ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44ГА-4/2016 от 23.06.2016 Западно-сибирского окружного военного суда (Новосибирская область)

ПРЕЗИДИУМ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО ВОЕННОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 4Га-4/2016

город Новосибирск 23 июня 2016 года

Президиум Западно-Сибирского окружного военного суда в составе председательствующего Корякина В.Г., членов президиума Войтко С.Н., Лебедева А.Г. и Таранова В.А. при секретаре судебного заседания Смельчаковой В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика – командира войсковой части 1 полковника Буркова П.Н. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 17 августа 2015 года и апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 24 ноября 2015 года по заявлению Шорохова В.Е. об оспаривании бездействия командиров войсковых частей 1 и 2, сопряжённого с неизданием в отношении него приказа об установлении ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 50 процентов оклада по воинской должности в связи с прохождением военной службы в разведывательном подразделении (далее – надбавка).

Заслушав доклад судьи Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационного обращения, президиум окружного военного суда, объяснения представителя командира войсковой части 1 Фроловой Д.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы,

УСТАНОВИЛ:

Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 17 августа 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением Западно-Сибирского окружного военного суда от 24 ноября того же года, частично удовлетворён административный иск Шорохова об оспаривании бездействия командиров войсковых частей 1 и 2, сопряжённого с неизданием в отношении него приказа об установлении надбавки за период с 1 января 2012 года по день обращения за судебной защитой в июле 2015 года.

Суд признал указанное бездействие незаконным в пределах срока с 1 января 2012 года по 7 октября 2014 года, обязал командира войсковой части 2 представить командиру войсковой части 1 необходимые сведения для подготовки приказа об определении Шорохову надбавки за этот период и обязал последнего командира издать соответствующий приказ.

Требования, сопряжённые с установлением административному истцу указанной выплаты после 7 октября 2014 года, оставлены без удовлетворения.

В счёт возмещения судебных расходов, состоящих из уплаченной Шороховым по настоящему делу государственной пошлины, с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области» в пользу административного истца взыскано ....... рублей.

16 декабря 2015 года командир войсковой части 1 исполнил судебный акт, издав в отношении Шорохова вышеупомянутый приказ.

В жалобе её автор просит приведённые судебные акты отменить и направить дело на новое судебное рассмотрение.

В обоснование, ссылаясь на обстоятельства спора, отдельные положения федерального законодательства, административный ответчик указывает на отсутствие у Шорохова права на получение надбавки, поскольку занимаемая последним воинская должность не была включена в утверждённый Министром обороны Российской Федерации Перечень организационных структур военной разведки, в которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы. Между тем от исследования данного Перечня судебные инстанции уклонились, что не позволило правильно разрешить спор.

Определением председателя судебного состава окружного военного суда Юркова В.В. от 25 мая 2016 года жалоба вместе с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационного обращения, президиум окружного военного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15 сентября 2015 года кассационные жалобы разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент их рассмотрения.

В силу статей 9 и 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), введённого в действие с 15 сентября 2015 года, законность при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечивается соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов. Существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, являются основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих денежным довольствием осуществляется в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Согласно части 18 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» правила производства надбавки определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. В соответствии с ними надбавка выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу в органах управления разведкой, разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом (подпункт «б» пункта 3 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту).

Конкретизирующий эти положения Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённый приказом Минобороны России от 30 декабря 2011 года № 2700, таким органом называет Министерство обороны Российской Федерации в лице его руководителя (подпункт «в» пункта 53).

Из изложенного прямо вытекает обусловленность производства указанной выплаты прохождением лицом военной службы в органах управления разведкой либо разведывательных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, включённых в обозначенный перечень, представляющий собой нормативный правовой акт, который в силу части 1 статьи 15 КАС РФ подлежит применению в ходе рассмотрения административного дела независимо от ссылки на него сторон. Таким образом, исследование данного перечня (выписок из него) при разрешении настоящего спора является обязательным.

Между тем в обжалованных судебных актах не нашло отражение обсуждение упомянутого документа, тогда как Шорохов претендует на получение надбавки в связи с прохождением военной службы в воинской должности начальника отделения (охраны и разведки) войсковой части 2. Отсутствует данный документ и в материалах дела.

В свете этого следует констатировать ошибочность утверждения гарнизонного военного суда, с которым согласилась апелляционная инстанция, о том, что факт прохождения административным истцом военной службы в разведывательном подразделении является достаточным основанием для производства надбавки.

Допущенные обоими судами нарушения материального закона повлияли на исход административного дела. Без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует исследовать данный перечень (выписку из него), с учётом которого дать правовую оценку оспариваемому бездействию административных ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС РФ, президиум окружного военного суда

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 17 августа 2015 года и апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 24 ноября 2015 года по заявлению Шорохова В.Е. отменить и передать дело на новое рассмотрение в Новосибирский гарнизонный военный суд в ином составе судей.

Председательствующий В.Г. Корякин