ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-9/2016 от 15.03.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Первая инстанция: Ченцова О.А. Дело № 44Г - 9/2016

Апелляция: предс. и докладчик Полынцев С.Н.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Красноярского краевого суда

г. Красноярск 15 марта 2016 года

Президиум Красноярского краевого суда в составе:

Председательствующего: Кулябова А.А.

и членов Президиума: Бугаенко Н.В., Меркушевой Т.Ф., Астапова А.М.,

Войты И.В., Заройца И.Ф., Малашенкова Е.В.

с участием заместителя

прокурора Красноярского края Нарковского О.Д.

при секретаре: Козиной Е.Я.

по докладу судьи

Красноярского краевого суда: Соснина Ю.А.

рассмотрев гражданское дело по иску Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск», Таймырскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о возложении обязанностей

по кассационному представлению прокурора Красноярского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 мая 2015 года

на основании определения судьи Красноярского краевого суда Михайлинского О.Н.. от 17 февраля 2016 года

УСТАНОВИЛ:

Норильский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Аэропорт «Норильск», Таймырскому ЛО МВД России, ссылаясь на то, что транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Аэропорт «Норильск» законодательства об авиационной безопасности в аэропорту «Норильск». В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 г. № 142, сотрудники службы авиационной безопасности ООО «Аэропорт «Норильск» не оснащены служебным оружием, кроме того, ООО «Аэропорт «Норильск» не располагает специально оборудованной комнатой для хранения служебного оружия службы авиационной безопасности в порядке, установленном приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288. Таймырским ЛО МВД России на обращения ООО «Аэропорт «Норильск» от 21 ноября 2011 г. и 17 июня 2014 г. по вопросам оформления разрешительной документации на право приобретения служебного оружия даны ответы об отказе в выдаче разрешительной документации. Между тем, ООО «Аэропорт «Норильск» осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности через структурное подразделение – службу авиационной безопасности, является юридическим лицом с особыми уставными задачами, то есть субъектом, имеющим право на приобретение оружия в соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об оружии». Нарушения требований авиационной безопасности, допущенные ООО «Аэропорт «Норильск», создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами аэропорта, а также членов экипажей воздушных судов.

В связи с чем прокурор просил признать незаконным бездействие ООО «Аэропорт «Норильск» в части непринятия мер к обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием, а также обязать ООО «Аэропорт «Норильск»: в течение шести месяцев после вступления судебного решения в законную силу оборудовать помещение для хранения оружия в соответствии с требованиями пункта 169 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. №288; в течение восьми месяцев после вступления судебного решения в законную силу получить в Таймырском ЛО МВД России в установленном порядке разрешительную документацию на право приобретения, хранения и использования оружия для обеспечения им сотрудников службы авиационной безопасности; в течение десяти месяцев после вступления судебного решения в законную силу обеспечить службу авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему. Кроме того, прокурор просил признать незаконным отказ Таймырского ЛО МВД России в выдаче разрешительной документации на приобретение, хранение и использование ООО «Аэропорт «Норильск» служебного оружия, обязать Таймырский ЛО МВД России в установленный срок рассмотреть соответствующее заявление ООО «Аэропорт «Норильск» и при отсутствии препятствий, установленных статьей 9 Федерального закона «Об оружии», выдать разрешительную документацию на приобретение, хранение и использование служебного оружия и патронов к нему.

Решением Норильского городского суда Красноярского края от 2 февраля 2015 г. исковые требования Норильского транспортного прокурора удовлетворены частично, постановлено признать незаконным бездействие ООО «Аэропорт «Норильск» в части непринятия мер к обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием, обязать ООО «Аэропорт «Норильск»: в течение 6 месяцев после вступления судебного решения в законную силу оборудовать помещение для хранения оружия в соответствии с требованиями пункта 169 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. №288; в течение 8 месяцев после вступления судебного решения в законную силу получить в Таймырском ЛО МВД России в установленном порядке разрешительную документацию на право приобретения, хранения и использования оружия для обеспечения им сотрудников службы авиационной безопасности; в течение 10 месяцев после вступления судебного решения в законную силу обеспечить сотрудников службы авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему. В удовлетворении исковых требований к Таймырскому ЛО МВД России отказано в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 мая 2015 г. решение Норильского городского суда Красноярского края от 2 февраля 2015 г. отменено в части возложения на ООО «Аэропорт «Норильск» обязанностей по: оборудованию помещения для хранения оружия в соответствии с требованиями пункта 169 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288; получению в Таймырском ЛО МВД России разрешительной документации на право приобретения, хранения и использования оружия для обеспечения им сотрудников службы авиационной безопасности; обеспечению сотрудников службы авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему. В удовлетворении вышеперечисленных требований прокурора к ООО «Аэропорт «Норильск» отказано. Решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении требований к Таймырскому ЛО МВД России о признании незаконным отказа в выдаче ООО «Аэропорт «Норильск» разрешительной документации на право ношения оружия сотрудниками службы авиационной безопасности оставлено без изменения.

В кассационном представлении, поступившем в Красноярский краевой суд 9 ноября 2015 года, прокурором Красноярского края поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 мая 2015 года, оставлении в силе решения Норильского городского суда Красноярского края от 2 февраля 2015 года

Истребованное дело поступило в Красноярский краевой суд 11 января 2016 года.

Определением судьи краевого суда от 17 февраля 2016 года кассационное представление с делом передано для рассмотрения в судебном заседании Президиума Красноярского краевого суда.

Представители ООО «Аэропорт «Норильск», Таймырского линейного отдела МВД России на транспорте, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Президиума краевого суда не явились, в связи с чем на основании статьи 385 ГПК РФ Президиум краевого суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение заместителя прокурора Красноярского края Нарковского О.Д., Президиум Красноярского краевого суда находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого рода нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 33).

Согласно пункту 2.3 устава ООО «Аэропорт «Норильск» общество осуществляет аэропортовую деятельность, включающую, в том числе обеспечение авиационной безопасности (л.д. 19).

Положение о Службе авиационной безопасности ООО «Аэропорт «Норильск» утверждено генеральным директором общества 23 октября 2013 г. и согласовано Красноярским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта 10 января 2014 г. (л.д.35-45).

Согласно пункту 1.2 указанного Положения подразделение транспортной безопасности – служба авиационной безопасности является самостоятельным структурным подразделением ООО «Аэропорт «Норильск» и подчиняется его генеральному директору, организует и осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включает в себя группы быстрого реагирования специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, указанные группы созданы из числа сотрудников службы авиационной безопасности.

Пункт 1.6 Положения о Службе авиационной безопасности предусматривает, что материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по авиационной и транспортной безопасности осуществляется из собственных средств ООО «Аэропорт «Норильск».

Согласно пункту 2.1 названного Положения служба авиационной безопасности ООО «Аэропорт «Норильск» обеспечивает защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности, Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. К числу основных задач службы авиационной безопасности отнесены, в частности: предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ и МВД России) и другими федеральными органами исполнительной власти актов незаконного вмешательства в деятельность ООО «Аэропорт «Норильск», попыток захвата (угона) воздушных судов; обеспечение охраны совместно с отделением № 24 СФ ФГУП «УВО Минтранса России» зоны транспортной безопасности и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио и светотехнического оборудования аэродрома, склада горюче-смазочных материалов, грузового коммерческого комплекса; предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана воздушных судов, дополнительный досмотр воздушных судов и др.) на договорных условиях.

Служба авиационной безопасности ООО «Аэропорт «Норильск» в соответствии с возложенными на нее задачами, осуществляет комплекс мероприятий, в том числе: разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности воздушных судов, пассажиров; разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов аэропорта, в целях оперативного принятия мер организует постоянное сменное дежурство в аэропорту своих сотрудников; осуществляет предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства; принимает дополнительные меры авиационной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах (пункт 2.2 Положения о Службе авиационной безопасности).

Пункт 3.5 данного Положения, устанавливающий требования к лицам, принимаемым на работу в службу авиационной безопасности ООО «Аэропорт «Норильск», предусматривает, что кандидаты, принимаемые на должности, связанные с применением оружия и спецсредств, проходят проверку в органах внутренних дел на право получения соответствующей лицензии.

Как видно из письменного сообщения генерального директора ООО «Аэропорт «Норильск» от 3 июля 2014 г., адресованного Норильскому транспортному прокурору, о результатах рассмотрения представления прокурора «Об устранении нарушений законодательства об авиационной безопасности» служба авиационной безопасности ООО «Аэропорт «Норильск» не оснащена служебным оружием. В сообщении также указано, что комната хранения оружия в соответствии с требованиями приказа МВД России № 288 будет оборудована в САБ ООО «Аэропорт «Норильск» после согласования с Таймырским ЛО МВД России вопроса об оснащении служебным оружием (л.д. 13).

Управлением транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта 28 марта 2014 г. ООО «Аэропорт «Норильск» выдан сертификат соответствия № со сроком действия до 28 марта 2016 г., которым общество признано соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере деятельности, приведенной в приложении к сертификату: организация и обеспечение авиационной безопасности; организация и проведение предполетного и послеполетного досмотров воздушных судов, их бортовых запасов (включая бортовое питание), членов экипажей, пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, грузов и почты; организация и обеспечение охраны аэропорта, объектов его инфраструктуры и воздушных судов; организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима (л.д. 46-47).

Разрешая дело, суд первой инстанции исходил из того, что ООО «Аэропорт «Норильск», осуществляющим деятельность по эксплуатации аэропорта «Норильск», создано структурное подразделение общества - служба авиационной безопасности, являющаяся службой с особыми уставными задачами, сотрудникам которой при исполнении служебных обязанностей положениями статьи 84 Воздушного кодекса РФ разрешено ношение и применение служебного оружия. Однако ООО «Аэропорт «Норильск» в нарушение обязательных для исполнения администрацией аэропорта требований, установленных пунктом 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», допущено незаконное бездействие, общество не принимает мер по оснащению службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, созданию условий, необходимых для приобретения и хранения служебного оружия в порядке, установленном действующим законодательством. В связи с чем суд принял решение об удовлетворении требований, предъявленных Норильским транспортным прокурором к ООО «Аэропорт «Норильск».

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора к Таймырскому ЛО МВД России, суд исходил из того, что указанным ответчиком не совершено незаконных действий (бездействия), поскольку ООО «Аэропорт «Норильск» не обращалось в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением о выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда признала выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора к ООО «Аэропорт «Норильск» о возложении обязанности обеспечить службу авиационной безопасности служебным оружием основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Суд апелляционной инстанции руководствовался положениями пункта 5 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. № 42, предусматривающими, что охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны полиции и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, проанализировав которые, пришел к выводу о том, что возможен выбор порядка охраны объектов аэропортов и их инфраструктуры: силами службы авиационной безопасности аэропорта либо иными подразделениями согласно заключенным с ними договорам.

Учитывая, что обеспечение вооруженной охраны объектов аэропорта «Норильск», включая контрольно-пропускные пункты, зоны рабочих секторов, объектов управления воздушным движением, радио и светотехнического оборудования аэродрома, склада ГСМ, осуществляет ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» на основании договора от 1 августа 2013 г. , судебная коллегия признала не имеющим правовых оснований возложение судом на ООО «Аэропорт «Норильск» обязанности по охране объектов аэропорта в форме, предусмотренной решением суда первой инстанции, которое отменила в части удовлетворения исковых требований Норильского транспортного прокурора к ООО «Аэропорт «Норильск» о возложении обязанностей, в этой части приняла по делу новое решение об отказе в иске.

При рассмотрении настоящего дела судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые могут быть устранены только путем пересмотра определения суда апелляционной инстанции в кассационном порядке.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 3 статьи 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

Воздушный кодекс РФ в пунктах 1 и 3 статьи 83 определяет авиационную безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, то есть противоправных действий (бездействия), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (пункт 2 статьи 83 Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Согласно пункту 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

В силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса РФ службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 84 Воздушного кодекса РФ).

Федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Федеральные авиационные правила в области гражданской авиации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (пункты 1 и 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 360).

Приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 г. № 142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», устанавливающие требования авиационной безопасности к аэропортам, которые согласно пункту 1 Правил, если не указано иное, обязательны для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

В соответствии с пунктом 9 указанных Федеральных авиационных правил служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

В силу пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» служба авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Таким образом, Министерство транспорта РФ, реализуя предоставленные ему в соответствии с пунктом 4 статьи 84 Воздушного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 360 полномочия по установлению требований авиационной безопасности, утвердило Федеральные авиационные правила, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, предусматривающие их обязанность по оснащению служб авиационной безопасности аэропортов служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнение администрацией аэропорта требований пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», предусматривающих оснащение службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, является обязательным в силу пункта 1 данных Федеральных авиационных правил, и не поставлено в зависимость от осуществления подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ охраны границ территории (периметра) аэропорта и отдельных объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, чего не учел суд апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Статья 10 Федерального закона «Об оружии», определяет круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым отнесены, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.

Согласно статье 12 указанного Федерального закона юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.

Службы авиационной безопасности аэропортов являются подразделениями юридических лиц, организующих и обеспечивающих деятельность аэропорта, в их компетенцию в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса РФ входит обеспечение авиационной безопасности, они являются службами с особыми уставными задачами, и в силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса РФ службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО «Аэропорт «Норильск», деятельность которого связана с обеспечением авиационной безопасности, является юридическим лицом с особыми уставными задачами согласно положениям статей 4 и 10 Федерального закона «Об оружии». Судом апелляционной инстанции данные выводы суда первой инстанции по существу не опровергнуты.

Ссылаясь в обоснование отказа в иске прокурора к ООО «Аэропорт «Норильск» на договор от 1 августа 2013 г. № А-175/13/СБ-10/2013-д/о, заключенный между ООО «Аэропорт «Норильск» и ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с данным договором подразделение ведомственной охраны Министерства транспорта РФ осуществляет вооруженную охрану объектов аэропорта «Норильск», включая контрольно-пропускные пункты, зоны рабочих секторов, объектов управления воздушным движением, радио и светотехнического оборудования аэродрома, склада ГСМ.

Между тем, указанные обстоятельства сами по себе не могут быть признаны достаточными для вывода о том, что подразделение ведомственной охраны Министерства транспорта РФ полностью осуществляет комплекс мер, посредством которых в аэропорту «Норильск» достигается обеспечение авиационной безопасности от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Так в соответствии с подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Согласно пункту 20 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 г. № 142, под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; КПП.

При этом в соответствии с пунктами 45 и 46 указанных Федеральных авиационных правил все гражданские воздушные суда, вылетающие из аэропортов Российской Федерации, подлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками САБ.

Пункт 51 названных Федеральных авиационных правил предусматривает, что воздушные суда после досмотра должны находиться под постоянной охраной сотрудников САБ до момента закрытия всех дверей и отхода трапа.

В соответствии с пунктом 4 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (приложение к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897) воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.

Обстоятельства осуществления подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, иными лицами, не являющимися сотрудниками службы авиационной безопасности ООО «Аэропорт «Норильск», охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц, предполетного досмотра воздушных судов не были установлены при апелляционном рассмотрении дела.

При этом в принятом по делу определении суда апелляционной инстанции, судебной коллегией не признаны неправильными выводы суда первой инстанции о том, что служба авиационной безопасности ООО «Аэропорт «Норильск» при осуществлении мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, отнесенных к ее компетенции, в том числе выполняет мероприятия по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и иных граждан.

Кроме того, сославшись на договор от 1 августа 2013 г. как доказательство, положенное в обоснование выводов об установленных при апелляционном рассмотрении обстоятельствах дела, суд апелляционной инстанции указанный договор не исследовал, данный договор к материалам дела не приобщен и в судебном заседании судебной коллегией не обозревался, что следует из протокола судебного заседания (л.д. 129-130), что свидетельствует о нарушении судом второй инстанции требований статей 67 и 157 ГПК РФ о непосредственном исследовании доказательств судом, рассматривающим дело.

При таких обстоятельствах допущенные судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, Президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 мая 2015 года отменить.

Дело направить на новое апелляционное рассмотрение.

Председательствующий А.А. Кулябов

Копия верна.

Судья краевого суда Ю.А. Соснин