ПРЕЗИДИУМ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО ВОЕННОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4Га-163/2017 [44Га-5/2017]
город Новосибирск 1 ноября 2017 года
Президиум Западно-Сибирского окружного военного суда в составе председательствующего Корякина В.Г. членов президиума Актаева Г.В., Войтко С.Н., Лебедева А.Г. и Таранова В.А. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя командира войсковой части ........... майора юстиции ФИО1 на решение Томского гарнизонного военного суда от 12 мая 2017 года и апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 18 июля 2017 года по административному иску ............... ФИО2 об оспаривании отказа командира войсковой части ........... в перерасчете единовременного пособия при увольнении с военной службы.
Заслушав доклад судьи окружного военного суда Иванова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание состоявшихся по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и возражений относительно неё, выслушав объяснения административного истца ФИО2, президиум окружного военного суда,
УСТАНОВИЛ:
Решением Томского гарнизонного военного суда от 12 мая 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Западно-Сибирского окружного военного суда от 18 июля 2017 года, удовлетворены требования ФИО2, который просил обязать командира войсковой части ........... издать приказ о доплате ему единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере пяти окладов денежного содержания и произвести данную выплату.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика майор юстиции ФИО1 просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, которым отказать административному истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.
При этом автор жалобы, ссылаясь на обстоятельства дела и анализируя положения действующего законодательства, считает необоснованными выводы судов первой и второй инстанций о необходимости зачета в срок выслуги лет Красновского для исчисления размера пособия при увольнении с военной службы период прохождения административным истцом военной службы в Вооруженных Силах и внутренних войсках Украины.
В возражениях на кассационное обращение административный истец ФИО2, опровергая приведенные в ней доводы, просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Определением судьи окружного военного суда Иванова В.В. от 10 октября 2017 года кассационная жалоба представителя административного ответчика с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Западно-Сибирского окружного военного суда.
Изучив материалы административного дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, президиум Западно-Сибирского окружного военного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и второй инстанций были допущены ошибки в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что ФИО2 с 1 декабря 1992 года по 14 апреля 1995 года проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах Украины и по контракту – во внутренних войсках МВД Украины. С 9 июня 1997 года административный истец проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России.
В связи с увольнением Красновского с военной службы, приказом командир войсковой части ........... от 18 декабря 2015 года №*-с/ч административный истец исключен из списка личного состава воинской части. Согласно данному приказу общая продолжительность военной службы Красновского составила 20 лет 10 месяцев 09 дней, из которых 18 лет 6 месяцев 9 дней – военная служба во внутренних войсках МВД России и 2 года 4 месяца 13 дней – служба во внутренних войсках МВД Украины. При этом названным приказом ФИО2 определено к выплате единовременное пособие при увольнении с военной службы (далее – пособие при увольнении)в размере двух окладов денежного содержания.
В данный приказ командиром войсковой части ........... приказом от 26 декабря 2016 года №** с/ч внесены изменения, устанавливающие на день исключения из списка личного состава части выслугу лет Красновского во внутренних войсках МВД России в календарном исчислении в 20 лет 10 месяцев 22 дня.
Удовлетворяя требования административного истца, суды первой и второй инстанций посчитали, что действующее законодательство предполагает зачет в общую продолжительность военной службы для определения размера пособия при увольнении периоды военной службы ФИО2 в Вооруженных Силах и внутренних войсках Украины.
Вместе с тем частью 3 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011г. № 306–ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлено, что военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания. При этом порядок предоставления военнослужащему данной выплаты в соответствии с частью 18 названной нормы определяется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденного приказом МВД России от 2 февраля 2012 г. № 65, для выплаты единовременного пособия засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы, указанные в п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Содержание названных норм указывает на то, что при определении военнослужащему размера единовременного пособия при увольнении с военной службы необходимо исходить из общей продолжительности военной службы, которую военнослужащие проходят в федеральных органах исполнительной власти, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
На основании пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 под военной понимается служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств; служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях.
Иные периоды военной службы, указанные в данной норме, такие как военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, подлежат зачету в общую продолжительность военной службы для назначения пенсий.
При таких данных военная служба в Вооруженных Силах и внутренних войсках Украины, вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, нормативными правовыми актами, в том числе и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, к военной службе в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации не отнесена.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход административного дела, без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем они могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, но судами допущено неправильное толкование и применение норм материального права, президиум считает возможным в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить состоявшиеся по делу судебные акты с принятием нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного президиум окружного военного суда руководствуясь ст.ст.327 – 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Томского гарнизонного военного суда от 12 мая 2017 года и апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 18 июля 2017 года, вынесенные по административному исковому заявлению ФИО2, отменить.
Вынести по делу новое решение, которым отказать ФИО2 в удовлетворении требований о признании незаконным отказа командира войсковой части ........... в перерасчете единовременного пособия при увольнении с военной службы.
Председательствующий по делу В.Г. Корякин