Судья: ФИО3 жалоба поступила ДД.ММ.ГГГГг.
Состав СК: Сказочкин В.Н. (предс.) дело поступило 18 апреля 2018г.
Сивохин Д.А. (докл.) дело истребовано 06 апреля 2018г.
Никонова О.И.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 44Га – 44 /2018г.
ПРЕЗИДИУМА САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
14 июня 2018 года г.Самара
Президиум Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Шкурова С.И.,
Членов Президиума: Кудинова В.В, Моргачевой Н.Н., Бондаревой Л.М., Горбуль Н.А.
при секретаре Лещевой А.А.
рассмотрел по кассационной жалобе ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09 января 2018г. истребованное из федерального суда Железнодорожного района г.Самара административное дело по административному иску ФИО2 к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, по которому судьей Самарского областного суда Тарасовой С.М. вынесено определение от 15 мая 2018г. о передаче дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО3, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения ФИО2, Президиум
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения.
В иске указала, что она 02 июня 2017г. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении субсидии с июня 2017г. на оплату квартиры по адресу: <адрес>, - приложив необходимые документы.
09 июня 2017г. ею было получено уведомление № от 06 июня 2017г. об отказе в предоставлении субсидии в связи с неполным предоставлением документов. На ее обращение за разъяснениями в письме № от 23 июня 2017г. указано, что основание отказа – необходимость подтвердить получение (отсутствие) алиментов либо справку от судебных приставов либо нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов. Она не имеет возможности подтвердить документально отсутствие дохода от выплаты алиментов, поскольку алименты родителем ребенка не выплачиваются, соглашение о содержании ребенка между нею (истцом) и отцом ребенка не заключалось, решение суда о взыскании алиментов не выносилось. В связи с этим к заявлению о предоставлении субсидии она приложила заявление-декларацию о доходах.
Ссылаясь на то, что ею предоставлен полный пакет документов, ФИО2 просила признать незаконными решения ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» № от 06 июня 2017г. и № от 23 июня 2017г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения по предоставленным документам; обязать административного ответчика принять решение по ее заявлению о предоставлении названной субсидии.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 25 августа 2017г. отменено определение судьи Железнодорожного районного суда г. Самара от 27 июля 2017г. об отказе ФИО2 в принятии изложенного выше административного иска как подлежащего рассмотрению в порядке искового производства, материал возвращен в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самара от 18 октября 2017г. требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09 января 2018г. решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 18 октября 2017г. отменено. По делу постановлено новое решение, которым требования ФИО2 удовлетворены частично. Решение ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» об отказе в предоставлении ФИО2 субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано незаконным.
ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» обязано возобновить рассмотрение заявления ФИО2 от 02 июня 2017г. о предоставлении субсидий на оплату коммунальных услуг и жилого помещения.
В кассационной жалобе ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09 января 2018г., оставить в силе решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 18 октября 2017г.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум приходит к выводу о том, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 09 января 2018г. подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением норм материального права.
Из материалов дела следует, что 02 июня 2017г. ФИО4 обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения – принадлежащей ей на праве собственности квартиры по адресу: <адрес>. В заявлении указала, что членом ее семьи является ее сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ею были приложены документы, в том числе заявление от 02 июня 2017г. о том, что алименты на ребенка не получает, каких-либо доходов, кроме заявленных, не имеет.
Уведомлением № от 06 июня 2017г. ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» в лице Управления по Железнодорожному району сообщило ФИО2 о невозможности предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 июня 2017г. на основании отсутствия полного пакета документов (нет документа, подтверждающего размер получаемых алиментов на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от отца ФИО5 за период с 01 декабря 2016г. по 31 мая 2017г.).
Также в ответе административного ответчика № от 23 июня 2017г. на обращение ФИО2 сообщено, что не представляется возможным назначение субсидии без предоставления документального подтверждения получения (неполучения) алиментов.
Согласно п.7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 761 от 14 декабря 2005г. утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно названным Правилам право на субсидии имеют, в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) /подп. «г» п.3/.
Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей /п.4/.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил,.. представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе документов подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии /подп. «д» п.8/.
При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:
а) супругом (супругой);
б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;
в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Таким образом, согласно изложенному выше п. 8 Правил, а также Административному регламенту, утвержденному Приказом Министерства социально-демографической политики Самарской области № 756 от 25 декабря 2012г. (в ред. Приказа № 246 от 31 мая 2016г.) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии, заявитель предоставляет самостоятельно.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 24 марта 2015г. N 674-О, сама по себе обязанность по представлению документов, подтверждающих размер доходов получателя субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг или адресной государственной социальной помощи за счет средств регионального бюджета, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права, равно как и учет в этих доходах средств (алиментов), получаемых на содержание несовершеннолетнего ребенка получателя указанных мер социальной защиты, поскольку оплата расходов, связанных, в том числе, с проживанием, является одной из целей алиментных обязательств родителей и детей.
Отказывая в административном иске, районный суд указал, что отказ административного ответчика в предоставлении субсидии с учетом действующего законодательства и фактических обстоятельств является правомерным.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что согласно п. 12 названных выше Правил, при наличии у уполномоченного органа возможности, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, получить сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, расчета их размеров, сравнения размера предоставляемой субсидии с фактическими расходами семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, граждане освобождаются по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.
Пункт 36 Правил предусматривает, что, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В силу п.2.16 Административного регламента к документам, которые необходимы для предоставления государственной услуги и находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных этим органам организаций, подлежащих запросу через уполномоченные органы, если такие документы не были представлены заявителем самостоятельно, относятся в том числе справка о размере получаемых алиментов.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что ФИО2 к заявлению о предоставлении субсидий приложила заявление о том, что алименты на ребенка она не получает, каких-либо иных доходов, кроме заявленных, не имеет. Из ее пояснений следует, что подтвердить документально отсутствие доходов от выплаты алиментов не представляется возможным, поскольку алименты родителем ребенка не выплачиваются, соглашение о содержании ребенка не заключалось, решение суда о взыскании алиментов не выносилось.
Отменяя решение районного суда, суд апелляционной инстанции указал, что административный ответчик, действуя в пределах своих полномочий, вправе был истребовать справку о размере получаемых ФИО2 алиментов путем направления соответствующего запроса в порядке п. 2.16 Регламента, в то время как сведений о направлении соответствующего запроса материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, судебная коллегия областного суда признала неправомерным требование ГУСЗН Самарского округа о предоставлении документов, подтверждающих размер получаемых алиментов на содержание ФИО6 за период с 01 декабря 2016г. по 31 мая 2017г., а также документального подтверждения получения (неполучения) алиментов.
Президиум находит, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
Изложенным выше п. 12 Правил оговаривается наличие у уполномоченного органа возможности принять решение об освобождении граждан от обязанности предоставления всех или части документов, а Регламент определил перечень документов и информации, которые могут находиться в распоряжении государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, организаций и могли быть запрошены административным ответчиком для получения сведений о размере получаемых алиментов.
Между тем, поскольку, как следует из материалов дела, ФИО2 каких-либо действий, направленных на получение алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка от бывшего супруга, не совершала, то сведений, которые могли бы находиться в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и в иных организациях, на основании которых смогла бы быть выдана соответствующая справка, не существует. Поскольку не произошло событие, в связи с которым могла бы появиться необходимая информация, то отсутствовали и основания для направления административным ответчиком соответствующего запроса.
При этом Правительство РФ в соответствии с предоставленными ему федеральным законодателем полномочиями (ч.7 ст. 159 ЖК РФ) установило в п.п. 32 и 33 Правил порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии, согласно которому подлежат учету доходы несовершеннолетних детей - членов семьи получателя субсидии. Соответственно, раздельное проживание с отцом несовершеннолетнего ребенка не отменяет обязанности по предоставлению сведений о доходах детей.
Между тем, административный истец не предпринял предусмотренных законом действий по привлечению отца к содержанию его несовершеннолетнего ребенка в любой предусмотренной законом форме. В связи с этим отсутствуют и основания для возложения на административного ответчика обязанности направить запрос в соответствии с п. 2.16 Регламента.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09 января 2018г. подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход административного дела, без устранения которого невозможна защита охраняемых законом публичных интересов.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, установлены полно и правильно, допущено нарушение норм материального права, Президиум считает возможным отменить названное судебное постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, оставить в силе решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 18 октября 2017г.
Руководствуясь подп. 2 п. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, Президиум
П О С Т А Н О В И Л :
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09 января 2018г. по административному делу по административному иску ФИО2 к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения - отменить.
По делу оставить в силе решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 18 октября 2017г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ С.И. Шкуров