ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Верховного Суда Республики Башкортостан
по делу №...
г. Уфа 16 марта 2016 года
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: ФИО3,
членов президиума: ФИО4, ФИО5, ФИО6,
ФИО7, ФИО8, ФИО9,
при секретаре: ФИО10,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 ФИО14 о признании незаконным бездействия Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, обязании совершить действия,
переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан ФИО18
по кассационной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО17 поступившей в Верховный Суд Республики Башкортостан 11 декабря 2015 года, на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 мая 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан ФИО19 президиум Верховного Суда Республики Башкортостан
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, выразившегося в непредоставлении ей возможности выбора земельного участка. В обоснование своих требований указала, что постановлением главы муниципального образования адрес от дата№... она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В этой связи 28 июля 2009 года она обратилась в Администрацию городского округа адрес с просьбой о предоставлении земельного участка на льготных условиях для строительства индивидуального жилого дома. Ответом первого заместителя директора МУ «Земельное агентство» ГО адрес РБ за №... от дата ей было сообщено, что вопрос о предоставлении ей земельного участка на льготных условиях (бесплатно, в собственность) будет решаться в установленном порядке на Комиссии по вопросам индивидуального строительства при Администрации городского округа адрес, куда направлены ее документы. Далее ее внесли в информационную систему учета граждан в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. В связи с чем она обратилась в Октябрьский районный суд адрес Республики Башкортостан с заявлением, в котором, в том числе, просила признать действия Администрации городского округа адрес по внесению ее в автоматизированную информационную систему учета и принятию на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по дате подачи заявления от 29 июля 2009 года по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, незаконными; снять ее с учета в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по дате подачи заявления от 29 июля 2009 года по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и исключить из автоматизированной информационной системы учета. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата данные требования удовлетворены. ФИО2 06 февраля 2015 года вновь обратилась в Администрацию городского округа адрес с просьбой о рассмотрении ее вопроса в соответствии с законодательными нормами, действовавшими на момент ее первоначального обращения в 2009 году и совершении действий по обеспечению ей выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости и оформлению результатов выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту она просила приложить утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, как того требуют положения пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Ответом за № ... от дата заместитель начальника Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа адресФИО12 отказал ей в ее просьбе, сославшись на вступившее в законную силу решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата и на действующее в настоящий момент законодательство, которым выбор земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не предусмотрен. Считая данный ответ незаконным, ФИО2 просила суд признать бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непредставлении ей возможности выбора земельного участка, незаконным; обязать Администрацию городского округа адрес совершить действия, а именно: обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, как того требуют положения пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; результаты выбора земельного участка оформить актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту приложить утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, как того требуют положения пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата, постановлено:
заявление ФИО2 ФИО15 о признании незаконным бездействия Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, обязании совершить действия - удовлетворить.
Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, выразившееся в непредставлении ФИО2 возможности выбора земельного участка, незаконным.
Обязать Администрацию городского округа адрес совершить действия, а именно:
1) обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, как того требуют положения пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) результаты выбора земельного участка оформить актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту приложить утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, как того требуют положения пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации;
В кассационной жалобе представитель Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан ФИО1 просит отменить вышеуказанные судебные постановления в связи с их незаконностью и необоснованностью. В обоснование своих доводов указывает на то, что судебными инстанциями нарушены нормы материального и процессуального права; решением Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата по делу №... было отказано в удовлетворении заявления ФИО2, предъявленного по аналогичным основаниям. Предоставление земельного участка в собственность на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Положением об индивидуальном жилищном строительстве на территории городского округа адрес Республики Башкортостан», утвержденным решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№.... Данным положением и Законом Республики Башкортостан от дата№...-з «О регулировании земельных отношений в адрес» не предусмотрено предоставление земельного участка лицу, имеющему право на предоставление его в собственность на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства по основанию нахождения на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с предварительным согласованием места размещения объекта. Оснований для признания незаконным бездействия Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, не имеется, поскольку Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан рассмотрела заявление ФИО2, приняла по нему законное и обоснованное решение.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы дело дата было истребовано в Верховный Суд Республики Башкортостан и передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Стороны извещены о времени и месте судебного заседания президиума Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.
В соответствии с Федеральным законом от дата № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее – КАС Российской Федерации) дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном данным Кодексом.
Проверив материалы дела, изучив обоснованность доводов кассационной жалобы, выслушав представителя Администрации городского округа адресФИО1, действующую на основании доверенности №... от дата (выдана сроком на три года), поддержавшую доводы кассационной жалобы, ФИО2 ФИО16, полагавшую, что состоявшиеся по делу судебные постановления являются законными и обоснованными, президиум находит решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 328 КАС Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 15 сентября 2015 года) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно части 2 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные несудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка на льготных условиях) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
без предварительного согласования мест размещения объектов;
с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Порядок выбора земельного участка для строительства устанавливается статьями 31, 32 названного выше Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) земельные участки могут предоставляться однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отношения, связанные с получением прав физических лиц на вновь предоставляемые земельные участки в аренду либо в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, регулируются Положением об индивидуальном жилищном строительстве на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа г. Уфа от 28 февраля 2008 года № 33/11. Действие настоящего Положения распространяется на всех лиц, осуществляющих землепользование в целях проектирования и строительства индивидуальных жилых домов на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 1.7 указанного Положения (в редакции, действующей на момент подачи заявления) предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства осуществляется в собственность или в аренду. Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, однократно и бесплатно для процедуры проведения торгов.
Принятие решения о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в собственность либо в аренду осуществляется путем принятия постановления главы Администрации из земель, находящихся в муниципальной собственности, либо земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности (пункт 1.8 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 постановлением главы муниципального образования адрес от дата№... принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
28 июля 2009 года ФИО2 обратилась в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка на льготных условиях для строительства индивидуального жилого дома ...
Ответом первого заместителя директора МУ «Земельное агентство» городского округа адрес РБ за №... от дата ФИО2 сообщено, что вопрос о предоставлении ей земельного участка на льготных условиях (бесплатно, в собственность) будет решаться в установленном порядке на Комиссии по вопросам индивидуального строительства при Администрации городского округа адрес, куда направлены ее документы после согласования с отделом учета и распределения жилья Администрации городского округа Уфа (л.д.8).
Ответом №... от дата Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа адрес ФИО2 на ее обращение от дата сообщено, что она принята на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по дате подачи заявления от 29 июля 2009 года по категории граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
06 февраля 2015 года ФИО2 вновь обратилась с заявлением в Администрацию городского округа г. Уфа РБ, в котором просила совершить действия по обеспечению ей выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости и оформлению результатов выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства на дату первоначального ее обращения в орган местного самоуправления. К данному акту просила приложить утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, как того требуют положения пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации ...
Согласно ответу заместителя начальника Управления по земельным ресурсам Администрации ГО адресФИО12 за № №... от дата ФИО2 сообщено, что Управление по земельным ресурсам Администрации ГО адрес РБ не имеет возможности рассмотреть заявление, указав на то, что на основании вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда адрес РБ от дата она снята с учета в целях предоставления земельного участка однократно и бесплатно в собственность для ИЖС по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и исключена из автоматизированной информационной системы учета; действующим в настоящий момент законодательством, не предусмотрен выбор земельного участка под индивидуальное жилищное строительство; кроме того, с дата вступают в силу изменения и дополнения Земельного кодекса Российской Федерации от дата № 136-ФЗ. Указанной редакций Земельного кодекса Российской Федерации процедура предварительного согласования места размещения объекта не предусмотрена.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя заявление ФИО2, исходил из того, что она, как лицо, состоящее на учете в органах местного самоуправления на улучшение жилищных условий с дата, имеет право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства без торгов земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, по ее заявлению от дата в порядке, который установлен законами субъекта Российской Федерации. Руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления), определяющей порядок выбора земельных участков для строительства, суд пришел к выводу, что со стороны ответчика имеет место незаконное бездействие, поскольку на момент рассмотрения дела выбор земельного участка для строительства индивидуального жилищного строительства ФИО2 не сделан, акт о выборе земельного участка не составлен, не подписан председателем соответствующей комиссии и не утвержден постановлением Администрации адрес РБ, а ответ заместителя начальника Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа адрес РБ ФИО12 от дата принят без соблюдения установленной законом процедуры выбора земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан, проверяя законность и обоснованность вынесенного решения по правилам КАС Российской Федерации, с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что в соответствии с приведенным законодательством принятие решения о предоставлении земельного участка гражданину для целей строительства индивидуального жилого дома возможно лишь после соблюдения установленной законом процедуры выбора земельного участка, выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета.
Президиум находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального и процессуального закона.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
Пунктом 25 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду необходимо выяснить:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судебными инстанциями при разрешении спора данные разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не учтены.
Так, в силу части 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подачи ФИО2 заявления о предоставлении земельного участка) предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки (зонированием территории), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (в редакции, действовавшей на момент подачи ФИО2 заявления) предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, производится без проведения торгов (аукционов, конкурсов). Предварительное согласование места размещения объекта не производится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территории), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства, либо гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, положениями приведенных выше норм установлены ограничения, при которых порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта не применяется. Соответственно, в рассматриваемом случае обязанность органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости и документов землеустройства, как это предусмотрено статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует.
Согласно пункту 2.15 Положения об индивидуальном жилищном строительстве на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа от 28 февраля 2008 года № 33/11 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления ФИО2 в 2009 году), предоставление земель на льготных условиях без процедуры проведения торгов бесплатно в собственность в целях индивидуального жилищного строительства осуществляется однократно гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, из земель, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного Положения обращения физических лиц, имеющих намерения приобрести земельные участки в собственность либо в аренду для индивидуального жилищного строительства в административных границах ГО адрес РБ, подаются на имя главы Администрации. Далее обращения направляются в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации (далее – КУМС) для рассмотрения на заседании Комиссии по вопросам индивидуального жилищного строительства, которая принимает решение о направлении ходатайства на имя главы Администрации о предоставлении земельного участка или невозможности предоставления земельного участка для целей ИЖС. В соответствии с решением Комиссии муниципальное учреждение «Земельное агентство» городского округа адрес РБ проводит работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков для индивидуального жилищного строительства в целях дальнейшего предоставления их гражданам на льготных условиях.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Совета городского округа адрес от дата№... Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО адрес проводились работы по формированию Перечня земельных участков для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство на льготных условиях (утверждение границ, межевание, постановка на кадастровый учет, определение технических условий) в ... и д. адрес РБ, подлежащего утверждению постановлением Администрации городского округа адрес РБ, а также по формированию единого списка граждан, имеющих право на получение земельного участка в порядке очередности, для индивидуального жилищного строительства.
Обращение ФИО2 о предоставлении земельного участка в собственность было принято на учет заявлений граждан о предоставлении земельных участков на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства за №... от дата, т.е. с даты первичного ее обращения, о чем неоднократно сообщалось заявителю в ответах начальника Управления по земельным ресурсам Администрации ГО адрес от дата, дата, дата. На дата номер очередности ФИО2 составил 466, на дата – 457.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в удовлетворении заявления ФИО2 о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности на Администрацию городского округа адрес по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, как того требуют положения пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и оформления результатов выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства, с приложением утвержденных органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, как того требуют положения пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, отказано.
Однако, не согласившись с действиями Администрации городского округа адрес, ФИО2 вновь обратилась в суд. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата требования ФИО2 о признании действий органа местного самоуправления - Администрации городского округа адрес - по внесению ее в автоматизированную информационную систему учета и принятию на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по дате подачи заявления от дата по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, незаконными, удовлетворены. Решением суда ФИО2 снята с учета в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по дате подачи заявления от дата по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и исключена из автоматизированной информационной системы учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10.1, пунктом 5 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (в редакции, действовавшей на момент подачи ФИО2 заявления от 06 февраля 2015 года) учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории. Предварительное согласование места размещения объекта в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства не производится.
Федеральным законом № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми с 01 марта 2015 года положения статей 28 - 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Администрацией городского округа г. Уфа ФИО2 во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Уфы от 20 октября 2014 года снята с учета в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по дате подачи заявления от 29 июля 2009 года по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и исключена из автоматизированной информационной системы учета, вывод судебных инстанций о том, что бездействие органа местного самоуправления - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непредставлении ФИО2 возможности выбора земельного участка, является незаконным, необоснован.
В силу части 1 статьи 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, и его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В силу статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное решение должно быть исполнимым, поскольку только в этом случае может быть достигнута цель осуществления правосудия – восстановление нарушенных прав. В рассматриваемом случае, возложение на Администрацию городского округа адрес обязанности по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, оформлению результатов выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства, с приложением утвержденных органом местного самоуправления схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, как того требуют положения пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не повлечет восстановление прав и охраняемых законом интересов.
Допущенные судом первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, вследствие чего могут быть исправлены только посредством отмены решения Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, правильно применить нормы материального и процессуального права, проверить все доводы и возражения сторон, оценить представленные сторонами доказательства и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 КАС Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан
п о с т а н о в и л:
решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий: ФИО3