарушения норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции, президиум приходит к выводу о существенном характере таких нарушений, повлиявшем на исход рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 декабря 2014 года подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ленинградского областного суда
постановил:
определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 декабря 2014 года отменить, оставив в силе решение Кировского городского суда Ленинградской области от 08 сентября 2014 года.
Председательствующий
судья Бумагина Н.А. состав судебной коллегии:
Ильичева Т.В.- предс.,
Матвеева Н.Л., Переверзина Е.Б. - докл.
докладчик на президиуме Логовеева Е.Г.